Принципы профессионального этикета

 
 

Кроме общих правил культурного поведения, существует еще и профессиональный этикет.

В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. Например, в организации от новичка станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.

Если вы хотите установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета зарубежных стран просто обязательно.

И в давние времена, и сейчас, правила делового этикета, культура поведения помогают сближению экономических, финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Для многих прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? Прежде всего, следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена.

Предприниматель должен научиться верить в порядочность людей. Нельзя при первой встрече обнаружить даже признак того, что вы представляете своего партнера как «темную лошадку», стремящуюся вас обязательно обойти на прямой или вираже, а говоря проще – обмануть. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер – хороший человек! Если, конечно, он не доказал своими поступками обратного.

Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения, принятых в стране партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения, их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Здесь особенно справедлива пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нередко надо соблюдать все правила даже том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.

Деловой этикет требует особого поведения в общении склиентами. В каждом виде услуг, оказываемых клиентам, есть свои профессиональные тонкости в поведении. Но всегда надо помнить, что определяет отношения с клиентами самый главный принцип: клиент – самый дорогой и желанный человек в вашем офисе (магазине, предприятии).

Если клиентов много, то обычно стараются в первую очередь обслужить женщин и престарелых. Но в любом случае, работая с клиентами, надо быть хорошим психологом.

Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Сверхмодный костюм совсем необязателен. Важно, чтобы он был в приличном состоянии, не висел мешком, а брюки не должны напоминать засаленную старую гармошку. Но костюм должен быть к месту и ко времени. Если переговоры с партнерами назначены на дневное время, подойдет светлый костюм. Брюки и пиджак могут быть разных цветов. Но если переговоры идут вечером, костюм должен быть темным, рубашка обязательно свежей, глаженой, галстук не кричащим, ботинки вычищенными. Элегантность делового человека определяют рубашка, галстук и ботинки, а не количество костюмов, которые он привез с собой.

Для поездки за границу достаточно иметь три комплекта одежды: темный и светлый костюмы, приличную куртку и свитер для прогулок. Женщинам – деловой костюм для дневных переговоров, платье для коктейлей (так называемое «маленькое платье») и удобную одежду для прогулок. Если маршрут вашей поездки проходит через страны Востока, то помните, что женщинам не следует надевать брюки, они не должны появляться на улице, в общественных местах без чулок или колготок (особенно в странах, исповедующих ислам), а мужчины в ярких галстуках.

Необходимо помнить, что в деловых отношениях мелочей нет. Для бизнеса этикет значит очень много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера – это его визитная карточка. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи. Помните, вас повсюду окружают люди, которые с той или иной степенью пристрастности изучают вас.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие этикета.

2. Принципы, лежащие в основе этикета.

3. Правила приветствия.

4. Правила представления.

5. Вербальные средства этикета.

6. Умение преподносить и получать подарки.

7. Искусство комплимента.

8. Особенности профессионального этикета.

Тематика творческих работ

1. Семинар-тренинг «Я тебя приветствую».

2. Семинар-тренинг «Давайте познакомимся».

3. Семинар-тренинг «Ни дня без комплимента».

4. Семинар-тренинг «Мы любим дарить и получать

подарки».

5. Интерактивная презентация проблемы «Этикет делового

человека».

6. Интерактивная презентация проблемы «Деловой этикет

в разных странах».

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии // Шанс на приключение. Техника – молодежь – творчество. Приложение "Инженер читает фантастику". – Петрозаводск: Карелия, 1991.

3. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1986.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979.

5. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.

6. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

7. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения в социуме. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

8. Атватер И. Я Вас слушаю. – М.: Экономика, 1984.

9. Бендлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. – СПб.: Институт Личности, 1993.

10. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

11. Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: Книга, 1991.

12. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Пер. с англ. – Симферополь: Реноме, 1999.

13. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. – М.: Фаир-Пресс, 2000.

14. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учебное пособие. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – (Серия “Кафедра психологии”).

15. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.

16.Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. – М., Инфра-М, 2000.

16. Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.: Питер, 1997. – (Серия «Мастера психологии»).

17. Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер,1997. – (Серия «Тренировка ума»).

