Визитная карточка в деловой жизни

В современных условиях трудно представить деловую жизнь без визитной карточки, которая имеет свою историю. Так, например, в дореволюционной России визитные карточки были весьма рас­пространены.

Визитные карточкибывают следующих видов:

• стандартизированная визитная карточка сотрудника фирмы (организации);

• представительская карточка сотрудника фирмы;

• визитная карточка фирмы;

• семейная визитная карточка;

• прочие визитные карточки.

Типовая визитная карточка сотрудника содержит: фамилию, имя, должность сотрудника, его полномочия, служебный теле-

фон (возможно несколько номеров служебного телефона), на­звание фирмы, ее почтовый адрес, а также телефон секретари­ата, телефакс и телекс. Иногда для некоторых видов должнос­тей, например для страхового агента, указывается домашний телефон.

Во втором типе визитной карточки указываются только фами­лия и имя. Такими карточками обмениваются при первом знаком­стве, когда потребность в сведениях о фирме, должности и заня­тиях владельца карточки еще не возникла.

Визитная карточка фирмы появилась сравнительно недавно и, как правило, используется в рекламных целях. В ней указывается полное официальное название фирмы, ее логотип, почтовый ад­рес и адрес в Интернете, телефоны секретариата, иногда — отде­ла по связям с общественностью и рекламного отдела, а также направление деятельности фирмы. Иногда в ней могут размещать­ся адреса и телефоны филиалов за рубежом. Визитными карточка­ми фирмы обмениваются во время презентации, на выставках-ярмарках.

Семейная визитная карточка также может быть использована в деловой жизни, например при знакомстве глав семей, находя­щихся на выездной учебе или отдыхе за счет фирмы. Если фирма направляет своих сотрудников с семьями на работу в зарубежные филиалы, то желательно иметь такую карточку. На семейной ви­зитной карточке указываются имя и фамилия главы семьи (без указания занимаемой должности), имя и фамилия его супруги, имена детей, домашний адрес и телефон.

При деловом знакомстве обмен визитными карточками явля­ется обязательной частью. Вручают ее так, чтобы текст карточки был сразу прочитан, при этом владельцу визитной карточки сле­дует вслух произнести свою фамилию, чтобы облегчить партнеру ее запоминание. Получивший карточку должен, держа ее в руке, прочитать ее содержание, поблагодарить и убрать в кейс или во внутренний карман пиджака, женщины могут положить ее в су­мочку. Нельзя убирать визитную карточку в наружный карман. Вручается и принимается визитная карточка правой рукой. Пер­вым вручает свою визитную карточку младший по должности, если должности равны, то младший по возрасту. Если деловая встре­ча проходит за рубежом, то первыми вручают визитные карточки «хозяева», т.е. представители принимающей стороны. Чужие ви­зитные карточки нельзя использовать для записи, мять, склады­вать и вертеть в руках. Это воспринимается как знак неуважения и пренебрежения.

Визитная карточка может выполнять функцию письма, на­пример позволяет выразить благодарность. Для этого посылается карточка с буквами P.R. (от фр. pour remercier — «чтобы поблаго­дарить»); посылаемые карточки запечатываются в обычный кон­верт.

В мировой бизнес-практике действуют следующие правила офор­мления визитных карточек, принятые в светском этикете:

• бумага должна быть плотной, высокого качества, размером приблизительно 5 х 8 см (впрочем, размер и шрифт визитной кар­точки не регламентируются, они зависят от местной практики и вкуса владельца);

• бумага должна быть белого или светлого цвета;

• текст должен быть простым, легко читаемым, шрифт — чер­ного цвета, без золотых напылений, «украшений» и различных экзотических оттенков. Чем проще карточка, тем больше в ней элегантности и достоинства.

Визитная карточка должна быть отпечатана на русском языке, а на обороте — на английском, французском или языке страны пребывания.

Чрезмерно важное значение имеет процедура обмена визитны­ми карточками в Японии. Визитная карточка представляет «порт­рет» конкретной личности и поэтому обращаться с ней надлежит аккуратно.

Наши рекомендации