Функциональные последствия конфликтов

  • Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
  • Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  • Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
  • Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый “синдром покорности” – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старшего по должности.
  • Улучшаются отношения между людьми.
  • Люди перестают рассматривать наличие разногласий как “зло”, всегда приводящее к дурным последствиям.

Дисфункциональные последствия конфликтов

  • Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  • Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  • Представление о противоположной стороне как о “враге”, о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.
  • Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
  • Убеждение, что “победа” в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  • Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Что такое социальный конфликт?
  2. Приведите примеры социальных конфликтов.
  3. Какова природа социального конфликта?
  4. Что такое регулирование кризиса?
  5. Что такое разрешение кризиса?
  6. Расскажите об управлении социальным конфликтом.
  7. Что вы знаете о предотвращении конфликтов?
  8. Каковы функциональные последствия конфликтов?
  9. Каковы дисфункциональные последствия конфликтов?

Этапы и последовательность оптимального

Урегулирования конфликтов

Процесс урегулирования конфликта подчинен тому, чтобы тем или иным способом побудить конфликтующие стороны прекратить противоборство, вступить в переговоры между собой и найти совместное решение, в той или иной степени приемлемое для всех.

Нужно считаться и с тем, что конфликт как сложное взаимодействие людей – трудно регулируемый процесс с малой степенью предсказуемости. Человеческие отношения никогда не бывают однотипными, застывшими; они постоянно меняются. В каждом конкретном случае приходится определять содержание и специфику проявления данного конфликта, выбирая адекватные его природе методы воздействия на оппонентов, их поведение.

Шаг первый: “Действительно ли в данном случае существует конфликт интересов?”

  • То, что представляется реальным конфликтом интересов, может в действительности быть мнимым конфликтом, если стороны не верно понимают обстоятельства или если одна из сторон неправильно интерпретирует предложения или интересы другой.
  • Если стороны осознают это, конфликт исчезнет и необходимость в решении проблем отпадет.

Мнимый конфликт может возникнуть по трем причинам.

  1. Могут возникнуть ложные представления о намерениях или стремлениях другой стороны.
  2. Одна из сторон может вообразить, что предполагаемые действия другой стороны приведут к таким издержкам, к которым на самом деле они привести не могут.
  3. Одна из сторон может рассматривать намерения другой как спорные или необоснованные, каковыми они на самом деле не являются.

Шаг второй: “Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его”

  • Когда сделан вывод, что конфликт существует, следующим шагом участника конфликта должен быть тщательный анализ собственных интересов, базовых целей и ценностей.
  • Прояснив свои интересы, следует определить обоснованно высокий уровень притязаний по этим интересам и приготовиться к тому, чтобы отстаивать их.
  • В защите своих базовых интересов следует быть и амбициозным, и упорным.
  • Для выработки подлинно интегративного решения конфликт иной раз должен быть длительным.
  • Созидательные конфликты относятся к категории бурных обсуждений и легких споров, в которых обе стороны обозначают свои предпочтения и придерживаются своих целей, проявляя гибкость в способах их достижения.

Шаг третий: “Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон”

  • Определив высокий уровень своих притязаний, следует искать путь к тому, чтобы примирить их с притязаниями противостоящей стороны.
  • Участник конфликта должен заняться поиском интегративного решения проблемы.
  • Следует задаться сформулированными выше вопросами, помогающими изменить взгляд на проблему, и разработать одну или две модели поисков в целях достижения целей, которые обеим сторонам представляются самыми важными.
  • Если одной из сторон не удается понять основные требования другой стороны, снижение издержек и состыковка интересов невозможны, и приходится удовлетворяться другими подходами.
  • Бывает, что сведений о состоянии дел у другой стороны слишком мало, чтобы использовать продуманный подход к поиску интегративных решений. В таких случаях приходится идти путем проб и ошибок, предлагая серию вариантов решения проблемы в надежде, что один из них устроит противную сторону.

Шаг четвертый: “Снижение уровня притязаний и поиски решения”

  • Если шаг 3 не приводит к согласию, следует выбирать между двумя дальнейшими возможностями. Можно несколько снизить свои притязания, т. е. уступить по менее приоритетным вопросам, или вообще отбросить их, и сделать новую попытку достичь согласия.
  • Когда модель поисков учитывает притязания стороны, можно снизить уровень принятия этих притязаний и, если это ведет к согласию, убедить другую сторону в желательности такого снижения.
  • Шаг 4 следует повторять, пока не будет достигнуто соглашение или уход не станет очевидно неизбежным.

Наши рекомендации