Информационно-кибернетическая теория.
В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг — это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической
5.Теория деятельности :Авторы – Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Гальперин, Смирнов, Запорожец.
Важная роль – связь памяти с мышлением. Если уделять внимание развитию мышления, то будет развиваться и память. И наоборот.
(А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А.Смирнов)
Память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.
Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности .
Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.
У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций.
Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.
А.А. Смирнов. - установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Зейгарник -Проводила исследования, связанные с изучением памяти. При выполнении задания у испытуемого есть потребность закончить его. Курт Левин назвал данную потребность квазипотребностью
Закон забывания
-в первый час забывается до 60% информации
-через 6 дней – около 20%
25. Воображение.Определение и виды .
Воображение — это познавательный психический процесс, заключающийся в преобразовании представлений памяти в субъективно новые образы. Образы фантазии формируются с участием других познавательных процессов. В то же время воображение, благодаря своей роли в целеполагании, обусловливает их протекание.
Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Оно является отражением действительности и служит средством ее познания.
Воображение - это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.
В широком смысле – процесс оперирование образами.
Роль воображения
1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед
2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.
Функции воображения
1.Образное представление действительности.
2.Регуляция эмоционального состояния.
3.Регуляция поведения.
4.Формирование внутреннего плана действий.
5.Планирование и программирование действий.
Воображение связано с памятью и мышлением.
Физиологический механизм
Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы.
Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.
Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.
Этапы воображения – анализ, синтез.
Факторы, влияющие на воображение:
1.Богатство опыта.
2.Особенности нервной деятельности.
К чертам личности, связанными с воображением относятся:
1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.
2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы, свойственна деятельным и волевым натурам.
3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.
Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет. Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.
Виды воображения
По степени активности: пассивное, активное
По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное
Активное преднамеренное воображение:
1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта , которое соответствовало бы описанию.
2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.
3.Мечта – самостоятельное создание новых образов.
Отличие мечты:
1.В мечте создается образ желаемого.
2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.
3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.
4.Мечты иногда реализуются.