И исследовательские программы

Организация научно-исследователь­ской деятельности в каждой стране имеет особенности, обусловленные историей.

К концу XX в. во всех странах мира психологические разработки ведутся, как правило, в специализированных исследо­вательских институтах, лабораториях, которые могут входить в различные орга­низационные структуры и иметь разное финансирование и статус, оставаясь, однако, психологическими как по направ­лению работ, так и по квалификации сотрудников.

Постсоветская Россия унаследовала от СССР структуру научно-исследовательских учреждений, включающую академические НИИ и лаборатории, исследовательские учреждения в структуре «ведомственной» науки и научно-исследовательские подраз­деления высших учебных заведений. Существовала также система научно-исследовательских договорных работ, осуществляемых сотрудниками вузов по заказам госучреждений и предприятий (на сегодняшний день она практически разрушена).

Старейшим психологическим научно-исследовательским учреждением страны является Психологический институт Рос­сийской академии образования, основан­ный в 1914 г. на средства выдающегося русского промышленника и мецената С.И. Щукина. На протяжении 80 лет ин­ститут неоднократно менял свое название и ведомственную принадлежность, но оста­вался центром фундаментальных исследо­ваний. В Психологическом институте РАО (ПИ РАО) работает свыше 240 сотрудников. ПИ РАО — это 30 лабораторий и исследо-

1.4. Научные организации и исследовательские программы





вательских групп, объединенных в следу­ющие отделы: 1) «Философская и культурно-историческая психология», 2) «Возрастная психология развития», 3) «Педагогическая психология», 4) «Психология личности», 5) «Общая психология», 6) «Практическая психология». При институте организован Международный психологический кол­ледж. Директор Психологического инсти­тута РАО — академик РАО В.В. Рубцов. В состав Российской академии образова­ния входит Отделение психологии и воз­растной психологии (академик-секретарь А.В. Петровский). Сегодня в учреждениях РАО работает наиболее многочисленный «отряд» отечественных психологов.

Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррек-ционной педагогики РАО, Институт педа­гогических инноваций РАО, Исследо­вательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной пе­дагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследова­тельский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального само­определения молодежи РАО.

Созданный в 1992 г. Институт развития личности РАО занимается преимуществен­но психологическими исследованиями: психология реабилитации личности, пси­хология жизненного самоопределения, психология развития и т. д.

В системе образования существует мно­жество психологических исследователь­ских учреждений, в частности Научно-методический центр «Диагностика, адапта­ция, развитие» им. Л.С. Выготского и Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца при Комитете образования г. Москвы. За пределами Москвы в Институте обра­зования взрослых РАО (Санкт-Петербург), Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО (Томск) и многих других учреждениях организованы психо­логические лаборатории.

Крупнейшим научно-исследователь­ским психологическим учреждением в России является Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН),

организованный в 1971 г. по инициативе Б.Ф. Ломова (первый директор института). В организации ИП РАН приняли участие такие выдающиеся ученые, как АН. Леонть­ев, А.Р. Лурия, Е.В. Шорохова, В.Д. Небы-лицын, В.А. Пономаренко, П.К.Анохин, А.И. Берг, В.В. Паренс, Б.Н. Петров и многие другие. В состав Института психо­логии РАН вошел сектор психологии Института философии РАН, образованный в 1945 г. С.Л. Рубинштейном.

Сегодня в ИП РАН работает около 230 сотрудников, которые проводят фун­даментальные и прикладные исследования в следующих основных направлениях: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, социаль­ная психология, когнитивная психология психология труда и инженерная психоло­гия, психофизиология и т. д. В составе института 20 научных подразделений (лабораторий и функциональных групп). При институте действует Консультацион­ный центр, Высший психологический кол­ледж и издательство. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и журнала «Иностранная психо­логия». Директор Института психологии РАН — член-корреспондент РАН А.В. Бру-шлинский.

В системе Российской академии наук существует еще ряд научных психологичес­ких подразделений, в частности сектор социальной психологии науки Института истории естествознания и техники РАН.

Крупнейшим исследовательским цент­ром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологи­ческий институт им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге (директор — профессор Б.Л. Кабанов).

Психологические исследовательские лаборатории и группы имеются в институ­тах Российской академии медицинских наук, в частности в Научном центре пси­хического здоровья.

