Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская, 1989).
Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Емельянов, 1985).
Е.В. Сидоренко выделяет компоненты коммуникативной компетентности:
Коммуникативная компетентность | = | коммуникативная способность коммуникативные умения коммуникативное знания | адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения |
Таким образом, коммуникативная компетентность – совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных знаний и коммуникативных умений, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для решения (Сидоренко, 2004).
Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении («гении» общения) и как коммуникативную производительность (близко к понятию пропускной способности).
Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Можно предположить, что современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если он не является врожденным «гением» общения.
К числу коммуникативных способностей должна быть отнесена непроизвольная экспрессивность («способность спонтанного кодирования»). Она дает определенные преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы (преднамеренное кодирование). Однако она оказывается не связанной с умением «читать» чужие сигналы.
Коммуникативное знание – знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития; какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения.
Коммуникативные умения. Систему коммуникативных умений можно было бы представить в виде двух подсистем:
Умение воспринимать коммуникативные сигналы | Умение производить коммуникативные сигналы |
Вербальные Невербальные Паралингвистические | Вербальные Невербальные Паралингвистические |
Однако эта схема является упрощенной. Она применима только по отношению к совершению совершенно открытой, полностью «прозрачной» коммуникации, лишенной каких-либо подтекстов, намеков, двусмысленности, лжи. Но подобная коммуникация является такой же абстракцией, как «точка» или «прямая» в математике.
Схема должна иметь следующий вид:
Умение воспринимать коммуникативные сигналы | Умение производить коммуникативные сигналы |
Вербальные Невербальные Паралингвистические | Вербальные Невербальные Паралингвистические |
Умение воспринимать экспрессивные сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть | Умение производить обманные коммуникативные сигналы |
Вербальные Невербальные Паралингвистические | Вербальные Невербальные Паралингвистические |
Коммуникативные умения нужны для того, чтобы преодолеть «драмы общения» (термин Е.В. Сидоренко):
– драма слушания («Слушаю, но не слышу») – умение услышать другого человека;
– драма понимания («Слышу, но не понимаю») – умение понять другого человека;
– драма действия («Понимаю, но сделать не могу») – умение действовать своему пониманию;
– драма самовыражения («Могу сделать сам, но сформулировать, как это сделать не могу») – умение выражать свои мысли и чувства.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. Как проявляется успешность общения?
2. Что относится к основным психологическим критериям успешности общения?
3. В чем отличие коммуникативности от коммуникабельности?
4. Какие положительные и отрицательные характеристики имеет контактность?
5. Какие личностные характеристики свойственны высокосовместимым людям?
6. Что такое коммуникативная компетентность?
7. В виде, какой схемы можно представить коммуникативные умения?
8. Назовите четыре «драмы общения» и раскройте их содержание.
9. Перечислите характеристики личности, способствующие успешности общения в деятельности психолога?
10. Как проявляется темперамент в общении?
Список литературы
1. Аргентова Т.Е. стиль общения как фактор эффективной совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 130-133.
2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. М., 2006.
3. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. … докт. психол. наук. СПб., 1991.
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003..
5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.,1989.
6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб, 2004.
ЛЕКЦИЯ 17.
Техника общения: практическая ориентация
В профессиональной подготовке психолога неотъемлемым элементом является развитие психологической компетентности в сфере межличностного общения. В этой связи представляется оправданным кратко обсудить один из самых распространенных в современной практической психологии подходов к технике эффективного общения, развитый в рамках гуманистической психологии (К. Роджерс), трансактном анализе и в психологии разрешения межличностных конфликтов (А. Филдей),
Итак, что такое эффективное межличностное общение?
Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру «эффективности – неэффективности» с точки зрения реализации целей общения:
во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером;
во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения).
Основными параметрами эффективности общения являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения (Соснин, Лунин, 1993):
– техники понимающего общения;
– техники директивного общения.
Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.
Таблица 17
Эффективные и неэффективные техники общения