Примеры инструкций к заданиям.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_ Возрастная психологии

(наименование дисциплины)

Направление подготовки

Социальная работа

Уровень образования

Бакалавр

Профиль

Общий, академический бакалавриат

Форма обучения: очная, заочная

Фонд оценочных средств разработан   Мацинина Н. В., доцент, к. филос. наук, доцент
  (подпись) Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание
    Рекомендован к утверждению на заседании кафедры Социальных технологий
  (название кафедры)
  протокол заседания от _______________№_____________   Зав. кафедрой _________________ Агапов Е. П.
  (подпись) (Ф.И.О.)

Ростов – на – Дону – 2016

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ

Возрастная психология

(наименование дисциплины)

Код компетенции Формулировка компетенции
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК–6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК ОБЩЕПРОФЕСИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК - 6 способностью к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия личности и общества
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК–3     способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ _ Возрастная психология

(наименование дисциплины)

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины* Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства**
  Модуль 1. Введение в предмет изучения    
Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. Понятие возраст ОК–6 Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Реферат
Тема 2. Анализ проблем психического развития в зарубежной психологии ОК–6 Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Реферат
Тема 3. Вклад российских ученых в становление и развитие возрастной психологии ОК–6 ОПК - 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии (работа на практикуме) Контрольная работа Реферат Коллоквиум
Тема 4. Периодизация жизненного пути человека ОК–6 ОПК - 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Реферат
Модуль 2. Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития    
Тема 5. Младенческий возраст ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Презентация
Тема 6. Раннее детство ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Реферат
  Тема 7. Дошкольный возраст ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Презентация
Тема 8. Младший школьный возраст ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Презентация
Тема 9. Подростковый возраст ОК–6 ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии) Контрольная работа Презентация Коллоквиум
Тема 10. Юношеский возраст ОК–6 ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Презентация
Тема 11. Зрелый возраст   ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Презентация
Тема 12. Период старения и старости ОПК – 6 ПК–3   Ответ или дополнение на семинарском занятии Контрольная работа Презентация

* Наименование раздела указывается в соответствии с рабочей программой дисциплины.

**Наименование оценочного средства указывается в соответствии с учебной картой дисциплины.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Тесты письменные

по дисциплине «Возрастная психология»

(наименование дисциплины)

1.Тестовые задания (примерные)

