Психологические функции фотографии

1. Фокусирующая / актуализирующая функция связана со способнос­тью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному пе­реживанию имевших место ранее событий — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Хотя повторное переживание неприятных и травматичных событий может быть для человека психологически небезо­пасным, в контексте психотерапии это зачастую необходимо для того, чтобы в результате прийти к их переосмыслению, либо завершить про­шлую ситуацию с новыми, более положительными последствиями. Дан­ная функция фотографии связана также с проявлением латентных, ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Человек может открыться для самого себя и окружающих с новой стороны благодаря тому, что, например, снимки запечатлели его в непривычном или ранее не столь очевидно проявлявшемся состоянии, либо в момент совершения какого-либо действия, которое для него раньше было не характерно. Как и при повторном переживании прошлых ситуаций, такая «встреча» человека с ранее несвойственными либо «невидимыми» для него проявлениями своей личности иногда может быть неприятной или даже пугающей, и многое зависит от того, в каких условиях это происходит и какими интервенция­ми психолога или психотерапевта сопровождается. Если такая ситуация переживается им болезненно, есть основание связать это с «теневыми» и неосознаваемыми проявлениями его внутреннего мира. Именно на этом основана психоаналитическая работа с фотодокументами. Это, конечно же, не значит, что наибольшее психотерапевтическое значение при рабо­те с фотографией имеют лишь негативные переживания. Когда «встреча» человека с прошлыми ситуациями и невидимыми для него ранее прояв­лениями своего «Я» приятна и желанна, фотографии могут выступать в качестве средства раскрытия и укрепления внутренних ресурсов, а также в качестве стимула к дальнейшему развитию. Личность может освоить новые грани своего «Я» и более активно использовать их в ее деятельнос­ти и отношениях.

2. Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и вос­приятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего, зрения, кинестетики, тактильной чувствительности. Фо­тографируя, человек вступает в активные отношения с миром. Выбирая объекты для съемки и производя ее, ему порой приходится прилагать немалые усилия для мобилизации своих чувств, воли и изобретательно­сти. С этим связана мобилизующая функция фотографии.

3. Кроме того, фотосъемка и последующее восприятие фотографий и их художественное оформление связаны с координацией разных сенсор­ных систем, появлением разнообразных ассоциаций: вначале — с объектом съемки, а затем—с готовым образом. При этом могут оживать вос­поминания и творческое воображение; формироваться новые представ­ления. И, конечно же, фотосъемка немыслима без способности челове­ка осуществлять свой выбор и определенным образом «встраивать» объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со свои­ми потребностями и опытом. Все это отражено в еще одной — организу­ющей (интегрирующей) функции фотографии.

4. Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирую­щей / актуализирующей функцией и заключается в способности фото­графии делать зримыми переживания и личностные проявления чело­века, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Благодаря объективирующей функции фотографии, человек также может лучше осознать свою принадлежность к определенной социальной группе (про­фессиональной, культуральной, национальной и т. д.). В этом случае она будет отражать его значимые отношения с людьми и предметами — то есть основу его самоидентификации. Человек может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, а также интерьер, его со­беседники в кадре и т. д. связаны с его чувством культурного, гендерного или профессионального «Я» и потребностями в его изменении.

5. Фотография также позволяет увидеть и осознать эти изменения, равно как и те метаморфозы, которые происходят с ним вследствие тех или иных событий или психотерапевтической работы. Таким образом, отражение динамики внешних и внутренних изменений — еще одна важ­ная психологическая функция фотографии. Данная функция проявля­ется в том случае, если имеется достаточное количество снимков, по­зволяющих провести ретроспективный анализ определенных этапов жизни человека и увидеть, насколько различаются оформление его вне­шности, поведение и окружающая среда в разные моменты времени.

6. Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способ­ности помогать человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей. В повседневной жизни мы час­то действуем и реагируем неосознанно, либо приписываем поступкам и переживаниям определенный, как нам кажется, очевидный смысл. Фотография же позволяет «остановить мгновение» и достичь такой фо­кусировки на них, которая многим людям в обыденной жизни недоступ­на. Она также обеспечивает необходимую для саморефлексии отстра­ненность, благодаря чему люди могут увидеть переживания и поступки в новом свете и постичь их иное -зачастую более глубокое либо альтер­нативное — содержание. Происходит переосмысление опыта и установ­ление смысловых связей между событиями и различными элементами, внутреннего мира. Применительно к фототерапии это может, в частно­сти, предполагать осознание клиентом причин появления у него тех или иных проблем в межличностных отношениях, а также особенностей сво­его развития и потребностей. Смыслообразующая функция фотографии, если иметь в виду не только восприятие, но и создание снимков, в опре­деленной мере связана с выбором объектов, времени и контекста съем­ки, благодаря чему осуществляется «селекция» наиболее значимого ма­териала и его содержательная переработка. Выступая в этой функции, фотография нередко позволяет обозначить «истину» бытия, пережива­ний и человеческих отношений.

