Тема 6. Функции менеджмента

Основные (базовые) функции менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности. Эти функции называются:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

Планирование — это процесс составления планов организации, т.е. такой этап управления, на котором определяются:

1) цели деятельности организации;2) ресурсы, необходимые для достижения этих целей;3) способы достижения поставленных целей.

Термин «организация» в менеджменте используется в двух значениях:

1) организация как объект управления — компания, предприятие;2) организация как функция менеджмента — процесс организационной деятельности.

Мотивация — это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.

Контроль — это процесс, в ходе которого менеджмент определяет, во-первых, достигнуты или нет цели организации, а, во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Координация — это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы компании.

Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления. Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры. Так как конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, то перечень таких функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих функций. В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты.

Тема 7. Мотивация как функция менеджмента

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.

Классификация мотиваций в зависимости от потребностей работника

Материальная

Трудовая мотивация является совокупностью внутренних сил сотрудника, движущих его стремлением к интересной и содержательной работе, зависит от значимости для компании выполняемых им функций.

Статусная – стремление работника занять более высокую должность или приступить к более ответственному заданию.

Мотиватор – определенный прием или способ мотивирования: поощрения, наказания, принуждения.

Стимул – то, что может быть предложено в качестве вознаграждения за действия человека.

Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Виды стимулирования:

· Экономическое(основано на применении в качетсве стимулов материального вознаграждения в качестве компенсации за трудовые усилия работника и достигнутые им результаты)

· Административное (основано на принятии решений руководителями в сфере нематериальных пощрений и наказаний, например благорадностей или выговоров, а также связанных с процессами организации работы, распределения полномочий и ответствености, определением графика работы и пр. Последние элементы иногда относят к так называемому организационному стимулированию.)

· Социально-психологическое (основано на применении к работнику сциальных стимулов, таких как отношение коллектива, статус и пр.).

Стимулирование, как средство усиления мотивов, проявление которых целесообразно с точки зрения задач, стоящих перед организацией, может существовать в двух взаимосвязанных формах:

Материальное стимулирование проявляется в том, что работник при оговоренном объеме и качестве выполняемой работы может рассчитывать на получение тех или иных материальных благ в натуральной или денежной форме.

Нематериальное стимулирование проявляется в том, что работник при оговоренных виде, объеме и качестве выполняемой работы может рассчитывать на получение тех или иных благ в невещественной форме, не имеющих прямой денежной оценки.

Наши рекомендации