1. Возрастная психология изучает: Общие законы развития и функционирования психики Проявление психики людей Детей дошкольного и школьного возраста Динамику и закономерности развития психики в онтогенезе  
2. Объектом возрастной психологии является Возрастные кризисы Зоны ближайшего развития Развивающийся и изменяющийся в онтогенезе человек Сенсомоторный интеллект  
3. Создателями акмеологии были: Рыбников Н.А. Ананьев Б.Г. Выготский Л. С. Бодалев А.А. Кузьмина Н.В. Леонтьев А. Н.  
4. В структуре деятельности выделяют: Субъект Объект Мотивы Цели Результат Все ответы правильные
5. В настоящее время разделами возрастной психологии являются: Детская психология Психология юности Девиантология Геронтопсихология
6. В настоящее время разделами возрастной психологии являются: Детская психология Онтология Социальная психология Геронтопсихология
7. Нормирование, инструктирование, регламентирование являются методами ... Социально-экономическими Организационными Психолого-педагогическими Структурными  
8. Целью какой отрасли психологического знания является изучениеособенностейпсихического развития на разных этапах становления и развития личности? Психологии развития Педагогической психологии Возрастной психологии Дифференциальной психологии  
9. В какой отрасли психологического знания возраст изучается через индивидуальные психологические различия между индивидами (между группами), причины и последствия этих различий? Психологии развития Педагогической психологии Возрастной психологии Дифференциальной психологии    
10. В какой отрасли психологического знания возраст изучается через законы возрастных преобразований в психологии человека на протяжении онтогенеза? Психологии развития Педагогической психологии Возрастной психологии Дифференциальной психологии    
11. В какой отрасли психологического знания возраст изучается через индивидуальные психологические различия между индивидами (между группами), причины и последствия этих различий? Психологии развития Педагогической психологии Возрастной психологии Дифференциальной психологии  
12. В какой отрасли психологического знания возраст изучается через все аспекты динамики и закономерности возрастного развития? Психологии развития Педагогической психологии Возрастной психологии Дифференциальной психологии  
13. К организационным методам в возрастной психологии относят: Сравнительный Комплексный Лонгитюдный Тестирование  
14. К организационным методам в возрастной психологии относят: Комплексный Лонгитюдный Биографический Анализ документов    
15. Укажите какие из перечисленных признаков следует отнести к особенностям возрастного кризиса: Неотчетливость начала и конца кризиса Четко очерченные границы Появление трудностей в воспитании Все ответы не правильные  
16. ______________ - это человек, достигший определенного уровня психического развития, характеризующегося тем, что в процессе самопознания он начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Индивид Личность Индивидуальность Все ответы верны  
17. Что из ниже перечисленного следует отнести к психическим свойствам: Память Темперамент Мышление Активность  
18. Современные теории рассматривают психическое развитие ребенка в системе отношений: Ребенок - предмет Ребенок - взрослый Ребенок – общество Все ответы не правильные  
19. Концепцию конвергенции 2-х факторов детского развития разработал: Холл Штерн Геккель Эриксон
20. Тип развития, в котором в самом начале заданы, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет в своем развитии, так и тот конечный результат, которого явление (организм) достигнет – это: Непреформированный тип Преформированный тип Эволюционный тип Все ответы правильные
21. Защитные механизмы (вытеснение, отрицание, рационализация и т.д.), при помощи которых личность оберегает себя от напряжения, испытываемого под воздействием внешних и внутренних сил, разработаны в концепции: Эриксона Мида Фрейда Холла
22. Основатель психоанализа : Фромм Фрейд Адлер Хорни Вебер
23. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата: Эриксоном Мидом Фрейдом Холлом
24. Цель, которую поставил перед собой ________, - это стремление выявить генетические возможности для преодоления психологических жизненных кризисов Эриксона Мида Фрейда Холла
25. Цельное осознание себя и своего места в жизни согласно стадиям жизненного пути Э. Эриксона, является задачей: Подросткового возраста Молодости Школьного возраста Зрелости
26. Цельное осознание себя и своего места в жизни согласно стадиям жизненного пути Э. Эриксона, является задачей: Подросткового возраста Молодости Школьного возраста Зрелости  
27. Влияние окружающей среды, особенностей региона на процесс социализации следует отнести к: Микрофакторам Мезофакторам Макрофакторам Мегафактор  
28. Влияние социально-экономических, социально-политических и идеологических систем на процесс социализации следует отнести к: Макрофактору Мезофактору Микрофактору Мегафактору    
29. Философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», которые выражаются в терминах: Аттракция Активность Пассивность Эмпатия
30. Человек рациональный принимает решения соответствующие его: Нормативным представлениям Стереотипам Вере в бога Индивидуального состояния  
31. Самовыражение, самоосуществление человека как природного существа выражается: Через нормативные представления Стереотипы Посредством индивидуального состояния Посредством тела  
32. Антропоцентризм в качестве основного объекта исследования рассматривает: Бог Природа Человек Общество  
33. Впервые термин «социализация» употребил А. Дистерверг П. Наторп Я. А. Коменский Т. Парсонс  