18. Брайн Л. Имидж - путь к успеху. – СПб.: Питер-Пресс, 1996.

19. Братусь Б.С. Психологический тип личности в русской и современной культурах // Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) / Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ – М”, 2000.

20. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. – М.: Республика, 1995.

21. Будиянский Н. Ф. Психология управления: учебное пособие. – Одесса: ЛАТСТАР, 2002.

22. Бухтияров О. Заря диктатуры креативного класса // Политик HALL (Украина). – 2008. – № 42 (июль – август).

23. Буценко І.М., Ангелов Г.В., Резнік І.І. Ділове спілкування: наука і мистецтво / Під заг. ред. проф. Г.В.Ангелова. – Київ – Одеса: СМИЛ, 2001.

24. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – (Серия «Мастера психологии»).

25. Вагин И., Киршева Н. Переговоры: выиграй каждый раунд. – СПб: Питер, 2002. – (Серия «Бизнес-психология»).

26. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте // Вестник Международного университета. Серия "Менеджмент". – Вып. 3. – М., 2000.

27. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993.

28. Вердебер Р. Психология общения. Полный курс / Р.Вердебер, К.Вердебер. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

29. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. – М.: Прогресс,1987.

30. Вуджек Т. Тренировка ума. Упражнения для развития повышенного интеллекта. – СПб: Питер-Пресс, 1996. – (Серия «Сам себе психолог»).

31. Геррин Р. Зимбардо Ф. Психология и жизнь. – СПб.: Питер, 2004.

32. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Пер. с англ. // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина, – М.: Изд-во МГУ, 1985.

33. Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.

34. Головаха Е. И. Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев: Наукова думка, 1989.

35. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: Наука, 1980.

36. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

37. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности, – М.: Политиздат, 1991.

38. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. – (Серия «Мастера психологии»).

39. Деревицкий А. А. Шпаргалка для агента: Агентская работа в рекламе, страховании, коммерции. – К: Довира, 1995.

40. Доценко Е.Л. Психология манипуляций, феномены, механизмы и защита. – М.: «ЧеРо» –«Юрайт», 2000.

41. Джей Э. Эффективная презентация. – М.: Баланс-Клуб, 2004.

42. ДжиБ.Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение – СПб: Питер, 2000.

43. Добрович А. А. Общение: наука и искусство. – М.: Изд-во АПН СССР, 1989.

44. Добротворский И. Технология успеха: всё, что нужно знать о достижении успеха. – М.:КСП, 1996.

45. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001. – (Серия «Практикум по психологии»).

46. Жикаренцев В. В. Путь к свободе: взгляд в себя. – СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 1998.

47. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М.: Педагогика, 1991.

48. Зимбардо Ф., Лайпе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

49. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2005. – (Серия «Мастера психологии»).

50. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

51. Ильин Е. П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.

52. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988.

53. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

54. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: А.П.О., 1995. – (Серия "Психологическая помощь и консультирование").

55. Кеннеди Дж. Резюме для «чайников» / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

56. Ключников С. Личная территория. – М.: Беловодье, 2006.

57. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу / Пер. с нем. – М.: АО «Интерэксперт», 1996.

58. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

59. Компаньон М., Нуайе Д. Креативный подход в командной работе. – М.: Претекст, 2007.

60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.

61. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

62. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. – (Серия «Мастера психологии»).

63. Круглов А.В. Управление креативным потенциалом компании и его значение в рыночной конкуренции // Проблемы современной экономики. – 2004. – №4(12).

64. Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие – М.: Ось-89, 1996.

65. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М.: Россмен, 1995.

66. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 1997.

67. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – (Серия «Учебник нового века»).

68. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1986.

69. Лайндес Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технология эффективных коммуникаций. – 2-е изд. – М.: Добрая книга, 2002.

70. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. – М.: Ключ-С, 1999.

71. Лебон К. Психология народов и масс. – СПб.: Макет, 1995.

72. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М.: Знание,1991.

73. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

74. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированные технологии в инновационных процессах // Материалы VIII Международного форума «Высокие технологии XXI века». – Москва, 2007.

75. Лихачев Д.С. Русская культура в духовной жизни мира // Русский язык за рубежом. – 1990. – № 6,

76. Ложкін Г.В., Спасєнніков В.В. Економічна психологія. – 2-ге вид-во, перероб. і доп. – К.: ВД «Професіонал», 2007.

