Понятие коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская, 1989).

Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения (Емельянов, 1985).

Е.В. Сидоренко выделяет компоненты коммуникативной компетентности:

    Коммуникативная компетентность     = коммуникативная способность коммуникативные умения коммуникативное знания   Понятие коммуникативной компетентности - student2.ru     адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения

Таким образом, коммуникативная компетентность – совокупность коммуникативных способностей, коммуникативных знаний и коммуникативных умений, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для решения (Сидоренко, 2004).

Коммуникативную способность можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении («гении» общения) и как коммуникативную производительность (близко к понятию пропускной способности).

Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Можно предположить, что современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если он не является врожденным «гением» общения.

К числу коммуникативных способностей должна быть отнесена непроизвольная экспрессивность («способность спонтанного кодирования»). Она дает определенные преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы (преднамеренное кодирование). Однако она оказывается не связанной с умением «читать» чужие сигналы.

Коммуникативное знание – знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития; какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения.

Коммуникативные умения. Систему коммуникативных умений можно было бы представить в виде двух подсистем:

Умение воспринимать коммуникативные сигналы Умение производить коммуникативные сигналы
Вербальные Невербальные Паралингвистические Вербальные Невербальные Паралингвистические

Однако эта схема является упрощенной. Она применима только по отношению к совершению совершенно открытой, полностью «прозрачной» коммуникации, лишенной каких-либо подтекстов, намеков, двусмысленности, лжи. Но подобная коммуникация является такой же абстракцией, как «точка» или «прямая» в математике.

Схема должна иметь следующий вид:

Умение воспринимать коммуникативные сигналы Умение производить коммуникативные сигналы
Вербальные Невербальные Паралингвистические Вербальные Невербальные Паралингвистические
Умение воспринимать экспрессивные сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть Умение производить обманные коммуникативные сигналы
Вербальные Невербальные Паралингвистические Вербальные Невербальные Паралингвистические

Коммуникативные умения нужны для того, чтобы преодолеть «драмы общения» (термин Е.В. Сидоренко):

– драма слушания («Слушаю, но не слышу») – умение услышать другого человека;

– драма понимания («Слышу, но не понимаю») – умение понять другого человека;

– драма действия («Понимаю, но сделать не могу») – умение действовать своему пониманию;

– драма самовыражения («Могу сделать сам, но сформулировать, как это сделать не могу») – умение выражать свои мысли и чувства.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Как проявляется успешность общения?

2. Что относится к основным психологическим критериям успешности общения?

3. В чем отличие коммуникативности от коммуникабельности?

4. Какие положительные и отрицательные характеристики имеет контактность?

5. Какие личностные характеристики свойственны высокосовместимым людям?

6. Что такое коммуникативная компетентность?

7. В виде, какой схемы можно представить коммуникативные умения?

8. Назовите четыре «драмы общения» и раскройте их содержание.

9. Перечислите характеристики личности, способствующие успешности общения в деятельности психолога?

10. Как проявляется темперамент в общении?

Список литературы

1. Аргентова Т.Е. стиль общения как фактор эффективной совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6. С. 130-133.

2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. М., 2006.

3. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. … докт. психол. наук. СПб., 1991.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003..

5. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.,1989.

6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб, 2004.

ЛЕКЦИЯ 17.

Техника общения: практическая ориентация

В профессиональной подготовке психолога неотъемлемым элементом является развитие психологической компетентности в сфере межличностного общения. В этой связи представляется оправданным кратко обсудить один из самых распространенных в современной практической психологии подходов к технике эффективного общения, развитый в рамках гуманистической психологии (К. Роджерс), трансактном анализе и в психологии разрешения межличностных конфликтов (А. Филдей),

Итак, что такое эффективное межличностное общение?

Исследования межличностного общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно объединить в две группы по параметру «эффективности – неэффективности» с точки зрения реализации целей общения:

во-первых, какие приемы эффективны и когда их целесообразно использовать для развития личных контактов, положительных взаимоотношений и взаимопонимания с партнером;

во-вторых, какие приемы и когда целесообразно использовать для оказания прямого психологического воздействия (опять же для полного достижения целей общения).

Основными параметрами эффективности общения являются умение и навыки человека в использовании двух техник общения (Соснин, Лунин, 1993):

– техники понимающего общения;

– техники директивного общения.

Параметрами неэффективности практического общения являются склонности и привычки человека использовать так называемые принижающе-уступчивые и защитно-агрессивные формы поведения, как неадекватные заместители понимающего и директивного общения.

Таблица 17

Эффективные и неэффективные техники общения

Наши рекомендации