34. Виды жертв социализации: Потенциальные Латентные Экстернальные Интернальные  
35. Мезофакторы социализации: Экология Этнос Религия Семья Школа СМИ Географические Типы поселения  
36. Микрофакторы социализации: Семья СМИ Образовательные учреждения Страна Типы поселения Школа Детский сад Группа сверстников  
37. Факторы социализации: Мегафакторы Макрофакторы Мезофакторы Микрофакторы  
38. Механизмы социализации человека: Традиционный Институционный Стилизованный Межличностный  
39. Макрофакторы социализации: Экологические Этнос Религиозные условия Демографически экономические Социально-политические Типы поселения Страна Государство  
40. Задачи социализации: Политическая Культурная Самовоспитание Экономическая Социально-культурная  
41. Генетическая эпистемология - (от греч. genesis происхождение и epistemоlоgia теория познания) разработана: Выготским Л.С. Ж.Пиаже Элькониным Д.Б. Эриксоном Э.  
42. Утверждение: «Ветер дует потому, что раскачиваются деревья», следует отнести к: Резентативному интеллекту Репрезентативному интеллекту Практическому интеллекту Все ответы неправильные  
43. Этапами умственного развития в теории __________ являются сенсомоторная стадия, дооперационнальная стадия, стадия конкретных операций, стадия формальных операций: Л.С. Выготского Ж.Пиаже Д.Б.Эльконина Все ответы неверны  
44. Действие, которое совершает ребенок, повторяется ради того, чтобы продлить интересные впечатления – это Первичные круговые реакции Вторичные круговые реакции Третичные круговые реакции  
45. Системы обратимых действий, выполняемых последовательно и материально – это Сенсомоторные структуры Структуры конкретных операций Конкретные операции Интериоризация схем действий  
46. Сенсомоторный интеллект охватывает период с … по месяцев – 0 - 11 0 - 24 0 - 9 0 - 18  
47. Резентативный интеллект формируется в период с … по лет – a. - 8 b. - 12 2 - 12 2 - 10  
48. Репрезентативный интеллект формируется в период с … по лет – 8 - 10 9 - 12 12 - 14 13 - 14  
49. Книга «Речь и мышление ребёнка» написана: Выготский Л.С. Ж.Пиаже Эльконин Д.Б. Эриксон Э.    
50. Становление формальных операций – это Простые операции Система операций Гипотетико-дедуктивная логика Комбинаторика
51. К простым операциям Ж. Пиаже относит: Классификацию Взаимно однозначное соответствие Систему координат Проективные понятия  
52. К системе операций Ж. Пиаже относит: Классификацию Взаимно однозначное соответствие Систему координат Проективные понятия  
53. Слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», - принадлежат: Выготскому Л.С. Ж.Пиаже Эльконину Д.Б. Эриксону Э.    
54. Создатель культурноисторической концепции развития высших психических функций: Выготский Л.С. Ж.Пиаже Эльконин Д.Б. Эриксон Э.  
55. Обучение и деятельность являются: Условиями развития Источниками развития Движущими силами развития Формами развития  
56. Что из ниже перечисленного следует отнести к факторам, которые определяют психические характеристики возраста: Характер воспитания Особенности деятельности Конкретно-исторические условия, в которых осуществляется развитие индивида Все варианты правильные  
57. Первый профессионально-этический кодекс: «Поучение» «Юности честное зерцало» «Клятва Гиппократа» «Домострой»  
58. Наукой о профессиональном долге является: Этика Деонтология Аксилогия Онтология  
59. В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне.... Его актуального развития Его ближайшего развития Его перспективного развития Все ответы верны  
60. Ведущая деятельность – это деятельность…. Наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития Которой отдается предпочтение В форме которой возникают новые типы деятельности Все ответы правильные
61. К ведущей деятельности следует отнести: Непосредственное общение младенца с взрослыми Предметноманипулятивная деятельность в раннем детстве Материальная деятельность Профессионально-учебная деятельность юности Духовная деятельность
62. К ведущей деятельности следует отнести: Научная деятельность Предметноманипулятивная деятельность в раннем детстве Сюжетноролевая игра дошкольного возраста Учебная деятельность школьников Материальная деятельность
63. Учение о ценностях: Антропология Социология Аксиология Онтология Гносеология  
64. Концепцию поуровневого социального развития личности в онтогенезе разработал: Выготский Л.С. Фельдштейн Д. И. Эльконин Д.Б. Леонтьев А. Н.  
65. Общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке в начале ХХ века выдвинул: Выготский Л.С. Фельдштейн Д. И. Эльконин Д.Б. Леонтьев А. Н.    
66. Гипотезу об историческом происхождении периодов детства выдвинул: Выготский Л.С. Фельдштейн Д. И. Эльконин Д.Б. Леонтьев А. Н.    
67. Гипотезу о строении ведущих деятельностей в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрастах выдвинул: Выготский Л.С. Фельдштейн Д. И. Эльконин Д.Б. Леонтьев А. Н. Гальпериным П. Я.  
68. Всемирную известность завоевала теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека выдвинутая: Фельдштейном Д. И. Элькониным Д.Б. Леонтьевым А. Н. Гальпериным П. Я.    
69. Фельдштейн Д.И. дал характеристику основных типов ведущей деятельности и определил закономерности их смены. Определите верное соответствие типа ведущей деятельности и возрастного периода А. Эмоциональное общение 1. Дошкольник Б. Игровая деятельность 2. Раннее детство 3. Младенец  
70. Фельдштейн Д.И. дал характеристику основных типов ведущей деятельности и определил закономерности их смены. Определите верное соответствие типа ведущей деятельности и возрастного периода А. Учебная деятельность 1. Дошкольник Б. Игровая деятельность 2. Младший школьник 3. Младенец  
