Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики информатика психология педагогика

Уточнение предмета педагогической психологии требует также определения ее места среди других наук, прежде всего установления ее отношений к педагогическим дисциплинам, к общей и возрастной психологии.

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая "заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений".

В связи с такой "пограничностью" педагогики и психологии считаем необходимым, прежде всего, уточнить взаимосвязи между этими двумя науками. Психология органично связана с педагогикой, между ними существует несколько "узлов" связи

Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обучения и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты).

Заключение

Науки педагогика, психология и информатика существуют, как отдельные самостоятельные предметы изучения. Но между этими науками существует взаимосвязь и между ними есть взаимопроникновение. Их нельзя отделить друг от друга.

Если попытаться не связывать психологию с информатикой или педагогикой, то получится, что психология - это абстрактное понятие. Психология не будет зависеть ни отчего. Будет болтаться среди прочих незамысловатых наук.

Но когда психология будет взаимодействовать с педагогикой или информатикой, то все будет взаимосвязано. И на те вопросы на которые не может ответить педагогика или психология, то ответ можно найти в информатике.

Вывод: все науки меж собой взаимосвязаны!

Глоссарий.

№ п/п Новые понятия Содержание
Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики.
Информатика (ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science - компьютерная наука - в США, англ. computing science - вычислительная наука - в Великобритании) - наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации.
Психология (греч. шхчЮ - душа; греч. льгпт - мысль, причина) - академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного.
Научная психология система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Психология это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Психолог человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.
Педагогика (греч. рбйдбгпгйб) - наука о воспитании, обучении и образовании человека.
Педагогика единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А.В. Хуторской).
Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир.
Методология педагогики система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Список использованной литературы.

1. Дж. Гленн Брукшир Введение в компьютерные науки = Computer Science: An Overview. - 6-е изд. - М.: «Вильямс»

2. Глушков В.М. Безбумажная информатика. - М.: Наука

3. Лурия, Александр Романович. Лекции по общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2003.

4. Первушина, Ольга Николаевна. Общая психология: Методические указания. - Научно-учебный центр психологии НГУ

5. Гальперин, Пётр Яковлевич. Введение в психологию. - Москва: Книжный дом «Университет», 2007.

6. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Есипов Б.П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003.

Наши рекомендации