Воспитание физических (двигательных) качеств
ВВЕДЕНИЕ
В условиях бурного научно-технического прогресса дефицит двигательной активности и нервные перегрузки являются важнейшими причинами тех негативных изменений в состоянии здоровья населения, которые наблюдаются сейчас во многих развитых странах мира. Недостаточна двигательная активность и стрессы не только ослабляют сопротивляемость организма человека, ухудшают умственную и физическую работоспособность, но и служат причиной тяжелых патологических явлений, в значительной мере обуславливающих рост сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, психологических и целого ряда других заболеваний.
На сегодняшний день самым действенным средством профилактики всех этих негативных явлений является физическая культура и массовый спорт. У человека нет какого-либо другого, более надежного способа укрепить здоровье, достигнуть стабильного психологического равновесия и высокой работоспособности, чем физическая культура.
Особенно важное значение имеет физическая культура для подрастающего поколения в том числе и для студенческой молодежи. Именно им придется жить в ХХI веке и решать важнейшие политические, экономические и социальные задачи, стоящие перед нашей страной. Поэтому будущий специалист должен обладать не только хорошей теоретической подготовкой и глубокими знаниями, необходимыми ему в будущей производственной деятельности, но и высокой физической подготовленностью, основанной на ежедневных занятиях физическими упражнениями.
Однако для этого ему нужно не только убедить себя в необходимости регулярных занятиях физическими упражнениями, но и овладеть основными знаниями по вопросам теории и методики физического воспитания. Лишь в этом случае он сможет методически правильно организовать свои занятия, подбирать необходимые средства и методы, дозировать и регулировать нагрузки в занятиях и многое другое.
1. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Приступая к занятиям физической культурой и спортом, каждый человек ставит перед собой вполне определенные цели и задачи, большинство из которых можно решать средствами и методами физической подготовки.
Физическая подготовка направлена на всестороннее развитие организма занимающихся, укрепление его здоровья, совершенствование двигательных качеств и способностей и таким образом - на создание прочной функциональной базы для всех остальных видов подготовки.
По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическую подготовку принято делить на - общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают процесс гармонического развития двигательных качеств. Оказывающих положительное влияние на достижения в конкретном виде спорта и эффективность тренировочного процесса.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных качеств строго в соответствии с требованиями предъявляемыми спецификой конкретного вида спорта, особенностями соревновательной деятельности в нем.
Техническая подготовка- это процесс становления умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в соревновательных действиях, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.
Тактическая подготовка. В теории и практике спортивной тренировки понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.
Известный норвежский конькобежец Янмар Андерсен писал: «Тактика - это участие мозга в беге ... Побеждает чаще всего тот, кто умнее борется». Эта формулировка относится к любому другому виду спорта, особенно теперь, когда спортивные результаты не только исключительно высоки, но и исключительно плотны. Тактика спортсмена в соревнованиях зависит от нескольких основных факторов: от умения целесообразно использовать в условиях спортивной борьбы природные данные и выработанные навыки: от умения правильно распределять свои силы в соревновательной деятельности (забеге, бою, игре и т.п.); от внешних условий, в которых проходят соревнования (качество снега, температура воздуха - для лыжника, направление и сила ветра - для спортсмена-парусника и др.), от действий соперника или соперников.
Теоретическая подготовка. Тренер должен постоянно стремится к тому, чтобы сделать своего ученика активным участником совместного творческого процесса. Непременным условием этого является достаточная теоретическая подготовка спортсмена.
Основная форма теоретической подготовки спортсмена - активное, творческое участие в планировании и организации тренировочного процесса. Разрабатывая план тренировки, переходя к использованию новых средств и методов, надо стремится к тому, чтобы спортсмен осмысливал и анализировал свои действия, а не был бы лишь механическим исполнителем воли тренера.
Морально-волевая подготовка направлена на воспитание личностных качеств спортсмена - его дисциплинированности, требовательности к себе, честности, целеустремленности, упорству, настойчивости в достижении цели, смелости, решительности, уверенности в своих силах и способности к максимальному проявлению функциональных возможностей в условиях соревнований.