71. Фельдштейн Д.И. дал характеристику основных типов ведущей деятельности и определил закономерности их смены. Определите верное соответствие типа ведущей деятельности и возрастного периода А. Учебная деятельность 1. Младший школьник Б. Игровая деятельность 2. Старший школьник 3. Дошкольник    
72. Фельдштейн Д.И. дал характеристику основных типов ведущей деятельности и определил закономерности их смены. Определите верное соответствие типа ведущей деятельности и возрастного периода А. Учебная деятельность 1. Младший школьник Б. «Я» в обществе через общение 2. Старший школьник 3. Подросток    
73. Определите соответствие стадий резентативный интеллекта: А. Предоператорный интеллект Б. Конкретные операции   1. Простые операции 2. Система операций 3. Появление символической функции. 4.Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.  
74. Определите соответствие стадий сенсомоторного интеллекта: А. Центрация на собственном теле Б. Объективация практического интеллекта   1. Дифференциация средства и цели. 2. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям 3. Упражнение рефлексов 4. Первые навыки и первые круговые реакции  
75. Определите соответствие стадий репрезентативный интеллекта: А. Становление формальных операций Б. Достижение формальных операций   1. Структура «решетки» 2. Группа четырех трансформаций (INRC) 3. Гипотетико-дедуктивная логика 4 Комбинаторика  
76. Какое из нижеприведенных параметров развития ребенка относится к западной школе, а какое к российской школе возрастной психологии с точки зрения определения хода развития ребенка: 1. От социального к индивидуальному А. Западная 2. От индивидуального к социальному Б. Российская  
77. Какое из нижеприведенных параметров развития ребенка относится к западной школе, а какое к российской школе возрастной психологии с точки зрения определения условий развития ребенка: 1. Морфо-физиологические особенности мозга и общение 2. Наследственность и среда   А. Западная Б. Российская  
78. Какое из нижеприведенных параметров развития ребенка относится к западной школе, а какое к российской школе возрастной психологии с точки зрения определения источника развития ребенка: 1. Вне индивида, в среде 2. Внутри индивида, в его природе   А. Западная Б. Российская  
79. Какое из нижеприведенных параметров развития ребенка относится к западной школе, а какое к российской школе возрастной психологии с точки зрения определения формы развития ребенка: 1. Приспособление 2. Присвоение   А. Западная Б. Российская    
80. Какое из нижеприведенных параметров развития ребенка относится к западной школе, а какое к российской школе возрастной психологии с точки зрения определения специфики развития ребенка: 1. Разные формы концепции рекапитуляции 2. Воздействие общественно-исторических процессов   А. Западная Б. Российская    
81. Какое из нижеприведенных параметров развития ребенка относится к западной школе, а какое к российской школе возрастной психологии с точки зрения определения движущих сил развития ребенка: 1. Конвергенция 2-х факторов детского развития 2.Обучение и деятельность   А. Западная Б. Российская    
82. Описал эпохи, стадии и фазы детского развития и переходы между ними в ходе онтогенеза - _______________  
83. Возрастное развитие Выготский Л.С. рассматривает как диалектический процесс: эволюционные этапы постепенных изменений чередуются в нем с эпохами революционного развития: _________________  
84. _______________ разработал концепцию поуровневого социального развития личности в онтогенезе  
85. Сформулированное __________ положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей разработанного Д.Б. Элькониным  
86. Теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль – _________  
87. ___________ - это внутренние генетически запрограммированные ритмические механизмы, служащие для временного упорядочивания биологических функций и поведения  
88. Совокупность представлений о закономерностях развития психики ребенка, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. отечественными психологами – это концепция _______ __________  
89. Женевская школа генетической психологии - направление в изучении психического развития ребенка, созданное ______________  
90. ____________ - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.    
91. Комплекс ____________- понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта  
92. Комплекс _______________- понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса  
93. ___________________ - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.  
94. Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии - ____________________    
95. ____________ - качественно специфическая ступень онтогенетического развития.  
96. Коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, руководствующиеся соответствующими общественными, профессиональными принципами, нормами и ценностями – это ____________ социальной работы.  
97. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых - ________________________ Зона ближайшего развития  
98. ________________ - научное направление, развивающееся на стыке естественных, гуманитарных, общественных и технических дисциплин и изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие творческие достижения на этапе зрелости.  
99. ________________ - теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.  
100. _____________ - внутренние генетически запрограммированные ритмические механизмы, служащие для временного упорядочивания биологических функций и поведения.  
101. Теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности – это ____________________________ .  
102. Основными экспериментальными стратегиями в детской психологии являются _____________ исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и __________, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени.  
103. _________ - этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь  
104. Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности – это ______________ .  
105. _______________- эволюционный опыт предыдущих поколений живых организмов, запечатленный в генетическом аппарате.  
106. Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности ) – это  
107. _________ ______________ - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения.  
108. Предметом _______________ является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента).  
109. Развитие психики в___________________- процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.  
110. Развитие психики в____________- качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой.  
111. ___________________ - понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития.  
112. ______________периоды развития - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.  
113. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего, системы социальных ролей – это ________________
114. _____________ _________ - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими  
115. Сравнительно- генетический метод - исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения ___________ особенных ступеней ее развития.  
116. Теория______________- теория психического развития ребенка, предложенная В.Штерном , в которой была сделана попытка примирить два подхода преформистского, в котором ведущим фактором признавался фактор наследственности, и сенсуалистического, где упор делался на внешних условиях.  
117. ________________действия - система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития.  
118. В 1912г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения ___________ возраста к ________________ возрасту.  
119. _________________ операции - стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже, которая характерна для ребенка в возрасте от 11/12до 14/15лет и представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями .  
120. Ближайшее окружение человека – это ________.    
121. Формирование комплекса оживления происходит начиная с _______ недели жизни Первой Второй Третьей Четвертой
122. Общая психологическая готовность к школьному обучению предполагает наличие: Показателей интеллектуального развития Достижения по программам дошкольного обучения Адекватность общения со взрослым и сверстником Сенсомоторное развитие  
123. Специальная психологическая готовность к школьному обучению предполагает наличие: Показателей интеллектуального развития Достижения по программам дошкольного обучения Адекватность общения со взрослым и сверстником Сенсомоторное развитие  
124. Общая личная психологическая готовность к школьному обучению предполагает наличие: Показателей интеллектуального развития Достижения по программам дошкольного обучения Адекватность общения со взрослым и сверстником Сенсомоторное развитие  
125. Какие из ниже перечисленных факторов влияют на процесс дезадаптации подростков: Наследственность Национальная принадлежность Социальный фактор Половая принадлежность Педагогический фактор  
126. Декларация «О правах ребенка» принята:
127. В возрастной психологии период отрочества длится от ___ до __ лет: 12/13 до 15/17 11/12 до 15/17 12/13 до 15/18 11/12 до 15/18
128. В возрастной психологии период юности длится от ___ до ____ лет: 14/17 до 19/21 15/17 до 19/21 15/17 до 19/20 14/17 до 19/20
129. В возрастной психологии период молодости длится от ___ до ____ лет: 18/21 до 25/30 19/21 до 25/30 19/21 до 25/35 18/21 до 25/35
130. В развитии психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте среди прочих направлений развития выделяют «стабилизацию». В каком возрастном периоде она происходит: 23 - 32 23 - 27 30 – 35 33 - 35
131. Какие из нижеприведенных признаков характеризуют готовность ребенка к обучению в школе: Высокий уровень познавательных интересов Готовность к изменению социальной позиции Иерархия мотивов Самооценка
132. В жизненном цикле индивида уменьшение социальной активности происходит в: Зрелости Детстве Старости Юности  
133. Для анализа возрастных групп в возрастной структуре населения выделяют интервалы: Годичные трехлетние Пятилетние Десятилетние  
134. В возрастной структуре населения для анализа поколений население разделяют на: Детей Несовершеннолетних Молодежь Взрослых Пожилых  
135. В возрастной структуре населения для анализа поколений к взрослым относят людей в возрасте: 15 - 59 лет 18 – 59 лет 18 – 60 лет 25 – 60 лет  
136. Какой аспект старения характеризует падение деятельностной активности, сужение коммуникативных связей: Социально-геронтологический Психологический Физиологический Поведенческий  
137. Одной из основных причин социальных движений в обществе является : неудовлетворенные потребности людей низкий уровень развития экономики низкий уровень жизни населения давление политики государства невозможность реализации способностей  
138. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, требованиях морали. Верно только А Верно только Б Верно и А, и Б Оба суждения неверны
139. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности, которое тесно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить – это Мировоззрение Самосознание Самоопределение Самонаблюдение  
