Психологические особенности искусствоведческой экспертизы

КАФЕДРА ПРАКТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Доклад

НА ТЕМУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Студентки Тихоновой Анастасии Николаевны

Группы ПС-06-ЗС

Днепропетровск 2010

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Искусство ценилось всегда. И с каждым годом истинные ценители искусства готовы заплатить большие деньги за различные объекты культурной ценности – картины, статуэтки, различного радо изделия старины или известных авторов. Для установления подлинности изделия и выяснения его ценности. Подобная экспертиза имеет очень много психологических аспектов отражения личности самого автора, влияния на разные аспекты психики зрителей, отражает различные проявления творчества и уникальности самого человека. Вопросы изучения рисунков, почерка, речи человека всегда были в поле зрения специалистов различных областей (философов, лингвистов, историков, литературоведов, искусствоведов), однако только психология обладает уникальной возможностью во всем объеме представить личность и особенности ее характера в подобной экспертизе. Психологический анализ рисунка и текста — это одна из вершин психологического познания, с позиций которой любой рисунок и текст можно рассматривать с чувством благоговения, поскольку они есть не что иное, как результат тончайших переживаний человека, его размыш­лений и полярности эмоциональных состояний — горя и радости, смя­тения и ясности, страсти и расчета. Психологический анализ произведения искусства мы рассматриваем как метод изучения психологической реальности, предполагающий вычленение определенных структурно-функциональных компонентов в целостной психической деятельности автора. Это передача определенного знания о мире и картины видения мира человеком. Именно отдельные произведения искусства отражают различные виды психологической реальности целых стран и народов, их традиции, взгляды. Анализируя рисунки и тексты, можно понять, почему именно тот или иной образ или слова влияют на нас так сильно, доминируя в нашем сознании. Рассуждая о воздействии слова, Фрейд говорил, что словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его

в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами

оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений

и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга. Анализ рисунка и текста позволяет лучше познать психологию людей, которая интересна тогда, когда человек развивается, когда хочет

прийти к определенным результатам в жизни. Человек развивающийся нуждается в психологической поддержке, потому что иногда ему может не хватать душевных сил, иногда нужной информации или правильного понимания ситуации, в которой он оказался.

Психологический анализ особенностей воздействия рисунка и текста на психику человека, а также понимание внутреннего мира человека, который пишет, говорит или рисует, возможно только при одном условии — владении психологическими знаниями. Только от глубины и широты психологического познания зависит возможность психоаналитической деятельности.

Целый ход истории можно увидеть в кусочках камней и лоскутках, которые находят археологи на месте древних цивилизаций. Во все времена в мире рождались свои гении, которые осуществляли переворот в сознании людей парой строк или одним взмахом кисти. Исскуство проявляет себя через мировоззрение самого человека. Без духовной наполненности произведение искусство может представлять из себя лишь кусок бумаги с надписью. Для психологического анализа рисунка и текста процесс смыслообразования имеет особое значение. Изучение семантической структуры

сознания и связано с процессом смыслообразования, носителями смысла, их роли и значения в развития личности и всей жизнедеятельности не только одного человека, но и всего человеческого сообщества. Возьмем для примера строки В. Шекспира « Гамлет»

Что человек, когда он занят только

Сном и едой? Животное, не больше

Тот, кто нас создал с целью столь обширной,

Глядящий и вперед и вспять, вложил в нас

Не для того богоподобный разум,

Чтоб праздно плесневел он....

  1. Предмет исследования:

проблема соотношения материального и духовного в произведении Шекспира « Гамлет»

  1. Цели исследования:

- -Раскрыть культурно – пространственные составляющие личности человека,

-Найти подход к исследованию личности через ряд относительно самостоятельных пространств психики

– выявить проблему эстетического развития личности

– Определить отношение автора к предмету исследования

– Экспертное заключение психолога

– 1. Проблемное поле

Человек как система ценностей в контексте данного литературного произведения

Человек многогранен по своей природе. У него есть шанс подняться в мир Богов, познать свое высшее « Я», открыть в себе мир духа, творческую энергию сердца, пробудить свой разум и выйти из мира иллюзорного восприятия, которое порождает страдание

– Либо Уподобиться четвероногой твари и вести жалкое существование в рамках физической оболочки?

Шекспир затрагивает такой психологический аспект человеческого существа, как свобода выбора и умение вести осознанное существование. Выйти на более высокий уровень потребностей. « Не одним хлебом насущным жив человек»Особенности психики человека приводят его к тому или иному решению. Человек определяет для себя Быть или не быть? Просто существовать, или осознавать процесс своего бытия, нести ответственность за свои мысли, поступки и слова.

– 2. Факторы Влияния

– Конкретная ситуация, в которой возник конфликт духовного и материального

Именно через проблемные ситуации происходит развитие самой личности

– Мировоззрение автора открывает миру данную проблему, пробуждая мысли о их собственном существовании

– Исторический фактор, социальные проблемы и особенности культуры

Наши рекомендации