Тема 2.1. Педагогика в системе наук о человеке и обществе
I. Задания для самостоятельной работы
1.Отработать конспект лекции и дополнить его понятийным глоссарием основных категорий педагогики.
2. Разберитесь в системе методологии педагогики.
3. Обсудите в учебной группе: чем педагогика отличается от психологии.
4*. Разберитесь с понятием образовательный процесс.
5*. Запишите в рабочей тетради характеристику основных этапов образовательного процесса.
6*. Изучите основные педагогические концепции подготовки специалистов.
7*. Проанализируйте основные факторы формирования личности.
8*. Определите специфику процессов обучения, воспитания, развития, входящих в образовательный процесс.
II. План проведения практического занятия.
(для очной формы обучения)
«Интеллектуальная разминка» по уточнению и закреплению понятий, используемых в ходе занятия:
- педагогика,
- предмет педагогики,
- объект педагогики,
- методы педагогического исследования,
- обучение,
- развитие,
-воспитание,
- педагогический ( образовательный) процесс.
Рассмотрение и обсуждение вопросов:
- образовательный процесс и его составляющие,
- принципы построения образовательного процесса.
Обзор литературы по теме занятия:
- выставка литературы,
- освещение характера публикаций,
III.Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к проведению практического занятия.
При изучении темы необходимо обратить внимание на категории: обучение, воспитание, развитие, психологическая подготовка, образовательный процесс и система.
В ходе практического занятия необходимо составить карту образовательного процесса, применительно к подготовке специалистов таможенных органов. Занятие проводится методом «мозгового штурма», где собирается максимально возможное количество вариантов учебной карты, с последующим определением наиболее эффективной организации учебного процесса.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Никитина Н.Н., Пустозеров А.И. Психология и педагогика., М;. Уч. пособие,- РТА,2014.
Дополнительная литература
1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998.
2.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1999.
3. Климов Е.А. Общая психология. М.,1997.
4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., Владос, 2002.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что изучает педагогика?
2. Дайте определение предмета и объекта педагогики.
3. Какова взаимосвязь педагогики с другими науками.
4. Что представляет собой система методов педагогики.
5. Какова структура педагогического процесса.
Тема 2.2. Сущность, закономерности , принципы и методы
Обучения
I. Заданий для самостоятельной работы
1. Отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Определите и запишите в рабочую тетрадь: сущность понятий – знание, начальные умения, навыки и навыки в широком смысле слова.
3. Обсудите в учебной группе: какие знания и навыки наиболее важны для специалиста таможенных органов и результаты запишите в рабочую тетрадь.
4. Выпишите в тетрадь основные методы изучения учебного материала.
5*. Проанализируйте основные психолого-педагогические теории обучения.
6*. Определите методы активного обучения и запишите их характеристики.
7*. Обоснуйте основные принципы обучения.
8*. Дайте характеристику основных методов обучения.
II. План практического занятия
(для очной и заочной формы обучения)
(занятие проводится с использование «мозгового штурма)
«Интеллектуальная разминка»по уточнению и закреплению понятий, используемых в ходе занятия:
- дидактика;
- навыки;
- обучение;
- умения;
- знания;
- методы обучения,
- технологии обучения.
- формы обучения
Обзор литературы по теме занятия.
- выставка литературы,
- освещение характера публикаций,
- практическая значимость изданий.
Рассмотрение о обсуждение вопросов:
1. Методическая система обучения и основные пути ее совершенствования.
2. Особенности применения основных методов обучения и направления повышения их эффективности с различными категориями специалистов таможенных органов.
3.. Особенности проведения занятий с различными категориями специалистов таможенных органов.
4. Фиксированное выступление на тему:Активные методы обучения в подготовке специалистов таможенных органов.
5. Практические задания:
-составление планов проведения занятий по различным видам подготовки. Обсуждение представленных планов.
III.Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к проведению практического занятия.
При изучении темы необходимо обратить внимание на: истоки возникновения дидактики, функции обучения и собственно педагогические закономерности обучения, особенности форм обучения и методики активного обучения.
При подготовке к практическому занятию особое внимание обратить на методику подготовки и проведения различных видов занятий со специалистами таможенных органов.
Учебная группа делится на три подгруппы. В ходе самостоятельной подготовки каждая подгруппа готовит и на занятии представляет:
- доклады руководителей групп по различным видам занятий («интеллектуальная разминка», «мозговой штурм»; «анализ конкретных ситуаций» и др;
- 10-15 мин дается подгруппам на раскрытие содержания подготовленного плана и использования активных приемов обучения ("мозговой штурм" - "атака", "интеллектуальная разминка").
В заключении организовать дискуссию: «Основные направления совершенствования методической системы обучения специалистов таможенных органов в современных условиях».