Функциональные последствия конфликтов
- Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
- Совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
- Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
- Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый “синдром покорности” – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старшего по должности.
- Улучшаются отношения между людьми.
- Люди перестают рассматривать наличие разногласий как “зло”, всегда приводящее к дурным последствиям.
Дисфункциональные последствия конфликтов
- Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
- Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
- Представление о противоположной стороне как о “враге”, о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной.
- Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.
- Убеждение, что “победа” в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
- Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.
Вопросы и задания для самопроверки
- Что такое социальный конфликт?
- Приведите примеры социальных конфликтов.
- Какова природа социального конфликта?
- Что такое регулирование кризиса?
- Что такое разрешение кризиса?
- Расскажите об управлении социальным конфликтом.
- Что вы знаете о предотвращении конфликтов?
- Каковы функциональные последствия конфликтов?
- Каковы дисфункциональные последствия конфликтов?
Этапы и последовательность оптимального
Урегулирования конфликтов
Процесс урегулирования конфликта подчинен тому, чтобы тем или иным способом побудить конфликтующие стороны прекратить противоборство, вступить в переговоры между собой и найти совместное решение, в той или иной степени приемлемое для всех.
Нужно считаться и с тем, что конфликт как сложное взаимодействие людей – трудно регулируемый процесс с малой степенью предсказуемости. Человеческие отношения никогда не бывают однотипными, застывшими; они постоянно меняются. В каждом конкретном случае приходится определять содержание и специфику проявления данного конфликта, выбирая адекватные его природе методы воздействия на оппонентов, их поведение.
Шаг первый: “Действительно ли в данном случае существует конфликт интересов?”
- То, что представляется реальным конфликтом интересов, может в действительности быть мнимым конфликтом, если стороны не верно понимают обстоятельства или если одна из сторон неправильно интерпретирует предложения или интересы другой.
- Если стороны осознают это, конфликт исчезнет и необходимость в решении проблем отпадет.
Мнимый конфликт может возникнуть по трем причинам.
- Могут возникнуть ложные представления о намерениях или стремлениях другой стороны.
- Одна из сторон может вообразить, что предполагаемые действия другой стороны приведут к таким издержкам, к которым на самом деле они привести не могут.
- Одна из сторон может рассматривать намерения другой как спорные или необоснованные, каковыми они на самом деле не являются.
Шаг второй: “Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его”
- Когда сделан вывод, что конфликт существует, следующим шагом участника конфликта должен быть тщательный анализ собственных интересов, базовых целей и ценностей.
- Прояснив свои интересы, следует определить обоснованно высокий уровень притязаний по этим интересам и приготовиться к тому, чтобы отстаивать их.
- В защите своих базовых интересов следует быть и амбициозным, и упорным.
- Для выработки подлинно интегративного решения конфликт иной раз должен быть длительным.
- Созидательные конфликты относятся к категории бурных обсуждений и легких споров, в которых обе стороны обозначают свои предпочтения и придерживаются своих целей, проявляя гибкость в способах их достижения.
Шаг третий: “Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон”
- Определив высокий уровень своих притязаний, следует искать путь к тому, чтобы примирить их с притязаниями противостоящей стороны.
- Участник конфликта должен заняться поиском интегративного решения проблемы.
- Следует задаться сформулированными выше вопросами, помогающими изменить взгляд на проблему, и разработать одну или две модели поисков в целях достижения целей, которые обеим сторонам представляются самыми важными.
- Если одной из сторон не удается понять основные требования другой стороны, снижение издержек и состыковка интересов невозможны, и приходится удовлетворяться другими подходами.
- Бывает, что сведений о состоянии дел у другой стороны слишком мало, чтобы использовать продуманный подход к поиску интегративных решений. В таких случаях приходится идти путем проб и ошибок, предлагая серию вариантов решения проблемы в надежде, что один из них устроит противную сторону.
Шаг четвертый: “Снижение уровня притязаний и поиски решения”
- Если шаг 3 не приводит к согласию, следует выбирать между двумя дальнейшими возможностями. Можно несколько снизить свои притязания, т. е. уступить по менее приоритетным вопросам, или вообще отбросить их, и сделать новую попытку достичь согласия.
- Когда модель поисков учитывает притязания стороны, можно снизить уровень принятия этих притязаний и, если это ведет к согласию, убедить другую сторону в желательности такого снижения.
- Шаг 4 следует повторять, пока не будет достигнуто соглашение или уход не станет очевидно неизбежным.