Научная гипотеза

Гипотеза– это научное предположение, утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. При этом:

· Научная гипотеза должна удовлетворять принципу фальсифицируемости – должна существовать возможность ее подтвердить или опровергнуть.

· По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии: а) предмета или явления; б) связи между предметами, явлениями (корреляции); в) причинной связи между предметами, явлениями (законе).

Следует различать:

· Теоретические предположения, которые входят в структуру теории в качестве объяснительных принципов и подлежат опосредствованному (косвенному) подтверждению или опровержению в специально спланированных эмпирических исследованиях.

· Эмпирические предположения, которые подлежат прямой эмпирической проверке.

· Статистические гипотезы о значимости различий в результатах (полученных данных), фиксируемых в экспериментальной и контрольной ситуациях.

3. «Язык современной науки»: знаково-символические средства в науке.

В филогенезе и онтогенезе знаковые системы возникают в следующей последовательности:

· Естественные знаковые системы, где базисными знаками могут выступать жесты, предметы, слова.

· Системы записи, где базисными знаками могут выступать изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы).

· Знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых формализованных знаков, символов, моделей.

Знаки и символы материальны, доступны чувственному восприятию, как и любая вещь.

Значение данного знака или символа определяется его предметной отнесенностью, а также местом и ролью в определенной системе знаков.

Три основных типа семиотических функций:

· Индексы – это обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают.

· Символы – это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым. Символ изображает какое-либо содержание или выражает отношение к какому-либо содержанию.

· Знаки – это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой.

Знаки и символы характеризуются рядом отношений:

· Наличие материальной формы знака(звук, изображение, жест), что обеспечиваетвозможностьдля его зрительного или слухового восприятия.

· Наличие обозначаемого содержания, которое складывается из двух компонентов:

Предметная отнесенность – то, что словом обозначается и замещается: объекты, процессы и предметы, их свойства, признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования.

Значение – система устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности.

Значение слов распадается на:

а) референтное (денотативное) значение, в котором фиксируются элементы предметной отнесенности;

б) ассоциативное (коннотативное) значение, выходящее за пределы предметной отнесенности и связывающее слово с другими значениями – тем самым обозначаемое вводится в систему сложных межпредметных связей и отношений и одновременно анализируется, абстрагируется и обобщается.

· Наличие смысла,который может извлекаться субъектом из сообщения как:

Ситуативный (контекстуальный) смысл – извлечение человеком из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации.

Личностный смысл – индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.

При этом формирование значений и личностных смыслов, а также соотнесение их с языковыми средствами исходно осуществляется в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.

Наши рекомендации