V. образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются активные методы обучения, позволяющие эффективно осваивать отдельных компоненты формируемых компетенций с их последующей интеграцией в способы решаемых задач.

Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Л Проблемная лекция, лекция – визуализация, лекция с разбором конкретной ситуации
ПЗ разбор практических ситуаций, проектные задания, аннотирование источников
Итого  

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Примерный перечень проектных заданий

- Написание эссе по проблеме «Психология детства в художественной литературе XIX - XX века».

- Разработка презентации по предложенным темам.

- Составление аннотаций психологической литературы.

- Разработка реферата по предложенным темам.

Примерные тестовые задания

1.Тестовое задание: Верным является утверждение:

варианты ответов:

А) детство существовало всегда, на протяжении всей истории развития человека.

Б) детство возникает только тогда, когда ребенка нельзя включить непосредственно в систему общественного производства.

В) продолжительность детства остается неизменной.

Г) детство – продукт природы.

2. Тестовое задание: В истории человечества детство появляется

варианты ответов:

А) в первобытный период.

Б) в Античности

В) в Средние века

Г) в период позднего Средневековья.

3. Тестовое задание: Понятие «детство» в европейской культуре, по мнению Ф.Ариеса, появляется…

варианты ответов:

А) в Античности.

Б) в Средние века.

В) в Новое время.

4. Тестовое задание: Продолжительность детства:

варианты ответов:

А) остается неизменной в ходе развития человечества.

Б) уменьшается.

В) то увеличивается, то уменьшается.

Г) зависит от уровня материальной и духовной культуры общества.

5.Тестовое задание: Типология детских конституций была разработана …

варианты ответов:

А) Бунаком В.В..

Б) Штефко В.Г. и Островским А.Д.

В) Галантом И.Б.

Вопросы к экзамену

1. Антропология как учение о человеке. Основные отрасли антропологии.

2. Специфика различных отраслей антропологии в изучении детства.

3. Предмет и задачи психологической антропологии. Направления исследований психологической антропологии.

4. Психологическая антропология детства. Методы изучения ребенка и детства в психологической антропологии.

5. Феномен детства в науке. Междисциплинарный подход к изучению детства.

6. Появление детства в истории человечества. Историческое происхождение детства.

7. Продолжительность детства. Парадоксы детства.

8. Положение ребенка в первобытном обществе и в обществах с традиционной культурой.

9. Отношение к детству и статус ребенка в различные исторические периоды (Л. Демоз, Ф. Ариес и др.).

10. Антропологические исследования детства в различных культурах (И.С.Кон, М.Мид и др.)

11. Отношения «ребенок – взрослый» в различных типах культур (М.Мид).

12. Проблемы современного детства. Феномен «исчезновение детства» (Н.Постман).

13. Основные закономерности развития и социализации ребенка.

14. Понимание ребенка и перспектив его развития в различных направлениях психологической науки: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, деятельностный подход и др.

15. Основные периодизации детства в отечественной и зарубежной психологии и антропологии.

16. Возрастная норма развития. Отклонения от нормы развития.

17. Факторы, влияющие на рост и развитие детей (антропологический подход).

18. Биологический возраст. Акселерация и ретардация.

19. Образ детства в искусстве и художественной литературе.

20. Образ ребенка и детства в современной культуре.

21. Ребенок как предмет педагогической антропологии.

22. Подходы к воспитанию и развитию личности ребенка, тип личности в различных культурах (европейская, американская, восточная).

23. Детская субкультура: содержание и функции.

24. Особенности детских деятельностей и их роль в развитии ребенка.

25. Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный и зарубежный подходы

26. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития ребенка.

27. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения на разных возрастных этапах

28. Особенности работы практического психолога с детьми группы риска: организация, условия, приемы и методы.

29. Функциональная асимметрия и обучение

30. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовании.

31. Психологическая безопасность образовательной среды.

32. Проблемы социальной и правовой защищенности современного ребенка.

Наши рекомендации