Результатыобучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

__________________ А.М. Тимохин

“______”_______________20___ г.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

(код и наименование направления подготовки по ФГОС)

профиль_______________________________________

квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Симферополь, 2015

Рабочая программа «Юридическая психология и педагогика» для студентов ___________________________ формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО № ______
от ___ __________ 20___г. и учебным планом для очной (заочной) формы обучения
от ___ __________ 20___г.

Разработчики:(указать авторов, их должности, научные степени и ученые звания)

к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Губанова Е.В.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии

Протокол от “____”________________20__ г. № ___

Заведующий кафедры уголовного права и криминологии

_____________________ (__________________)

(подпись) (Ф.И.О.)

“_____”___________________ 20___ г.

Согласовано с методической комиссией юридического факультета

Протокол от “____”________________20___ г. № ___

“____”________________20___ г. Председатель ________________ (________________)

(подпись) (Ф.И.О.)

Согласовано с руководителем ООП __________________________ (__________________)

(подпись) (Ф.И.О.)

      © Губанова Е.В., 2015
  © ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2015

Цель изучения дисциплины

«Юридическая психология и педагогика» является изучение психологических проблем согласования человека и права как элементов системы «человек-право» и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности этой системы.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата / специалитета / магистратуры)

Психологические и педагогические знания в настоящее время являются обязательной составной частью юридического образования. Знание психологии и педагогики, применение в процессе юридической деятельности современных рекомендаций в этих областях знаний облегчает труд юриста, помогает ему строить и регулировать взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Кроме того, задача юриста – воспитание общества в духе уважения к праву и закону, противодействие правовому нигилизму и противоправным проявлениям. В этой деятельности результатов можно добиться, только обладая основами педагогических знаний, инструментами педагогического воздействия. Если психология изучает законы функционирования психики человека, то предметом педагогики являются закономерности целенаправленного изме­нения этой психики педагогическими средствами. Очевидно, что без учета психологии педагогическая деятельность не может быть резуль­тативной.

Учебный курс «Юридическая психология и педагогика» на юридическом факультете Крымского федерального университета гармонично вплетен в учебный план и преподается студентами дневного и заочного отделений.

Форма отчетности студентов дневного и заочного отделения по предмету «Юридическая психология и педагогика» – зачет.

Междисциплинарные связи: Юридическая психология и педагогика возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке нескольких наук. Поэтому она носит комплексный, междисциплинарный характер. Она связана с общей психологией и педагогикой, и по отношению к ним находится в ряду аналогичных ей научных дисциплин (возрастная психология и педагогика, педагогика для студентов вузов различных специальностей, патопсихология, психология труда, инженерная и др.). Общая психология и педагогика являются для данной дисциплины теоретической базой, так как используется основной понятийный и категориальный аппарат, знания об общих закономерностях психической деятельности человека и методах педагогического воздействия. Именно общая психология, как научно-практический комплекс, разрабатывает вопросы обучения и воспитания, и особенно – исследует генезис противоправного поведения, в том числе несовершеннолетних. Имеет место и обратная связь, поскольку развитие юридической психологии и педагогики обогащает общую психологию и общую педагогику новыми эмпирическими и отраслевыми знаниями.

Тесные связи данная дисциплина поддерживает с социальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологические проблемы личности, являются базовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии преступной группы и другие вопросы. Эта связь позволяет использовать данные о функционировании общественных групп, статус личности в них, возрастные, культурные, материальные противоречия между группами и среди них, действие групповых традиций и установок на правомерное или неправомерное поведение ее членов. Проблема трудновоспитуемых подростков является одновременно объектом исследования педагогики, криминологиии юридической психологии.

Тесная интеграционная связь юридической психологии и педагогики с наукой уголовного процесса. Доказательство истины в уголовном процессе - есть не что иное, как разновидность общего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и особенностями. Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуального закона, таких как независимость судей сподчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, вырабатывались в течение длительного периода под влиянием практики уголовного судопроизводства, которая показала, в которой огромной степени психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объективность установления истины и принятия судебных решений. Аналогичным образом можно проследить связь юридической психологии и гражданского процесса. Междисциплинарные связи также имеют место между юридической психологией и педагогикой и наукой уголовного права. Это вопросы, связанные с субъектом, субъективной стороной преступления психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.

Подобные связи можно проследить и с такой наукой как гражданское право. Так, проблема компенсации морального вреда в случае причинения гражданину «этических страданий», не может быть всесторонне исследована без учета психологического фактора. Не менее актуальной в гражданском праве относится проблема признания сделок недействительными в следствие необычного состояния психики гражданина, дефектовего волеизъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и др.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии решений правового характера. Тесная связь юридической психологии установился с криминалистикой, особенно ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений.

Связана юридическая психология с криминологией. Важнейшие разделы науки криминологии просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно те особенности личности преступника, которые тесно связаны с его преступным деянием, объясняют его осуществления» (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности). И, конечно, нельзя говорить о виктимологии и о противодействии преступности, о профилактических мероприятиях, без учета применения юристом педагогических знаний. Традиционная связь с судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нормой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие такого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось как комплексная психолого-психиатрической экспертиза.

Дисциплина (модуль) изучается на ___2__ курсе (ах) в ____1____ семестре (ах).

Результатыобучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

Коды компетен ции(й) Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции ) Результаты обучения
ОК – 1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;   Знать: сущность своей будущей профессии. Уметь: разрешать правовые вопросы на основе развитого профессионального сознания. Владеть: навыками работы с литературой (научной, научно-популярной, учебной) и статистической информацией; приемами извлечения, обобщения и усвоения информации; приемами ведения дискуссии и полемики
ОК – 3   владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;   Знать: сущность механизма воздействия правовой информации на профессиональную деятельность юриста и на сферу правового регулирования общественных отношений. Уметь: анализировать в системной связи правовые явления, выявлять их закономерности и особенности; анализировать возможности использования правовой информации в различных сферах профессиональной деятельности юриста. Владеть: навыками применения правовой информации в целях оказания юридической помощи гражданам и организациям.
ПК - 17 способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;   Знать:основные теоретические положения правовых дисциплин; основные психологические категории. Уметь:использовать в учебном процессе пассивные, активные и интерактивные методики обучения. Владеть:основными методиками преподавания правовых дисциплин.
ПК - 18 способен управлять самостоятельной работой обучающихся;   Знать:основные приемы управления персоналом; способы организации работы малых групп. Уметь:организовать работу малого коллектива Владеть:способами организации работы малых групп; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
ПК - 19 способен эффективно осуществлять правовое воспитание.   Знать:действующее законодательство, основные принципы действия нормативных и правовых актов; Уметь:правильно толковать нормативные правовые акты и доводить их требования до окружающих; Владеть:методикой правильной разъяснительной деятельности по вопросам действующего законодательства.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Планы и задания к практическим занятиям по учебной дисциплине "Юридическая психология и педагогика" для студентов 2 курса (3 семестра) юридического факультета являются составной частью программы курса. Цель планов и заданий - оказать помощь студентам по обеспечению более глубокого усвоения теоретического материала, полученного ими в ходе прослушивания лекций, при самостоятельном изучении ими нормативного материала и рекомендованной литературы.

Сами планы практических занятий и заданий к ним по своему содержанию соответствуют потребностям практической деятельности органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, адвокатуры, суда. Указанные виды учебных занятий охватывают весь курс дисциплины и по своей методике позволяют преподавателю и студентам, по выбору более гибко с учетом максимальных возможностей использовать учебное время для закрепления теоретических знаний в ходе и практических занятий.

Практическое занятие - хорошая школа обучения не только соответствующей учебной дисциплине, но и правовой социализации, профессиональной подготовленности, деловой коммуникации, умению дискутировать, уверенности достойно держаться в кругу умных и любознательных сверстников, правоведов, а также разрешать практические задания по рассматриваемой тематике. И часы, которые отведены студенту для этого, необходимо использовать с максимальной пользой.
Не стоит забывать известное правило: при подготовке к ответу на каждый вопрос, поставленный в плане семинарского занятия, необходимо составлять план ответа, а затем – формулировать сам ответ. Это - не просто формальность, а возможность четче структурировать знания, приводить их в систему. Изложение систематизированных таким образом знаний на практическом занятии еще больше закрепит эти знания в сознании студента. Кстати, чтобы поставить вопрос докладчику, надо помнить о том, что в этом заключается маленькое искусство. В вопросе нужно сформулировать такую ​​мысль, которая побуждала бы докладчика к воспроизведению дополнительных знаний, а присутствующих - к дискуссии. И вопрос рекомендуется продумать заранее, хотя в процессе работы на семинаре, вопросы обычно возникают всегда. Не всегда только студент решается задать его или высказать собственное мнение. От такой нерешительности следует избавляться, и чем раньше, тем лучше.

Настоятельно рекомендуется готовить доклады, сообщения и рефераты, ссылаясь при этом на те источники, которые либо предлагает преподаватель, либо подбирает сам студент. а практическое решение задач составленных на основании материалов конкретных уголовных дел способствует вы­работке у студентов приемов и навыков работы с текущим законода­тельством и материалами судебной практики

При изучении той или иной темы в обязательном порядке применяется проблемный метод, ориентирующий студента на дискуссию.

Проблема - это вопрос, требующий ответа. На его поиск и ориентирована работа участников семинарского занятия. Обязательно высказываемые положения должны быть иллюстрированы примерами из юридической практики. Связь теоретического материала с практикой - непременное условие изучения юридической психологии и педагогики как прикладной науки.

Программа курса для студентов ТНУ им. В. И. Вернадского преследует цель раскрыть основные положения таких наук, как юридическая психология и педагогика. Поэтому "Юридическая психология и педагогика" как учебная дисциплина, излагается в вузах системы Министерства образования и науки РФ, охватывает изучение не только общих вопросов теории этих наук, но и специфических аспектов, касающихся непосредственно деятельности работника юридического труда.

Сейчас в рамках учебного процесса по Юридической психологии и педагогики все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это объясняется, прежде всего, тем, что постоянно растет количество учебного и научно-теоретического материала, которым необходимо овладеть студенту в процессе изучения курса. В ходе проведения аудиторных занятий по Юридической психологии и педагогике возникает проблема нехватки времени на углубленное изучение определенных вопросов, включенных в программу курса. Основная роль при решении этой проблемы отводится самостоятельной работе студентов в рамках учебного процесса. Основной целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, которые нужны для углубленного изучения курса Юридическая психология и педагогика.


Семинар № 1
Тема 1 Предмет и задачи юридической психологии.

Время: 2 часа.

Цель: Определить понятие и предмет юридической психологии. Определить место юридической психологии в системе юридических наук.

Учебные вопросы:

1 Предмет, задачи и система юридической психологии.

2 Методы юридической психологии.

3 Исторический очерк развития юридической психологии.

4 Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания.

5 Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Темы рефератов:

1 Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки.

2 Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с философией, с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Семинар № 2

Наши рекомендации