140. Негативизм, упрямство, стремление к самостоятельности – эти признаки относятся к кризису: Одного года Трех лет 7 лет 13 лет
141. Осознание себя как социального индивида, неудовлетворенность прежней сюжетно-ролевой игрой эти признаки относятся к кризису: Одного года Трех лет 7 лет 13 лет
142. По классификации Всемирной организации здравоохранения к пожилым людям относятся население в возрасте: от 64 - до 74 лет от 75 - до 85 лет от 90 лет и старше    
143. Генеральная Ассамблея ООН приняла Основные принципы относительно места и роли пожилых людей в обществе в:
144. К основным возрастным особенностям пожилых людей следует отнести: Изменения уровня образования Физиологические изменения Изменения социального статуса Снижение уровня профессионализма Снижение уровня жизни  
145. По классификации ООН общество называют старым, если удельный вес людей 65 лет и старше пре­вышает _____ % от всего населения:  
146. Укажите ведущую деятельность в подростковом возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение  
147. Укажите ведущую деятельность в младшем школьном возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение
148. Укажите ведущую деятельность в дошкольном возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение  
149. Укажите ведущую деятельность в старшем школьном возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение
150. Автором эгалитарного подхода к социализации мужчин и женщин является Аристотель Платон Фома Аквинский Монтескье  
151. Укажите ведущую деятельность в подростковом возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение  
152. Укажите ведущую деятельность в младшем школьном возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение  
153. Укажите ведущую деятельность в дошкольном возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение  
154. Укажите ведущую деятельность в старшем школьном возрасте: Игра Трудовая деятельность Учебная деятельность Общение  
155. Укажите какие из перечисленных признаков следует отнести к особенностям возрастного кризиса: Неотчетливость начала и конца кризиса Четко очерченные границы Появление трудностей в воспитании Все ответы не правильные  
156. Наименее разработанным периодом онтогенеза человека является: Подростковый возраст Юношеский возраст Зрелый возраст Период старения и старости
157. __________ - это человек, достигший определенного уровня психического развития, характеризующегося тем, что в процессе самопознания он начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я»: Индивид Личность Индивидуальность Все ответы верны  
158. Цельное осознание себя и своего места в жизни согласно стадиям жизненного пути Э. Эриксона, является задачей: Подросткового возраста Молодости Школьного возраста Зрелости  
159. Верно ли следующее утверждение: «Наибольшее внимание исследователей привлекает так называемый «кризис середины жизни» (35 – 40 лет), который связан с критическим переосмыслением человеком своих жизненных целей и избавлением от иллюзий и неоправданных надежд молодости» Верно Неверно
160. Совокупность биологических показателей и функционированием организма в целом – это Биологический возраст Хронологический возраст Психологический возраст
161. Характеристика определенного уровня развития психики как совокупность умственного возраста, социальной зрелости (адаптация к окружающей среде) и эмоциональной зрелости – это Биологический возраст Хронологический возраст Психологический возраст  
162. При изучении какого возрастного периода развития ребенка особое внимание уделяется процессам развитие речи, появлению предметной и игровой деятельности – Младенческий возраст Раннее детство Дошкольный возраст    
163. В хронологических границах юношества выделяют раннюю и позднюю юность. Соотнесите данную классификацию с предложенными возрастными периодами. А. Ранняя юность 1. 18 -23 Б. Поздняя юность 2. 18 – 25 3. 14 – 18 4. 15 - 18
164. Соотнесите название теорий с содержанием ее исследований А. Биологические 1. Юность – Закономерности сихической эволюции Б. Психологические 2.Юность - этап психосексуального развития В. Психоаналитические 3. Юность – этап эволюции организма    
165. Соотнесите типы поведения подростка с их содержанием А. Неуверенное 1. Учитывать правила и законы, поведение присущие данному коллективу   Б. Ассертивное 2.Тенденция скрывать собственное поведение мнение    
166. К основным образованиям раннего возраста относят: А. Формируется ходьба, мелкая моторика Б. Формируются когнитивные процессы В. Развивается ситуативно–деловое общение Г. Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания Верно А Верно Б Верно В Верно Г Все верно Все неверно  
167. Сопоставьте цели образовательно-воспитательного процесса в школе с их описанием:   1. Воспитание гражданственности; 2. Нравственное воспитание; 3. Трудовое воспитание.   А. Навыки использования полученных знаний на практике, профессиональная ориентация, развитие базовых навыков по определенной профессии, развитие навыков самообслуживания; Б. Привитие базовых правовых знаний, политической культуры, развитие патриотизма; В. Привитие этических норм и правил поведения, ценностей, приемлемых в данном обществе.  
168. Сопоставьте цели образовательно-воспитательного процесса в школе с их описанием:   1. Умственное воспитание 2. Эстетическое воспитание 3. Физическое воспитание   А. Развитие творческих способностей, привитие вкуса, знакомство с искусством, культурными особенностями жизни общества; Б. Развитие познавательного интереса, эрудиции, прикладных знаний, умений и навыков, создание условий для саморазвития ребенка; В. Развитие силы, ловкости, выносливости детей, привитие навыков здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности.  