77.Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Прогресс, 1994.

78.Лэйзиер У.С.Восприимчивость к новым идеям и убийцы энтузиазма. – 2007. – Режим доступа: www.elitarium.ru

79. Лэндри Ч. Креативный город. – М.: Классика - ХХI, 2006.

80. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – (Серия «Мастера психологии»).

81. Маккензи. Р.А. Ловушка времени. Как сделать бoльше за меньшее время. – М.: Вече, 1995.

82. Мескон М., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело,1992.

83. Микитюк П.П. Інноваційний менеджмент: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2007.

84. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. – ­(Серия "Психологическая энциклопедия").

85. Мелибруда Е. Я – ты – мы: психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1986.

86. Миарс Э. Подчинять или подчиняться? / Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – (Серия «Сам себе психолог»).

87. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1997.

88. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999.­

89. Найдорф М. Введение в теорию культуры. – Одесса: Оптимум, 2000.

90. Налчаджан А.А. Этнопсихология. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

91. Невис Э. Организационное консультирование. – СПб.: Изд-во Пирожкова, 2002.

92. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование / Пер. с англ. – Челябинск: Версия, 1997.

93. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

94. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. – М: ЭКСМО, 2006. – (Серия «Психологический бестселлер»).

95. Пилипенко В.Є. Людина в ринковому суспільстві: орієнтації, поведінка, культура. – К.: Фоліант, 2005.

96. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Педагогика, 1976.

97. Пономаренко Л.П. Коллективизм – индивидуализм – разные способы конструирования “Я образа” // Вісник Одеського національного університета. – 1.7. – Випуск 3. Психологія, 2002. С.66 – 71.

98. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2003.

99. Пригожин А. И. Методы развития организаций. – М.: Международный центр, 2003.

100. Проблемы личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 1999. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

101. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд. перераб. и доп, – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

102. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. – / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

103. Психологія: Підручник / За ред. Ю. Л. Трофімова. – К.: Либідь, 2003.

104. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. – М.: Рефл­бук , К.: Ваклер, 1997.

105. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: Проспект, 2003.

106. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2001.

107. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004.

108. Скотт Г. Дж.. Конфликты: пути преодоления / Пер. с англ. – К.: Издательское общество «Верзилин и К ЛТД», 1991.

109. Слонь Л.И., Пеструев Н.А., Думко Ф.К., Буценко И.М., Ангелов Г.В. Культура управленских отношений: учебное пособие / Под общ. ред. проф. Ф.З.Мардаровского. – Одесса: СМИЛ, 2001.

110. Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

111. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. – М.: Мысль,1979.

112. Стаут С. Управленческий тренинг. – СПб.: Питер, 2002.

113. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М: ИПРАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

114. Стивенс Дж. Приручи своих драконов. – СПб.: Питер, 1995.

115. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания // Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ – М”, 2000.

116. Стоян Т.А. Діловий етикет: моральні цінності і культура поведінки бізнесмена: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2004.

117. Стресс жизни / Сост.: Л.М.Попова, И.В.Соколов.­ – СПб.: ТОО «Лейлай», 1994.

118. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Минск.: Харвест, 2007.

119. Учебник по психологии для экономистов / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер. – (Серия «Учебник нового века»).

120. Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организации / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.

121. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения /Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991.

122. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Классика - ХХI, 2007.

123. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990.

124. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.

125. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.

126. Фромм Э. Душа человека / Пер. с англ. – М.: Республика, 1992.

127. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. – М.: АСТ-ЛТД, 2000.

128. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М. 000 «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – (Серия «Классики зарубежной психологии»).

129. Хайем А. Ключи к развитию креативности. – 2007. – Режим доступа: www.elitarium.ru

130.Хайем А. Преодоление барьеров развития креативности и творческих способностей. – 2007. – Режим доступа: www.elitarium.ru

131. Хорни К. Самоанализ / Пер. с англ. – М.: Прогресс: Универс,1993.

132. Хейне П. Экономический способ мышления. – М.: Дело, 1991.

133. Херсонский Б. Г. Глубинная психологияС справочное издание. – Одесса: Астропринт, 1998.

