Последовательная индукция иногда выражается в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна.

Можно задать вопрос, что произойдет, если наблюдать цветной образец сначала на белом или сером фоне, а потом перевести взгляд на цветное поле? На нем вы увидите пятно, по форме соответствующее только что наблюдаемой фигуре, а по цвету - представляющее оптическое смешение цвета фона и «вспыхнувшего» на нем контрастного цвета к наблюденному раньше. Переведя глаз на белое поле, вы увидите контрастный цвет в его чистом виде.

Илл. 12 представляет собой усложненный пример для наблюдения последовательного отрицательного образа или последовательного контраста. Всмотритесь в центральный квадрат иллюстрации. По прошествии 10-15 секунд переведите глаз в центр правого белого поля и наблюдайте, какие цвета и в какой последовательности возникнут на белом поле. Это и будут последовательные отрицательные образы цветных фигур таблицы.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 12.

Последовательная индукция иногда выражается в том, что воспроизводится и форма предыдущего цветового пятна. - student2.ru

Явление последовательной индукции подчинено определенным закономерностям:

- светлота последовательного образа будет обратной светло­те раздражителя;

- в последовательном образе любой цветовой тон появляется как субтрактивно-дополнительный цвет;

- последовательный образ всегда будет ненасыщенным; последовательный образ всегда смешивается с фоном;

- более светлый последовательный образ кажется находящим­ся за фоном, более темный - перед фоном;

- малонасыщенные цвета не вызывают последовательного об­раза.

Действие последовательной индукции необходимо учитывать:

1. При размещении объекта визуальной информации в пред­метно-пространственной среде.

2. При проектировании крупных экспозиций: выставки, музеи и т.д.

3. При разработке отдельных элементов экспозиции.

4. При разработке отдельных частей изображения, если оно достаточно велико.

Оценка ведется на уровне: предшествующее цветовое впечатление - последующее цветовое впечатление.

Анализируя место размещения объекта дизайна необходимо:

-первое, обратить внимание на возможные цветовые раздражители и на возможную последовательность их восприятия;

-второе, выяснить впечатление какого цвета будет пред­шествовать восприятию объекта. Третье, устранить возможное появление последовательного образа, добавив к цвету объекта цвет, вызывающий индукционное действие, если это необходимо.

При проектировании крупных экспозиций (выставки, музей) следует учитывать последовательность восприятия зрителем цветовых зон и размещать эти зоны, так, чтобы не проявлялось явление последовательной индукции. Нередко для снятия цветовой усталости вводят зоны "цветовой реабилитации", например, в виде фона. Возможно зонирование по разделам экспозиции, по залам и т.д., с разделением на контрастирующие группы цветов, При разработке отдельных частей изображения, если оно достаточно велико, необходимо учитывать последовательность прочтения цветовых пятен ,ибо перенося взор с одного цветового пятна на другое, переносится и сохранившееся на сетчатке глаза кратковременное изображение предыдущего пятна в субтрактивно-дополнительном цвете.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое явление цветовой индукции? Положительная и отрицательная индукция.

2. Какова мера цветовой индукции? Виды индукции.

3. Что такое светлотная индукция (контраст)?

4. Что такое краевой контраст?

5. От чего зависит светлотная индукция?

6. Что такое одновременная хроматическая индукция (контраст)?

7. От каких факторов зависит одновременная хроматическая индукция?

8. Что такое последовательная индукция (последовательный отрицательный образ)?

9. Как определить цвет последовательного образа?

10. Каковы закономерности последовательной индукции?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адаптировано из:

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.

2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.

3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.М., Мир, 1982

4. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. М.-Л. Изд-во ГОНТИ, 1938.

5. Фельдман В.А. Искусство акварельной живописи. Киев, Мистецтво, 1967

6. http://www.ritsumei.ac.jp/~akitaoka/index-e.html

7. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. − М.: Мир, 1978.

8. Цвет в промышленности / Под ред. Р. Мак-Дональда: Пер. с англ. И. В. Пеновой, П. П. Новосельцева, под ред. Ф.Ю.Телегина. - М.: Логос, 2002.

9. http://ru.science.wikia.com

10. “Eye,Human”, Encyclopedia Britannica, 2006, Ultimate Reference Suite DVD, 2009.

11. 1. Рудин Н.Г., Руководство по цветоведению, ГИЗЛЕГПРОМ, 1956.

[1] Противоположные цвета – наиболее отличные, далекие друг от друга по цветовым тонам.

[2] Под влиянием цветового контраста они изменяются только приблизительно в сторону дополнительного цвета.

Наши рекомендации