Социальные стереотипы в межличностном восприятии

Социальные эталоны (профессиональные, национальные, эталоны экспрессии, эталоны отдельных качеств личности, этико-эстетичные эталоны).

Каждый социально - перцептивный эталон имеет двойную детерминированность: со стороны общественного опыта и со стороны индивидуального.

Функция социально - перцептивных эталонов в процессе познания людьми друг друга: они выполняют функцию "мерки".

При непосредственном восприятии у воспринимающего формируется образ - представление. Он сличается с системой эталонов имеющейся у человека. На основе этого сличения личности оценивается (в целом и её отдельные качества).

Этот процесс весь происходит очень бегло, мы это не осознаём.

Позитивность этого процесса, по Коломинскому, заключается в том, что эти эталоны алгоритмизируют, упрощают процесс восприятия человека человеком.

Негативные стороны: то же упрощение способствует формированию определённой установки, на основании которой мы можем приписывать воспринятому человеку неприсущие ему черты и не замечать того, что ему свойственно.

К тому же исследования Бодалёва показали, что часто обобщения, лежащие в основе стереотипов, эталонов неадекватны.

Социально - перцептивные стереотипы часто идентифицируют с эталонами.

Но вообще-то стереотипы - схематичный, стандартный образ человека как представителя определённой социальной группы.

Поэтому их называют социальными (профессиональные, национальные, ролевые).

Стереотипы - часть эталонов.

В социальных стереотипах обычно превалирует детерминированность общественно историческим опытом.

Социальные стереотипы и эталоны являются одним из важнейших механизмов познания человека человеком.

Каузальная атрибуция

Каузальной атрибуцией называется стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них.

Межличностная аттракция

Межличностная аттракция – это понятие в психологии, которое определяет симпатию, привязанность, отношение между людьми. Как правило, мы не только воспринимаем окружающих, мы еще и формируем свое отношение к каждому из них.

Понятие и функции социальной группы

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Функции социальной группы:

1. Место социализации личности, приобщение к общественным ценностям, нормам, правилам.

2. Инструментальная — определяет место и формы работы.

3. Социальная — ощущение принадлежности к данной социальной общности, поддержки с ее стороны.

Классификация групп в социальной психологии.

По размеру

Большая группа ( условная) – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

Большая группа (реальная) — значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

По общественному статусу

Формальная (официальная ) – реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Наши рекомендации