7. Деконструирующая функция фотографии дополняет ее смыслообразующую функцию и означает способность помогать человеку осознать, что тот смысл, который он приписывает своим поступкам и переживани­ям, равно как и действиям и переживаниям других людей, является не столько «природно данным», сколько внедренным в его сознание и бес­сознательное в процессе социализации. С точки зрения представлений постмодерна, смыслы наших поступков и переживаний являются «кон­структом» — порождением различных языковых и неязыковых знаковых систем, которыми мы пользуемся на разных этапах своей жизни. Культу­ра и социум учат нас приписывать нашим чувствам и действиям вполне определенное значение, хотя они в принципе могут иметь неограничен­ное множество иных значений. Такое приписывание чувствам и действи­ям определенного смысла, как правило, носит адаптивный характер, хотя в некоторых случаях может быть причиной более или менее выраженной дизадаптации. Последнее особенно вероятно в том случае, если само об­щество и его культура являются инструментами насилия или контроля одних групп населения над другими. При этом те группы населения, ко­торые занимают в нем более привилегированное положение, в том числе за счет ущемления интересов других групп, будут вольно или невольно стремиться использовать разные знаковые системы (включая кино, изоб­разительное искусство, музыку, телевидение, прессу и другие медиа-средства) для того, чтобы утвердить в обществе ту систему значений, которая служила бы сохранению сложившегося порядка вещей. Однако, посколь­ку данная система значений служит сохранению неравноправия, она бу­дет в той или иной мере искажать реальный смысл человеческих отношений и переживаний и выступать в качестве одного из факторов патогенизации. Одной из задач применения фототерапии в этих условиях может быть «освобождение» человека от ложных, «сконструированных» значений и формирование новой системы значений, более достоверно отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность. Так, в результате фототерапии женщина может прийти к осознанию того, что ее гендерные предпочтения, например использование макияжа, одежды определенно­го типа, выражение лица и т. д., не являются ни «природно данными», ни отвечающими ее реальным потребностям.

8. Данная функция тесно связана с функциями рефрейминга и реорга­низации. «Рефрейминг» в переводе с английского означает «помещение в иную рамку» и связан с включением объекта (каковыми могут также яв­ляться поступки, чувства и мысли человека) в иной контекст восприятия, что приводит к изменению его смысла. Применительно к фотографии это, в частности, может быть связано с применением фотоколлажа или фото­монтажа, позволяющих соединить определенный визуальный образ (на­пример, изображение человека) с тем материалом, который на оригиналь­ном снимке отсутствовал. При этом человек может увидеть свои чувства и поступки в совершенно новом свете. Так, например, молодой человек мо­жет увидеть себя героем киносериала или перенестись в прошлое и ока­заться на одном корабле с первооткрывателями Америки.

9. Контейнирующая (удерживающая) функция связана с тем, что фото­графия может «удерживать» чувства от их бессознательного отреагирования в реальности. Данная функция основана на том, что фотографи­ческие образы часто выступают в качестве инструментов символической экспрессии, которые, как это следует из психодинамических представ­лений, служат «канализации» психической энергии и ее трансформа­ции в более высоко организованные психические проявления. На этом, в частности, основана идея о сублимации.

10. Экспрессивно-катарсическая функция фотографии заключена как в восприятии готовых снимков, так и в их создании. Повторное, иногда более глубокое, по сравнению с прошлой ситуацией, переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фото­графий, в особенности если оно происходит в присутствии достаточно эмпатичных и понимающих собеседников, способно приводить к эмо­циональному «очищению» и освобождению от тягостных переживаний. Что же касается создания снимков, то экспрессивно-катарсическая фун­кция фотографии отчасти связана с тем, что фотографические образы могут не только «рассказывать» о чувствах, но и «воплощать» их. После­днее основано на феноменах проекции и проективной идентификации, когда субъект в результате идентификации с объектом восприятия (ка­ковым может быть растение, животное, неодушевленный предмет или другой человек) «переносит» на него свои собственные переживания либо начинает переживать то, что переживает объект. Кроме того, эксп­рессивно-катарсическая функция фотографии при создании снимков, в особенности, когда человек находится в кадре, связана с выражением чувств посредством жестикуляции, позы, мимики, костюма. Дополни­тельные возможности для выражения чувств заключены в использова­нии музыки, различных аксессуаров, а также в самой среде, в которой проводится съемка. При этом большое значение может иметь подготов­ка к съемке и то, что за нею следует, когда порой в течение довольно продолжительного времени человек может входить в определенное состояние и переживать его в присутствии окружающих, что обеспечивает заметный катарсический эффект.

11. Защитная функцияфотографии, отчасти также смыкающаяся с ее контейнирующей и объективирующей функциями, связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматичных и малопонят­ных переживаний и ту или иную степень контроля над ними. Так, на­пример, человек может в течение определенного времени скрывать от близких некоторые из своих фотографий, если демонстрация и обсуж­дение того, что на них изображено, является для него психологически небезопасным. При этом он может ощутить, что именно он, и никто дру­гой, определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Его воз­можность контролировать ситуацию и свои чувства будет очень важна для достижения чувства психологической безопасности и, в конечном итоге, возможно, сделает его более готовым к показу фотографий.

Наши рекомендации