Основные концепции психологической зрелости

Э. Фромм

Гуманистическая этика:

- каждый человек выбирает один из двух способов ориентации в жизни:

1. Неплодотворная ориентация:

- рецептивная (берущая),

- эксплуататорская,

- стяжательская (сберегающая),

- рыночная (обменивающая).

2. Плодотворная ориентация.

- деятельная,

- любящая,

- разумная.

Любовь – плодотворная форма отношений к другим и самому себе, предполагает свободу, ответственность, желание чтобы другой человек рос и развивался.

Психологическая зрелость – плодотворная ориентация в жизни.

Вирджиния Сатир.

Каждая совершенная и гармоничная семья помогает жить каждому из нас, потому что мир на нашей планете начинается дома.

Характеристика гармоничной семьи:

- высокое самоуважение членов семьи,

- уравновешенный тип общения,

- открытость семейной системы.

А. Маслоу.

Самоактуализирующаяся личность – психологически зрелая личность.

Черты самоактулизирующейся личности:

1. более адекватное восприятие действительности,

2. принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других

3. простота и естественность,

4. деловая направленность,

5. склонна к одиночеству,

6. автономия и независимость от окружения,

7. свежесть восприятия, нахождение каждый раз нового в уже известном,

8. предельные переживания, характеризующиеся исчезновением собственного «Я»,

9. отсутствие враждебности в межличностных отношениях,

Три вопроса.

1. Хорошо ли вам сейчас живется в вашей семье?

2. Чувствуете ли вы что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми которые уважают и любят вас?

3. Быть членом вашей семьи интересно и приятно?

Существует два типа семей.

Зрелая семья.

· Естественность, честность и любовь.

· Полноценное общение, выслушивание друг друга.

· Проявление особой жизненной силы – движения свободны и раскованы, выражение лиц умиротворяющее.

· Дом наполнен светом и яркими красками.

· Люди с удовольствием прикасаются друг к другу, откровенно выражают свои чувства.

· Семья способна к продуктивному и согласованному планированию, внесению корректировок в планы.

· Способность без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Ребенок разбил чашку – его не накажут а научат как этого не сделать следующий раз.

· Родители – лидеры-вдохновители, а не авторитарные руководители.

· Дети изначально не могут быть плохими. «Плохое» поведение ребенка – результат недопонимания его действий родителями.

· Понимание неизбежности постоянного развития детей.

Проблемная семья.

· Дискомфортная атмосфера, члены семьи вежливы, но им тоскливо. /влияние психических изменений на соматическое состояние, со временем люди перестают отдавать себе отчет отчего происходят те или иные соматические расстройства/

· Лица и тела людей говорят об их страданиях, глаза смотрят в пол, они не видят других людей.

· Нет дружеского расположения, жизнь по обязанности.

· Избегание друг друга – способ выжить.

· Безнадежность, беспомощность, одиночество.

· Постоянные наказания за то, что сами зачастую делают.

· Дети неблагополучны с низкой самооценкой, это толкает их на последующие преступления.

Каждая проблемная семья может стать зрелой.

Большинство причин неблагополучия семей кроется в личном неблагополучном опыте членов семей. Опыт результат научения, поэтому можно приобрести другой конструктивный опыт, т.е. научиться жить иначе.

Для этого:

1. Необходимо признать, что временами ваша семья действительно бывает неблагополучной.

2. Вы должны простить себе прошлые ошибки и изменить свою жизнь, хорошо осознавая, что можно жить по другому не так, как это было до сих пор.

3. Надо принять решение о необходимости изменения ситуации.

4. Сделать первые шаги к этим изменениям.

Наши рекомендации