Профессионально – личностный сценарий IT - специалиста
Анализируя статьи можно проследить следующие моменты, которые связаны с профессионально-личностным становлением IT-специалиста. По мнению Плоткиной Л.Н. современная вузовская система подготовки специалистов в области информационных технологий должна ориентироваться на некий, достаточно устойчивый «профэталон», подстраивая содержание спецкурсов и семинаров под наиболее ожидаемые и важные в современных организациях информационно-технологические компетенции. ( )
В последние годы темп развития информационных технологий довольно высок, это значит,что подготовка будущих IT-специалистов должна опережать, планировать на перед. Иначе, профессиональные компетенции и качества личности будут отставать от нарастающих и новых требований и ожиданий.
Подписание Россией Болонской декларации предполагает наличие гуманизации образовательных процессов не только в рамках гуманитарных,
но и технических специальностей.() Ведь не зря, в последние годы все чаще наблюдается поиск путей интеграции в аспектах высшей школы компетентносного и личностно-ориентированного подходов.
Данная тенденция начинает включать в состав базирующих компетенций будущих IT-специалистов таких личностных свойств как рефлексивная самокритичность, путь к самосовершенствованию, развитие профессиональной этики.
В свою очередь, современные требования к будущему специалисту информационных технологий все больше активизируют задачу подготовки целеустремленной и прагматичной личности, проявляющей компетентный уровень профессиональной культуры, высокоадаптивной к складывающимся в социальном и профессиональном сообществах нормам и ценностям, обладающей способностью конструктивно преодолевать стрессовые ситуации. ()
Это подтверждается высокими темпами информатизации коммерческих и государственных учреждений, которые актуализируют задачу обеспечения оптимальными условиями процесса профессионально-личностного становления студентов ИТ-специальностей. Так например, в проведенном исследовании Л.Н. Плоткиной при подготовке будущих ИТ-специалистов часто встречаются повторяющиеся сценарии их профессионально-личностного становления.
Сценарий выбирается вследствие сложного взаимодействия индивидуальности студентов и внешних условий, которые определяются особенностями образовательного процесса в вузе, на факультете, и требованиями на рынке труда.
При выборе успешных сценариев профессионально-личностного становления будущих ИТ-специалистов имеет место согласование исходной профессионально-личностной самоидентификации и содержания образовательных программ в области ИТ-индустрии. При выборе неуспешного сценария такое согласование отсутствует.
Изучая проблему построения образовательно процесса будущих ИТ-специалистов Л.Н. Плоткина задается вопросом о взаимосвязи детерминант психического развития и личностных качеств таких как ценности, интересы, личностные смыслы, при помощи которых определяется субъективная значимость профессии.
Современным ученым следуют выяснить, какую роль в сценариях профессионально-личностного становления IT-специалиста играют «естественные» факторы, то есть наследственные, и в тоже время социально-приобретенные факторы, в том числе – ценности, которые усваиваются в пространстве образовательного вуза.
Вместе с тем следует признать, что сценарии профессионального становления ИТ-специалистов в современном вузовском пространстве выявляются в результате целенаправленного воздействия на студентов со стороны педагогического сообщества и могут быть скорректированы только при использовании действенной модели психолого-педагогической поддержки проф. обучения. Использование сценарного подхода к исследованию профессионального становления будущих ИТ-специалистов позволило выделить наиболее устойчивые и предсказуемые линии поведения и реакции обучаемых, возникающие под влиянием ограничений, требований и стимулов, исходящих из локального образовательного пространства вуза. Таким образом, был разработан сценарий, который учитывает особенности профессионально-личностного становления студентов, обучающихся основным ИТ-специальностям. Классификация разделена по 4-ем компонентам.
1) «побудительный компонент» − причины и факторы, обусловливающие выбор студентом того или иного сценария профессионального самоопределения и становления;
2) «ментальный компонент» − личностные смыслы, индивидуальные нормы и установки, которые регулируют отношение студентов к образовательному пространству вуза;
3) «процессуальный компонент» − особенности взаимодействия студента с педагогическим коллективом и сокурсниками, наиболее типичные для него ролевые позиции;
4) «результативный компонент» −влияние индивидуальных установок и предпочтений на конечные результаты образовательного процесса и будущую профессиональную карьеру студента.
Ключевыми критериями, которые позволяют выделить наиболее типичные сценарии профессионального становления являются: успешность учебной деятельности будущих ИТ-специалистов; эмоционально-когнитивная оценка будущей профессии.
Первый критерий позволяет дифференцировать студентов по успешности освоения знаний в области будущей профессиональной деятельности (успешные/неуспешные), второй показывает эмоционально-когнитивную оценку выбранной профессии (наличие/отсутствие интереса). Поскольку данные критерии отражают различные аспекты профессионально-личностного становления, то они являются достаточно автономными и в то же время − комплементарными, взаимодополняющими. Их дихотомические комбинации позволили нам обнаружить четыре принципиально отличных сценария профессионально-личностного становления:
1) максимальной включенности в образовательный процесс (успешный/интересующийся);
2) формальной включённости в образовательный процесс (успешный/не интересующийся);
3) амбивалентной включённости (неуспешный/интересующийся);
4) отчуждённого пребывания в образовательном пространстве вуза (неуспешный/ неинтересующийся)
О сценарном подходе будущих IT-специалистов известно не так много, этот вопрос остается еще неизученным и открытым.