Акмеологические основы самосовершенствования личности.

Акмеологической (от греч. akme - вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса - внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу - создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

7.2. Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему', способную к саморегулированию и самовоспитанию: «Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности - ее огромные возможности; ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, - стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху1, стал таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность - результат воспитания. Механизм формирования этих противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

В своем эксперименте он помещал собак в клетку с металлической сеткой вместо пола, через которую с разными интервалами времени пропускали электрический ток. Вначале животное пыталось спастись от болезненных ударов тока, металось по клетке в поисках выхода или какого-нибудь способа прекратить экзекуцию. Обнаружив, что никакое поведение не обеспечивает безопасности, животное становилось пассивным и безынициативным, забивалось в угол клетки, однако вегетативные показатели свидетельствовали о выраженной эмоциональной напряженности (повышалось давление крови, учащались и становились неравномерными пульс и дыхание, учащалось мочеиспускание и выделение кала, шерсть становилась дыбом). После этого условия опыта изменялись и животные оказывались в ситуации, когда они в принципе могли найти способ избегать наказания током (либо выскочив из клетки, либо разомкнув ток нажатием на рычаг). Но большинство их обнаружило полную неспособность к такому поиску'. Селигман констатирует, что животные, длительное время подвергавшиеся неустранимому наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, у них вырабатывается обученная беспомощность.

Исследования, проведенные на людях, в значительной степени подтвердили результаты, полученные на животных. Студенты, которым предъявлялись принципиально нерешаемые задачи, оказывались неспособными в дальнейшем справиться с задачами, имевшими решение, хотя без такой предварительной «тренировки» они легко решали эти задачи.

Феномен обученной беспомощности (если он распространен во многих сферах жизни) приводит к формированию низкой самооценки, к неспособности преодолевать жизненные трудности, к утрате мотивации достижения.

Тяжелое переживание беспомощности возникает чаще всего как педагогически и психологически безграмотное поведение родителей, учителей, преподавателей.

Чрезвычайно важно, считает ли человек причиной своих неудач себя самого или внешние обстоятельства. В последнем случае тоже развивается чувство беспомощности. Человек готов к поражению еще до того, как приступает к делу. Складывается впечатление, что человек оказывается при этом жертвой нелепых случайностей, тогда как в действительности он закономерно сам их вызывает на свою голову.

Для ребенка или подростка, столь зависимого в своей самооценке от мнений окружающих, особенно тех, кого он уважает, может быть достаточно простой реплики «Ты все равно ничего не добьешься» для окончательной утраты веры в себя. Обученная беспомощность, отказ от достижения - это болезнь личности и регресс в ее развитии. Эта болезнь угрожает также и здоровью тела. И все средства хороши для преодоления этого состояния. В одиночку практически невозможно с ним справиться.

В процессе своего развития человек создает собственную реальность и уверен в ее истинности. Воспитание - это своеобразное программирование. К сожалению, очень часто главная идея этого программирования звучит так: «Ты - неудачник». И человек верит. Он говорит сам себе: «Не могу сделать это» и сказанное превращается в реальность. Воображаемые ограничения стали столь же реальными, как физические, и столь же труднопреодолимыми. Чтобы отвергнуть негативное программирование, для начала нужно просто предположить, что реальность - иная, что мир полон возможностей и они доступны, нужно действовать!

7.3. Пути и способы самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности.

У людей есть возможность заниматься своим развитием на протяжении всей жизни. В первые 18-20 лет развитие тесно связано с достижением физической зрелости: обучение в школе и других заведениях расширяет кругозор и развивает способности каждого человека. По мере того, как он взрослеет, развитие человека все больше зависит от его же инициативы.

Способность к саморазвитию лишь относительно зависит от умения усваивать академические знания.

Люди, достигающие акмеологических вершин (развитые личности), характеризуются следующими чертами.

• Удовлетворяют свои нужды без ущерба для других людей.

• Достигают значительного успеха в той деятельности, которая служит для них объектом самовыражения.

• Берут на себя ответственность за свои действия и собственное развитие.

• Активно наслаждаются жизнью.

• Энергичны и жизнестойки в своей повседневной деятельности.

• Открыты переменам и новому жизненному опыту.
Индивидуальное развитие прочно базируется на одной идее: у каждого человека есть нереализованный потенциал.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин.

V Влияние семьи (почти всегда люди* детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

V Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

V Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

V Неадекватная обратная связь и враждебность других (во многих группах давать адекватную обратную связь является признаком невежливости: человек смотрится в кривые зеркала и развивается криво; также любая перемена, происходящая в человеке может угрожать или вносить дискомфорт в жизнь близких ему людей, поэтому они враждебны).

Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом. Чтобы они протекали по первому варианту, необходимо выработать привычку относиться к трудностям, препятствиям как к новым возможностям. Каждое, даже самое неблагоприятное событие, содержит в себе для человека какой-то важный урок. Нужно суметь его усвоить и сделать собственным достоянием, перевоплотить его в личный опыт. Любое жизненное изменение нуждается в правильном своем «прочтении», суть которого - найти возможность для себя, найти пользу и выгоду для собственного развития. Один удачливый бизнесмен так сформулировал эту мысль: «Я никогда не рассматриваю неудачу, как неудачу, а лишь как возможность развить чувство юмора». Таким образом, препятствия и неудачи представляют собой замаскированные благодеяния. Кто на них учится, тот достигает большего успеха, чем имел бы, если бы не столкнулся с препятствием или «провалом».

Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Люди имеют возможности влиять на свое будущее и быть главными строителями собственных судеб. Способность распоряжаться своей судьбой может быть определена как «ответственность за себя».

Можно обозначить личный план работы по самосовершенствованию, состоящий из следующих этапов.

V Выявление собственных ограничений.

V Оценка и обсуждение их с другими.

V Преодоление препятствий в работе по саморазвитию.

V Приобретение новых умений.

V Анализ своего продвижения вперед.

V Вернуться к первому этапу.

Таким образом, всегда можно быть более плодотворным, более успешным, более общительным, более богатым, более устойчивым, более энергичным, более сильным, более искренним, более жизнерадостным, более живым. Мера собственного развития, мера собственной жизни не во внешнем мире, а в сознании конкретного человека. «Ты становишься тем, что у тебя в голове» - сказал кто-то из великих.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Почему самосовершенствование называют личностно-социальным
явлением?

2. Что такое самосовершенствование?

3. Что является основой процесса самосовершенствования?

4. Охарактеризуйте личностное изменение как адаптацию и как творчество.

5. Назовите и раскройте основные этапы процесса самосовершенствования.

6. В какой возрастной период наиболее отчетливо обнаруживается
потребность в самовоспитании?

7. Что такое «обученная беспомощность»? Как она формируется? Каковы ее
последствия?

8. Какими чертами характеризуется развитая личность?

9. Каковы наиболее распространенные ограничения на пути достижения
акмеологических вершин?

Ю.Каковы этапы плана работы по самосовершенствованию?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Почему цель самосовершенствования недостижима?

2. Почему творческое самосовершенствование нуждается в устойчивой
положительной мотивации? Что вас мотивирует к собственному развитию?

3. Прокомментируйте цитату из работы Э. Фромма: «Трагедия человеческой
ситуации отчасти в том, что развитие Я никогда не бывает полным; даже
при самых лучших условиях реализуется только часть человеческих
возможностей. Человек всегда умирает прежде, чем успевает полностью
родиться».

4. Прокомментируйте слова М. Пришвина: «Приспосабливаясь, люди хотят
сохранить себя, и в то же время теряют себя».

Наши рекомендации