Некоторые аксиомы информационно–психологической войны

Семинар 4.

Победа и поражение в информационно – психологической войне

Цель семинара— получить представление об оценке итогов, проведенных информационно–психологических операций.

Задачи:

• Научиться оценивать результаты проведенной информационно–психологической войны — по разным основаниям.

• Уметь создавать образы врага и лидера, опираясь на законы восприятия.

• Изучить средства снижения ущерба и противоборства: до события, во время и после.

Реализация и оценка информационно–психологических операций:

• развертывание и реализация действий (мероприятий и информационных сообщений);

• мониторинг массового сознания с возможной корректировкой (социология, анализ прессы);

• ответы на противодействия и контр–воздействия;

• закрепление изменений;

• завершение;

• анализ эффективности (запоминание, повтор, новые ответы);

• проверка (провоцирование ожидаемых действий аудитории).

Негативная персонализация и создание образа врага.

Основной принцип — создание образа через ассоциации с мифологическими, политическими, социальными, этическими, интеллектуальными, визуальными образами зла.

• Мифологизированные образы зла (Злой Демон, Мефистофель, Иуда, Каин, Брут…).

• Политические образы зла (Нерон, Пол Пот, Тамерлан, Батори, Саддам Хуссейн, Березовский, Ходорковский…).

• Социальные образы зла (чужаки, иноземцы, разрушители, консерваторы, скандалисты, интриганы, психопаты, бюрократы, коммунисты, демократы, фашисты, противники модернизации, диктаторы, утописты…).

• Этические (лицемеры, беспринципные, перебежчики, корысть, ординарность, воровство, продажность, растратчики, предатели…).

• Интеллектуальные (демагог, шут, прапорщик, недоумок, болтун, дурак…).

• Визуальные (уроды, квазимодо, карлики, циннобер, горбуны, “suenos”, недочеловеки, полузвери, получудовища, толстяки…).

Основные средства противоборства:

Тактика:

лечение ситуации 1) до события, 2) во время, 3) после события.

Техника до:

создание кредита доверия.

СОЗДАНИЕ и ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА (лица, группы, страны, движения, организации).

Техника во время и после:

антимиф, игнорирование, опровержение, переключение, разоблачение, присоединение к противнику, детализация со смещением акцентов, суд, разоблачение используемой технологии, ответные действий, устранение повода информационной атаки.

Основной закон ИПВ:

Побеждает не тот, кто прав, а тот, кто убедительнее в информационном поле!

Индивидуальные средства обороны:

Логика.Иметь собственное независимое мнение по конкретному событию, факту и т.п.

Риторика.Формулировать свое мнение в убедительной для других форме (на языке их ценностей и выгод).

Прогностика.Уметь реконструировать (ясно представлять) позицию другой стороны.

Психология.Вырабатывать эмоциональную устойчивость в донесении и отстаивании своего мнения.

Этика и ответственность.Базировать свое мнение на четких принципах, быть готовым взять ответственность за последствия, связанные с претворением в жизнь вашей позиции.

Коммуникативный инструментарий:

Аргументация:

Тезис–аргумент–поддержка

Экономическая, Политическая,

Юридическая, Статистическая,

Историческая, Социальная,

Культурная.

Формы дискредитации:

• Деструктивная риторика с имплицитными (подразумеваемыми, невыраженными) выводами.

• Воздействие на круг эмоций (страх, гнев, снисхождение–презрение).

• Ассоциации с образами зла.

• Неосознаваемые ассоциации.

• Резонансные переклички.

Оправдание позиции:

1. Другая причина.

2. Другое следствие.

3. Переопределение.

4. Иерархия.

5. Другой пример.

Архитипические образы лидеров:

• Мудрец

• Маг

• Герой

• Шут

Некоторые аксиомы информационно–психологической войны

(ИПВ):

• ИПВ ведется как до, так и после обычной войны, иногда выступает в роли заменителя обычной войны.

• Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума. Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной.

• ИПВ выявляется объектом воздействия с запозданием, которое позволяет субъекту воздействия получить преимущества «первого удара».

• ИПВ строится путем придания эмоциональным аргументам формы рационального характера.

• Начальный период обычной войны характеризуется максимальной интенсивностью ИПВ, поскольку она направлена на разрушение информационных объектов.

• Во всех случаях необходима трансформация сообщений под разные точки уязвимости, под разные аргументы и разные результаты, для разных аудиторий.

Классика пропаганды:

• избегать абстрактных идей,

• апеллировать к эмоциям;

• упрощать, упрощать, упрощать;

• использовать стереотипные фразы;

• повторять, нагнетая;

• останавливаться на одной стороне аргументации;

• постоянно критиковать врагов;

• выделять одного врага для отдельной цели.

Наши рекомендации