169. Три типа общества в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности соответствуют трем характерам межпоколенных отношений в процессе социализации человека 1. Доиндустриальное общество; 2. Индустриальное общество; 3. Постиндустриальное общество   А. Поведение сверстников; Б. Старшие – модель поведения для молодых; В. А и Б    
170. Установите соответствие между механизмами социализации и их характеристиками А. Традиционный Б. Институционный В. Стилизованный Г. Межличностный   1. усвоение норм и ценностей в семье, школе 2. общение с личностью, кумиром 3. стихийное усвоение традиций на протяжении жизни 4. подражание поведению людей своей возрастной группы    
171. Установите соответствие понятий и их определений А. Идентификация Б. Индивидуальность В. Персонализация   1. Отождествление человека с кем-либо; 2. Процесс, в котором субъект получает идеальное представление о жизнедеятельности других людей и выступает в общественной жизни как личность; 3. Особенное, самобытное, свойственное только индивиду природное и социальное своеобразие;  
172. Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. А. Данные изменения могут происходить на биологической основе Б. Данные изменения могут происходить общественно-исторической основе. 1. Верно А. 2. Верно Б. 3. Оба утверждения верны. 4. Оба утверждения неверны.  
173. Наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания) – это _____________  
174. Отрасль практической психологии, имеющая дело с оказанием психологической помощи клиентам с использованием методов, методик, приемов, знаний и принципов теоретической возрастной психологии – это ______________ возрастная психология.  
175. Кроме выражения ___________ комплекс оживления выступает в функции ____________ младенца с взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент.  
176. ____________ ___________ - отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка.  
177. Этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь - ________________.  
178. Активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики- _______________ деятельность.  
179. Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста – это __________ возраст.  
180. Этап психического развития от 3 до 6/7 лет, характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра - _______________ возраст.  
181. Зона ближайшего развития - понятие, введенное ________. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением.    
182. _______________ _________ - понятие, введенное в 20-х гг. Н. М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций.  
183. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6/7 до ___ лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IVклассы) современной школе.  
184. На приведенной ниже возрастной шкале обведите кружком цифры, которые соответствуют возрастным кризисам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19  
185. Индивидуальные показатели общей, ____________, общей личностной форм психологической готовности к школьному обучению оцениваются при их сравнении с показателями ___________ нормы.  
186. Развитие игры в дошкольном возрасте - процесс, в котором игра ребенка приобретает форму социального ________________.  
187. ________возраст - стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий.  
188. Преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей – это ________  
189. Акселерация обусловлена влиянием как ______________ так и _________ факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием.  
190. Период жизни человека от рождения до подросткового возраста – это ____________  
191. ______________ - это комплексная интегральная характеристика положения человека в различных социальных системах и струк­турах, выражающая степень его социальной свободы, возможно­сти всестороннего развития и реализации его способностей и жизненных планов.    
192. ______________________ - поведение, выражаю­щееся сутяжничеством, непреодолимым, упорным стремлением отстаивать свои якобы ущемленные права путем бесконечных жалоб, исков, заявлений; затяжная борьба с мелкими, малозна­чащими нарушениями правил, порядка, прав против обидчиков, порой мнимых.  
193. Индивидуальные модели ситуативного поведения мужчин и женщин в различных ситуациях социально-профессиональной деятельности отражает гендерный ___________ .  
194. Ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий – это _____________ деятельность.  
195. Стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью - ____________ возраст  
196. Совокупность ум­ственных навыков, социально-психологических установок, пред­ставлений и привычек людей, принадлежащих к какой-либо со­циальной общности - ______________
197. Особь человеческого рода, по совокупности анатомо-физиологических признаков отличная от женщины - _______________ .  
198. Возрастная структура населения – это характеристика насе­ления по возрастным группам, поколениям, ______________ , которая создает базу для демографического, социального и экономиче­ского анализа.  
199. Акселерация обусловлена влиянием как ______________ так и _________ факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием.  
200. Междисциплинарная область исследования на стыке культурологии, социологии и психологии, изучающая особенности культуры, быта и методов воспитания ребенка у различных народов мира – это ___________ детства  