Исследования по прикладной психоло­гической проблематике ведутся в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагари­на, НИИ авиационной и космической медицины, в Научно-практическом центре ГШ ВС РФ, Институте медико-биологи­ческих проблем, во Всероссийском НИИ



1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА



очередь — Международный научный фонд и его многочисленные ответвления («Культурная инициатива», «Открытое общество», «Центрально-Европейский университет» и пр-). Например, в структу­ре Российского гуманитарного научного фонда; существует отдел, занимающийся проблемами комплексного изучения чело­века. Из 8 основных дисциплин (филология, история, экономика, философия, психоло­гия и педагогика, политология и право, социология, искусствоведение) психология занимает среднее положение!в рейтинге по числу поддержанных фантов (табл. 1).   РГНФ и RSS: сравнительная структура распределения грантов (данные по Москве)-

Сравнительный рейтинг дисциплин по числу присужденных грантов (данные по России за 1994 г,)

МВД РФ, Всероссийском НИИ техничес­кой эстетики; и множестве других ведомст­венных научно-исследовательских учреж­дений.

Издавна мощнейшим научным психо-лфгическим потенциалом располагают факультеты психологии крупнейших уни­верситетов: Московского государствен­ного университета (МГУ), Московского государственного педагогического универ­ситета (МГПУ), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Ярославского государственного универси­тета (ЯрГУ), Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответству­ющие мировому уровню.

  Рейтинг Средний
Название дисциплины 1993г. ,1994 г, 1995 г. дисциплины
  RSS РГНФ RSjS РГНФ RSS, РГНФ RSS РГНФ
Филология 3=4=5 2=3
История 6=7=8 ,1
Экономика 2 . 3=4 3=4
Философия 6=7=8 3=4 3=4
Психология 6=7=8 4=5
и педагогика                
Политология 3=4=5 2=3 - •6-.-
и право                
Социология
Искусство- 3=4-5 4=5
ведение                
Примечание.Название и группировки дисциплин приведены по: классификации, принятой в РГНФ, Дисциплины перечислены по уровню среднего ранга РГНФ. RSS — Центрально-Европейский университет.

Традиционный список ведут щих психологических научных учреждений России («большая пятерка») составляют Институт психологии РАН, Психологичес­кий институт РАО, Психоневро­логический ИНСТИТУТ ИМ: B.JVL Бехтерева и факультеты психологии МГУ и СПб ГУ. На их долю приходится большая часть научного «продукта» российской психологии. Эти центры имеют наибольшее число научных дого­воров, а сотрудники получают большую часть грантов, финан­сируемых научными фондами РГНФ, РФФИ, «Культурная ини­циатива»^ «Фонд Форда» и т.д.

Название дисциплины* РГНО> RSS ГуШни-таРии** ФульбРайт АЙРЁКС АСПРЯЛ
Филология , 1 '1 2=3:.. ;• • -• 1 :, !
История 3=4=5=6
Экономика 5, . 3, 3=4=5=6
Философия 4 4' 3=4 - ^=4=5=6;
Психология 8 ':5   - '2 '
и педагогика            
Политология , 6 - - 2=3
и право            
Социология - - - 3=4=5=6
Искусство- - -  
ведение            

К сожалению, экономическое положение науки в России и дез­интеграция исследовательских связей являются серьезной, при­чиной, не позволяющей реализо­вать научно-исследовательские психологические проекты наци­онального масштаба. Однако кад­ровый и организационный потен­циал для этого еще существует.

'Дисциплины перечислены по рейтингу РГНФ. * "Конкурс проводился только по гуманитарным дисциплинам.

Новой для России организа­ционно-финансовой формой под­держки психологической научной деятельности являются научные фонды. К их числу относятся уже упоминавшиеся РГНФ и РФФИ, а также иностранные фонды, финансирующие исследования российских ученых, в первую

1.5. Психологические ассоциации



По числу поддержанных грантов лиди­руют психологи факультета психологии МГУ, Психологического института РАО и Института психологии РАН г. Москвы (табл; 2). Это отнюдь не свидетельствует о том, что в других университетских городах России нет выдающихся исследователей и крупных коллективов. Объяснение прос­тое: Москва обладает наибольшим коли­чеством научных учреждений и кадров.

Подводя итог, можно сказать, что сегодня в России (так же как и за рубежом) пси­хология является самостоятельной, доста­точно институализированной наукой, рас­полагающей системой научных центров и высококвалифицированными кадрами исследователей.

Наши рекомендации