Социальные стереотипы в межличностном восприятии
Социальные эталоны (профессиональные, национальные, эталоны экспрессии, эталоны отдельных качеств личности, этико-эстетичные эталоны).
Каждый социально - перцептивный эталон имеет двойную детерминированность: со стороны общественного опыта и со стороны индивидуального.
Функция социально - перцептивных эталонов в процессе познания людьми друг друга: они выполняют функцию "мерки".
При непосредственном восприятии у воспринимающего формируется образ - представление. Он сличается с системой эталонов имеющейся у человека. На основе этого сличения личности оценивается (в целом и её отдельные качества).
Этот процесс весь происходит очень бегло, мы это не осознаём.
Позитивность этого процесса, по Коломинскому, заключается в том, что эти эталоны алгоритмизируют, упрощают процесс восприятия человека человеком.
Негативные стороны: то же упрощение способствует формированию определённой установки, на основании которой мы можем приписывать воспринятому человеку неприсущие ему черты и не замечать того, что ему свойственно.
К тому же исследования Бодалёва показали, что часто обобщения, лежащие в основе стереотипов, эталонов неадекватны.
Социально - перцептивные стереотипы часто идентифицируют с эталонами.
Но вообще-то стереотипы - схематичный, стандартный образ человека как представителя определённой социальной группы.
Поэтому их называют социальными (профессиональные, национальные, ролевые).
Стереотипы - часть эталонов.
В социальных стереотипах обычно превалирует детерминированность общественно историческим опытом.
Социальные стереотипы и эталоны являются одним из важнейших механизмов познания человека человеком.
Каузальная атрибуция
Каузальной атрибуцией называется стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них.
Межличностная аттракция
Межличностная аттракция – это понятие в психологии, которое определяет симпатию, привязанность, отношение между людьми. Как правило, мы не только воспринимаем окружающих, мы еще и формируем свое отношение к каждому из них.
Понятие и функции социальной группы
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Функции социальной группы:
1. Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.
2. Инструментальная — определяет место и формы работы.
3. Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.
Классификация групп в социальной психологии.
По размеру
Большая группа ( условная) – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)
Большая группа (реальная) — значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)
Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.
По общественному статусу
Формальная (официальная ) – реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.
Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.