134. Херсонский Г.Г., Дворяк С.В. Психология и профилактика семейных конфликтов. – К.: Здоров'я, 1991.

135. Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском её провести / Пер. с англ. – М.: Класс, 1996.

136. Хохель С. Пробуждение новых возможностей. – СПб.: Невский проспект, 2001.

137. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер Пресс, 1997. – (Серия «Мастера психологии»).

138. Хэмбли, Гордон. Телефонная помощь. – Одесса: Версия, 1993.

139. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995.

140. Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. -- СПб.: Питер, 2000. – (Серия «Мастера психологии»).

141. Чмут Т. К., Чайка Г. Л. Етика ділового спілкування: навчальний посібник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – Київ, Вікар, 2002.

142. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: ЮНИТИ: Культура и спорт, 1994.

143. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ. – М.: Мысль, 1980.

144. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

145. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости / Пер. с нем. / Под ред. М.В.Драко. – Минск: ООО «Попурри», 1998.

146. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор / Пер. с англ. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.

147. Экман П. Психология лжи / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – (Серия «Мастера психологии»).

148. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб: Ленато АСТ, «Университетская книга», 1996.

149. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.

150. Эриксон Э. Молодой Лютер. – М.: Медиум, 1996.

151. Этика российского рынка. Антология./ Редакторы М.Элиотт и С.Лингенфельтер. – М.: Златоуст, 1992.

152. Этническая психология: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2003.

153. Якокка Ли. Карьера менеджера. – Минск: ООО Попурри, 2001.

154. Янів В. Нариси до історії української етнопсихології. / Упоряд. М.Шаповал. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2006.

155. Bono, Edward de. Serious creativity. Using of power of Lateral Thinking to create New Ideas. – Harperbusiness, 1993.

156. Bono, Edward de. Teaching Thinking. – Penguin Books. London, 1976.

157. Gordon T.W. Marshall McLuhan: Escape into Understanding: A Biography. — Toronto: Basic Books, 1997.

158. Hall E.T. (1976). Beyond culture. – New York: Anchor. 1976.

159. Hofstede G. Cultures consequences: International differences in work-related values. – Beverly Hills, CA: Sase, 1980.

160. Kanagawa C., Cross S.E., Markus H.R. “Who Am I?” The Cultural Psychplogy of the Conceptual self // Personality and Social Psychology Bulletin, – 1994. – 20. – P. 90 – 101.

161. Levinson P. Digital McLuhan: A Guide to the Information Millennium. — N.Y.: Routledge, 1999.

162. Marchand P. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger. — Cambridge: MIT Press, 1998.

163. Markus H.K., Kitayama Sh. A Coiiective Fear of the Coiiective: Implications for Selves and Theories of Selves. // Personality and Social Psychology Bulletin, – 1994. – 20. – P. 321 – 348.

164. Singelis T.M. The measurement of independent and interdependent sef-construals. // Personality and Social Psychology Bulletin. – 1994. – 20. – P. 580 – 591.

165. Tоrrаnсе, Ellis Paul. Teaching creative and gifted learners. In M. C. Wittrock (ed.), Handbook of Research on Teaching (3rd edn). – Macmillan, 1986.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………….3

Глава 1.Деловое общение как компонент человеческой деятельности …...……………………………………………………6

Глава 2.Этика деловых отношений....................................... 29

Глава 3.Манипулятивное поведение: психологический и этический аспекты……..............................................................43

Глава 4. Психологические составляющие эффективного общения ……………………………………………………………62

Глава 5.Интерактивность как условие успешности делового общения……………………………………………………………..94

Глава 6.Проявление личности в эффективной коммуникации……………………………………………………...105

Глава 7.Становление профессионального самосознания и личностный рост…………………………………………………..124

Глава 8.Креативность личности как составляющая профессионализма……………………………………………….148

Глава 9. Мотивация в деловом общении…………….………185

Глава 10.Культура как психологический феномен..............238

Глава 11.Культура и индивидуальные характеристики человека……………………………………………………………251

Глава 12.Особенности межкультурной коммуникации.......269

Глава 13. Этикет и культура делового общения .................281

Литература………………………………………………………..301

Наши рекомендации