Задания для самостоятельной работы. 1. Разработайте кроссворд по изучаемой теме
1. Разработайте кроссворд по изучаемой теме.
2. Объясните пример, приведенный С.Л. Рубинштейном, с точки зрения гештальттеории.
А. Гельб и К. Гольдштейн проводят клиническое наблюдение за поведением больного. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает улицу. Больной говорит врачу: «Человек там подметает – я знаю, я вижу его ежедневно». - «Что Вы видите?» - «Длинную черту. Затем что-то вижу – то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди – длинные и узкие, повозки – широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить».
3. На основе работы:
Саугстад П. История психологии. От истоков до наших дней. – Самара, 2008. – С. 121-145 (Гештальтпсихология),
создайте презентацию о гештальтпсихологии. Покажите ее значение для психологической науки и практики.
4. Чем, по Вашему мнению, отличается экзистециальный анализ от психологического? Обоснуйте свою позицию, используя работу А. Лэнгле (Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М.,2005)
5. Подберите материал о развитии современной когнитивной психологии. Проанализируйте его и выявите основные идеи, важные для психологии.
Практическое задание
Прокомментируйте мнение В. Франкла. Напишите эссе на проблему экзистенциального вакуума в современном обществе.
«Каждая эпоха порождает особый невроз, а значит, и потребность в особом методе психотерапии. В эпоху Фрейда причиной всех бед считалось сексуальная неудовлетворенность. А ныне нас уже волнует уже другая проблема – разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошенности, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом…
Всякий раз, когда меня спрашивают, почему возникает этот экзистенциальный вакуум, я привожу такую краткую формулу: животные инстинкты не подсказывают человеку, что ему нужно, и традиции предков уже не учат его тому, что он должен делать. И вот, не зная, что ему нужно и как ему следует жить, человек зачастую не может понять, чего он, собственно, хочет. А значит, он либо хочет делать только то, что делают другие (то есть становится конформистом), либо сам делает только то, чего хотят – причем хотят от него – другие (то есть становится жертвой тоталитаризма)». (Франкль В. Страдание от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. – Новосибирск, 2009. – С. 7, 9)
Вопросы для самопроверки
1. В чем роль гештальта в развитии восприятия?
2. В чем сущность понятия «психологического поля»?
3. Что такое фи-феномен?
4. Как объяснял К. Коффка психическое развитие7
5. Перечислите основные идеи теории личности и группы К. Левина.
6. Чем различаются волевое и пасевое поведение?
7. В чем значение исследования продуктивного мышления М. Вертгеймера?
8. Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»?
9. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?
10. Какие потребности в структуре личности были описаны А. Маслоу?
11. Какова роль самоактуализации в развитии личности?
12. Какие методы исследования личности были разработаны Г.Олпортом?
13. Какие два полюса сознания, по мнению Р.Мэя, задают пространство свободы воли?
14. В чем причины нарушения адекватности самооценки, по мнению К. Роджерса.
15. Какие виды ценностей выделил В. Франкл?
16. Чем различаются подходы А. Маслоу и В. Франкла?
17. Перечислите основные идеи и принципы логотерапии В. Франкла.
18. Какие основные идеи Ж. Пиаже и Л. Кольберга были реализованы в генетической психологии?
19. В чем значение метафоры компьютера для когнитивной психологии?
20. Какие вопросы изучал Д.С. Брунер?
21. Какова суть основных постулатов Д. Миллера, У. Найсера и Г. Келли?
Рекомендуемая литература
1. Гуссерль Э. Амстердамские доклады: феноменологическая психология // Предмет и метод психологии. /Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 84-100
2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2002
3. Ждан А.Н. История психологии: от Античности до наших дней. – М., 2007
4. Коффка К. Функциональные и описательные понятия // Предмет и метод психологии. / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С.36-56
5. Леонтьев Д.А. «Случай» Виктора Франкла // Психологический журнал. 2005. Т.26. №2. С. 118-127
6. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. – М., 2005
7. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997
8. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2001
9. Маслоу А. и др. Экзистенциальная психология. – М., Львов, 2005
10. Маслоу А. Психология развития и самоактуализации: основные допущения // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 234-260
11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. – М., 2001
12. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2004
13. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. – М., 2002
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994
15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994
17. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение. – М., 2007
18. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Предмет и метод психологии / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М., 2005. – С. 209-233
19. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – СПб., 1996
20. Франкл В. Доктор и душа. – СПб., 1997. – С. 244-246 (Воля к смыслу), С. 254-255 (Смысл жизни), С. 257-258 (Смысл любви)
21. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. – М., 2009
22. Хант М. История психологии. – М., 2009
23. Шехтер М.С. Гештальтпсихология: ошибки и нерешенные проблемы // Психологический журнал. 1997. Т.18. №2. С. 141-148
24. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М., 2004