Семинар №2. История преподавания психологии в высшей и средней школах.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению курса
«Методика преподавания психологии»
для студентов третьего курса
специальности 030301 «Психология»
форма обучения – очная (нормативный срок)
Ростов-на-Дону
Составители: к.пед.н., доц. Е.В. Ежак.,
Методические рекомендации по изучению курса «Методика преподавания психологии» для студентов третьего курса специальности 030301 «Психология». / Ростов - на - Дону, ДГТУ, 2008 г., с.16
Методические рекомендации содержат: введение, тематический план лекционных и семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету, информационно-методическое обеспечение.
Печатается по решению методической комиссии гуманитарного факультета.
Научный редактор – д.ф.н., проф. Яременко С. Н.
© Издательский центр ДГТУ, 2012г.
«Методика преподавания психология» - педагогическая дисциплина, изучающая современные методики обучения психологическим знаниям и умениям, методики психологического просвещения и обучения практическим психологическим учениям.
Для достижения этих целей в курсе должны решаться следующие задачи:
- классификация принципов преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях;
- изучение истории преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях;
- обзор системы современного психологического образования в России и за рубежом;
- изучение правового и нормативного обеспечения образовательной деятельности;
- структура и содержание психологического образования;
- основные цели, задачи, тематика занятий, которые могут проводиться с учащимися и студентами;
- характеристика видов учебных занятий (лекция, семинарское, лабораторное и практическое занятия);
- обзор основных методов и приёмов обучения психологии в разных типах учебных заведений;
- способы проверки и оценки знаний.
Курс систематизирует полученные ранее (философия, общая психология, история психологии, педагогика, педагогическая психология, возрастная психология и психология развития, социальная психология и др.) знания и выполняет важную функцию подготовки студентов к преподавательской деятельности.
Студенты, завершившие изучение «Методики преподавания психологии», должны знать:
- историю преподавания психологии в средних и высших учебных заведениях;
- систему современного психологического образования в России и за рубежом;
- правовое и нормативное обеспечения образовательной деятельности;
- структуру и содержание психологического образования;
- основные цели, задачи, тематику занятий, которые могут проводиться с учащимися и студентами;
- основные видов учебных занятий (лекция, семинарское, лабораторное и практическое занятия);
- основные методов и приёмов обучения психологии в разных типах учебных заведений;
- способы проверки и оценки знаний.
Студенты должны уметь:
- ориентироваться в современных научных концепциях;
- грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- участвовать в практической прикладной деятельности;
- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
1. Психология учебной деятельности её формирование.
2. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение.
3. История преподавания психологии в высшей школе.
4. История преподавания психологии в средней школе.
5.Основные тенденции современного психологического образования. Базовое психологическое образование.
6. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии. Учебный план и преподавание психологии.
7. Цели и принципы преподавания психологии.
8. Классификация основных методов обучения психологии.
9. Типология активных методов обучения психологии.
10.Организация обучения психологии в высших и средних учебных заведениях.
11.Методические особенности преподавания теоретической психологии.
12.Методические особенности преподавания прикладной психологии.
13. Организация проверки и оценивания при обучении психологии. Виды и формы проверки знаний.
14. Самостоятельная работа студента по психологии, управлению. Проникновение во внутренний мир личности.
15. Технология разработки учебного курса.
16. Подготовка преподавателей психологии, их функции. Знания, умения и личностные качества преподавателя психологии.
Семинарские занятия
Семинар № 1. Психология учебной деятельности.
- Психология учебной деятельности её формирование.
- Понятие теории обучения в психологии.
- Развивающее обучение.
Вопросы для самоконтроля:
- Учение как учебная деятельность.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Цели и способы развивающего обучения.
Семинар №2. История преподавания психологии в высшей и средней школах.
- Преподавание психологии в 18-19 веках в высшей школе.
- Преподавание психологии в первой половине 20 века в высшей школе в России.
- Преподавание психологии во второй половине 20 века в высшей школе.
- Преподавание психологии в 19 веке в средней школе.
- Преподавание психологии вначале 20 века в средней школе.
- Преподавание психологии во второй половине 20 века в России в средней школе.
Вопросы для самоконтроля:
- В рамках каких учебных дисциплин преподавалась психология?
- Какие основные изменения происходят в преподавании психологии в российских университетах в начале ХХ века?
- В чем заключалась сложность преподавания психологии в 20-30 х гг. ХХ века?
- Какие позитивные уроки можно извлечь из истории преподавания психологии?
- Какие новые тенденции в преподавании психологии появились в 20 веке?
Источники из карты методического обеспечения [7.1.1, 7.1.2,7.1.3,7.1.4,7.1.5]
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. ГИЦ Владос. 2004. http://iprbookshop.ru
- Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М.: Флинта, 2009. http://iprbookshop.ru
- Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. М.: Флинта, 2011. http://iprbookshop.ru
- Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания специальных дисциплин, Логос, 2007. http://www.biblioclub.ru
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Питер.: СПб. 2012. http://www.biblioclub.ru
В данной теме следует обратить внимание на основные периоды преподавания психологии в российских университетах. Первоначально психология преподавалась в рамках других дисциплин, а несколько позже рассматривалась как составная часть курса философии. Для более глубокого понимания периода становления преподавания психологии следует внимательно изучить период открытия первого Московского университета и структуру преподавания наук.
Важно знать первые типы (формы) семинаров, которые ввел профессор Н.Я. Грот: на семинарах первого типа слушателям предлагалось критиковать прочитанную накануне лекцию; для семинаров второго типа следовало подготовить реферат; на третьем типе семинаров студенты предоставляли тезисы, которые зачитывались и обсуждались в аудиториях.
После1905 года преподавание психологии претерпевает коренные изменения: лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов и, как следствие, на основе коллективных экспериментальных работ начинает формироваться курс экспериментальной психологии.
С начала 40-х годов в ряде университетов при философских факультетах открываются психологические отделения, и таким образом впервые начинается подготовка профессиональных психологов.
В течение 70-80-х годов продолжалось постепенное расширение психологического образования, и к концу 90-х годов подготовка психологов по полной вузовской программе стала массовой.