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ.
2.1. Воспитание силы.
«Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных усилий». В зависимости от условий, характера и величины проявления мышечной силы в спортивной практике принято различать несколько разновидностей силовых качеств. Чаще всего сила проявляется в движении, т.е. в так называемом динамическом режиме («динамическая сила»). Иногда же усилия спортсмена движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом (или изометрическом) режиме работы мышц («статическая сила»).
В спортивной практике выделяют следующие основные виды силовых способностей: максимальную силу, относительная сила, взрывную силу и силовую выносливость.
Под максимальной силойподразумеваются наивысшее возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Под взрывной силой понимают способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Силовая выносливость - это способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений. Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом движении применяют термины «абсолютная» и относительная сила.
Абсолютная сила- придельное, максимальное усилие, которое спортсмен может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или приседание со штангой придельного веса. В статическом режиме абсолютная сила может быть, например, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту (выжимание неподвижно закрепленной штанги).
Относительная сила - величина силы, приходящая на 1 кг веса спортсмена. Этот показатель применяется в основном для того, чтобы объективно сравнивать силовую подготовленность различных спортсменов.
Характерной особенностью силовой подготовки во всех видах спорта является то, что силовые качества должны развиваться в тесном комплексе между собой и с другими физическими качествами. Поэтому задачи силовой подготовки следует рассматривать только в тесной связи с техникой, тактикой и уровнем выносливости и быстроты, ловкости и гибкости.
1.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛЫ .
Сила мышц зависит от нескольких факторов. Основной из них физиологический поперечник мышц. Практически это означает, что чем мышца толще, тем большее напряжение она может развить. Однако не всегда бывает так, поскольку сила мышц зависит и от другого фактора - нервной регуляции, осуществляемой соответствующими отделами коры больших полушарий головного мозга.
Нервная регуляция, в свою очередь, определяется тремя различными показателями: количеством включаемых в работу мышечных волокон ( так называемых двигательных единиц - ДЕ), частотой нервных импульсов, поступающих в мышцу по нервным путям из центральной нервной системы, и степенью синхронизации (совпадения) усилий всех двигательных единиц, принимающих участие в напряжении мышц.
Под влиянием импульсов, поступающих в мышцу по двигательным (эфферентным) нервным путям, мышца сокращается с определенным усилием и на заданную величину. Процесс мышечного сокращения характеризуется определенным порядком активизации ДЕ. Вначале активизируются медленные ДЕ. Затем, по мере усиления возбуждения, к работе постепенно подключается все большее количество быстрых ДЕ. Причем, вначале мышечного сокращения проявление силы происходит преимущественно за счет вовлечения в работу большого количества ДЕ, а затем, по мере возрастания напряжения, прирост силы зависит от частоты сокращения.
Силовая тренировка с большим весом отягощений и небольшим количеством повторений мобилизует значительное число быстрых мышечных волокон, в то время как тренировка с небольшим весом и большим количеством повторений активизирует как быстрые, так и медленные волокна.
При длительной силовой тренировке процентное распределение быстрых и медленных волокон не изменяется. Однако отмечается изменение объемов волокон обоих типов и увеличение отношения площади занимаемой теми или иными волокнами в мышце.
2.1.3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
К средствам силовой подготовки относятся разнообразные упражнения, позволяющие воздействовать либо на большую часть мышечной системы. Либо избирательно на отдельные мышечные группы. Эти упражнения многообразны и могут выполняться как с использованием различных дополнительных приспособлений, так и без них. Наиболее эффективными являются упражнения со штангой и на тренажерах, позволяющих выполнять упражнения при различных режимах работы мышц.
Для развития силы применяются несколько методов, различающихся величиной сопротивления, числом повторений, режимом выполнения упражнений (темпом, скоростью движений, продолжительностью пауз отдыха): метод максимальных усилий, метод повторных усилий, изометрических напряжений и их комбинации.
Рассмотрим эти методы более подробно.