V. образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используются активные методы обучения, позволяющие эффективно осваивать отдельных компоненты формируемых компетенций с их последующей интеграцией в способы решаемых задач.
Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Л | Проблемная лекция, лекция – визуализация, лекция с разбором конкретной ситуации | |
ПЗ | разбор практических ситуаций, проектные задания, аннотирование источников | |
Итого |
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Примерный перечень проектных заданий
- Написание эссе по проблеме «Психология детства в художественной литературе XIX - XX века».
- Разработка презентации по предложенным темам.
- Составление аннотаций психологической литературы.
- Разработка реферата по предложенным темам.
Примерные тестовые задания
1.Тестовое задание: Верным является утверждение:
варианты ответов:
А) детство существовало всегда, на протяжении всей истории развития человека.
Б) детство возникает только тогда, когда ребенка нельзя включить непосредственно в систему общественного производства.
В) продолжительность детства остается неизменной.
Г) детство – продукт природы.
2. Тестовое задание: В истории человечества детство появляется
варианты ответов:
А) в первобытный период.
Б) в Античности
В) в Средние века
Г) в период позднего Средневековья.
3. Тестовое задание: Понятие «детство» в европейской культуре, по мнению Ф.Ариеса, появляется…
варианты ответов:
А) в Античности.
Б) в Средние века.
В) в Новое время.
4. Тестовое задание: Продолжительность детства:
варианты ответов:
А) остается неизменной в ходе развития человечества.
Б) уменьшается.
В) то увеличивается, то уменьшается.
Г) зависит от уровня материальной и духовной культуры общества.
5.Тестовое задание: Типология детских конституций была разработана …
варианты ответов:
А) Бунаком В.В..
Б) Штефко В.Г. и Островским А.Д.
В) Галантом И.Б.
Вопросы к экзамену
1. Антропология как учение о человеке. Основные отрасли антропологии.
2. Специфика различных отраслей антропологии в изучении детства.
3. Предмет и задачи психологической антропологии. Направления исследований психологической антропологии.
4. Психологическая антропология детства. Методы изучения ребенка и детства в психологической антропологии.
5. Феномен детства в науке. Междисциплинарный подход к изучению детства.
6. Появление детства в истории человечества. Историческое происхождение детства.
7. Продолжительность детства. Парадоксы детства.
8. Положение ребенка в первобытном обществе и в обществах с традиционной культурой.
9. Отношение к детству и статус ребенка в различные исторические периоды (Л. Демоз, Ф. Ариес и др.).
10. Антропологические исследования детства в различных культурах (И.С.Кон, М.Мид и др.)
11. Отношения «ребенок – взрослый» в различных типах культур (М.Мид).
12. Проблемы современного детства. Феномен «исчезновение детства» (Н.Постман).
13. Основные закономерности развития и социализации ребенка.
14. Понимание ребенка и перспектив его развития в различных направлениях психологической науки: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, деятельностный подход и др.
15. Основные периодизации детства в отечественной и зарубежной психологии и антропологии.
16. Возрастная норма развития. Отклонения от нормы развития.
17. Факторы, влияющие на рост и развитие детей (антропологический подход).
18. Биологический возраст. Акселерация и ретардация.
19. Образ детства в искусстве и художественной литературе.
20. Образ ребенка и детства в современной культуре.
21. Ребенок как предмет педагогической антропологии.
22. Подходы к воспитанию и развитию личности ребенка, тип личности в различных культурах (европейская, американская, восточная).
23. Детская субкультура: содержание и функции.
24. Особенности детских деятельностей и их роль в развитии ребенка.
25. Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный и зарубежный подходы
26. Возрастосообразность в психологическом сопровождении развития ребенка.
27. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения на разных возрастных этапах
28. Особенности работы практического психолога с детьми группы риска: организация, условия, приемы и методы.
29. Функциональная асимметрия и обучение
30. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовании.
31. Психологическая безопасность образовательной среды.
32. Проблемы социальной и правовой защищенности современного ребенка.