Период средневековья и эпоха Возрождения
Авиценна (980-1037), представитель арабской философии и медицины, вслед за Аристотелем и Платоном настаивал на независимости и даже несовместимости мышления и чувств, принадлежности мышления Богу.
Фома Аквинский (1225-1274) представлял себе мышление как высшую функцию триединой деятельности души: построение чувственного образа, само-ют о выполненных актах, самопознание (общение личности самой с собой).
Р. Бэкон (1214-1292), Д. Скотт (1270-1308) и Оккама (1300-1350) возвращали источник способности мыслить к материальному миру, к ощущению и восприятию, к представлению их как системы знаков («дым есть знак огня»).
Новое время (XVII век)
Ф. Бэкон (1561-1626) убеждал, что для мышления у человека есть две души - чувствующая и разумная. Первая проявляет себя в ощущении и восприятии и обусловлена воздействиями реальном» мира. Вторая, данная Богом, обрабатывает информацию, поступающую от чувствующей души через память и воображение.
Р. Декарт (1596-1650) отнес мышление к одному из двух субстанций - духовной. Деятельность мышления состоит в сомнении («если я сомневаюсь я мыслю, если я мыслю - я существую»). Психическое - только то, что осознает сам человек, то, что становится доступным только субъекту через интроспекцию, самосознание. Воображение, представление, ил мять, чувства суть простые телесные движения, пол дающиеся изучению через эксперимент. Телесная и духовная субстанции взаимосвязаны.
Т. Гоббс (1588-1679) говорил, что никаких духовных субстанций не существует и мышление определяется телесным свойством: без тела нет мышления («без гуляющего нет прогулки»). Суть мышления составляет осознанная манипуляция чувственными образами и представлениями через различные уровни ассоциаций. Механизм мышления подобен математическим операциям сложения и вычитания.
Б. Спиноза (1632-1677) настаивал на том, что мышление определяется единственной (а не двумя как у Декарта) субстанцией, независимой ни от кого, кроме реального внешнего мира. Мышление - один из двух атрибутов (свойств) этой единственной субстанции. Мышление выражается модусами (частим ми состояниями и видами), такими как впечатления, память, воображение, ассоциации, воля, аффекты, от познания конкретного к общему пролегает рез несколько уровней (чувственное, демонстративное и высшее — интуитивное познание).
Д. Локк (1632-1704) убеждал, что все разумное возникает из опыта, состоящего из «идей» (ощущений, памяти, воли и др.), наполняющих душу человека в течение его жизни. Простые чувственные - это материал для активного внутреннего (рефлексивного) их преобразования в новые идеи. Механизм преобразования – механическое комбинирование простых идей через ассоциации, абстрагирование, суммирование и т.п. Это и составляет основную схему мышления.