Спецификация теста

Спецификация тестовых заданийсоответствует структуре содержания учебного курса. Она исходит из особенностей самой дисциплины, синтезировавшей в себе научные знания и праксиологические элементы социальной работы с учетом возрастных особенностей. Особое внимание при составлении тестовых заданий уделено вопросам, содержащим в себе технологическую направленность, например, правильные или неправильные целевые установки бакалавра по социальной работе.

Тестовые задания (200 вопросов) могут использоваться как в открытом режиме в процессе обучения (лекция, семинар) для углубления знаний и закрепления навыков, так и в закрытом режиме - для промежуточного аттестации бакалавров.

В открытом режиме (лекция, семинар) – продолжительность тестирования до 10 минут. Предлагается до 5 тестовых заданий. В закрытом режиме (для промежуточного аттестации бакалавров) - продолжительность тестирования до 60 минут. Предлагается тестовое задание, состоящее из 30 вопросов разной степени сложности.

Инструкция по выполнению

Примеры инструкций к заданиям.

Тестовое задание «Множественный выбор»

К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). Отметьте правильный ответ(ы) маркером.

Тестовое задание «Короткий ответ»

Ответом на задания этой части может быть слово, словосочетание или дата. Впишите в поле для ответа печатными буквами Ваш ответ.

Тестовое задание «На сопоставление»

1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Запишите цифры и буквы выбранных ответов, сохраняя последовательность первого столбика без пробелов и других символов.

2. Укажите последовательность. Запишите требуемую последовательность буквами.

4. Критерии оценки:

Знания, продемонстрированные на промежуточной аттестации, оцениваются исходя из нижеприведенных критериев:

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
Тест промежуточной аттестации Неудовлетворительно 0 – 11 баллов
Удовлетворительно 12 – 18 баллов
Хорошо 19 - 24 баллов
Отлично 25 - 30 баллов

Составитель ________________________ Н. В. Мацинина

(подпись)

«____»__________________2016 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Вопросы для коллоквиумов

по дисциплине «Возрастная психология»»

(наименование дисциплины)

Раздел (Модуль 1) - Вклад российских ученых в становление и развитие возрастной психологии

  1. Ананьев Б.Г.: Проблема возраста в психологии.
  2. Мерлин В.С. о темпераменте как важнейшем аспекте индивидуальных особенностей человека.
  3. Биологические основы индивидуально-психологических различий.
  4. Место и роль психогенетики в возрастной психологии

Раздел (Модуль 2) -Подростковый возраст

1. Прочитайте третью главу повести Л.Н. Толстого «Юность» и сравните с характеристикой кризиса юношеского возраста в концепции Э. Эриксона.

2. Прочитайте романы Ф.М. Достоевского «Подросток» и Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сравните проблемы подростков в XIX и XX веках.

Критерии оценки:

· оценка «отлично» выставляется студенту, если он наберет 6 баллов;

· оценка «хорошо» выставляется студенту, если он наберет от 5 до 4 баллов;

· оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет от 4 до 3 баллов;

· оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он наберет менее 2 баллов.

Знания, продемонстрированные на коллоквиуме, оцениваются исходя из нижеприведенных критериев:

Тип задания Критерий оценки Описание критерия
Коллоквиум (до 6 баллов) Наличие конспекта (эссе) (начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) Представлен полный конспект первоисточника
Представлен развернутый ответ на вопросы
 
Знание и понимание теоретического материала (начисляется от 0 до 2 баллов: 0 - неудовлетворительно 0,5 – удовлетворительно 1 – посредственно 1,5 - хорошо 2 - отлично) Научно-категориальный аппарат: рассматриваемые понятия определены четко и полно
Продемонстрирована способность проанализировать и сопоставить теоретические аспекты вопросов, вынесенных на коллоквиум, с изученными в ходе лекционного курса и семинарских занятий
Наличие примеров, соответствующих теме
Уровень самостоятельности при выполнении работы
Анализ и оценка информации (начисляется от 0 до 1 балла: 0 - неудовлетворительно 0,2 – удовлетворительно 0,4 – посредственно 0,6 - хорошо 1 - отлично) Грамотно применяются категории анализа
Умело использованы приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений
Демонстрирует умение выявить нерешенные вопросы, а также соотнести поставленные проблемы с современными тенденциями развития концепций в области возрастной психологии.
Полнота охвата научной литературы (должны быть использованы монографии, научные статьи, учебные и учебно-методические работы),
Владение навыками логичного структурирования доказательств (начисляется от 0 до 2 баллов: 0 - неудовлетворительно 0,5 – удовлетворительно 1 – посредственно 1,5 - хорошо 2 - отлично) Последовательность, ясность и четкость изложения ответа на дополнительные вопросы

Составитель ______________ Н. В. Мацинина

(подпись)

«____»__________________2016 г.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Наши рекомендации