Некоторые аксиомы информационно–психологической войны
Семинар 4.
Победа и поражение в информационно – психологической войне
Цель семинара— получить представление об оценке итогов, проведенных информационно–психологических операций.
Задачи:
• Научиться оценивать результаты проведенной информационно–психологической войны — по разным основаниям.
• Уметь создавать образы врага и лидера, опираясь на законы восприятия.
• Изучить средства снижения ущерба и противоборства: до события, во время и после.
Реализация и оценка информационно–психологических операций:
• развертывание и реализация действий (мероприятий и информационных сообщений);
• мониторинг массового сознания с возможной корректировкой (социология, анализ прессы);
• ответы на противодействия и контр–воздействия;
• закрепление изменений;
• завершение;
• анализ эффективности (запоминание, повтор, новые ответы);
• проверка (провоцирование ожидаемых действий аудитории).
Негативная персонализация и создание образа врага.
Основной принцип — создание образа через ассоциации с мифологическими, политическими, социальными, этическими, интеллектуальными, визуальными образами зла.
• Мифологизированные образы зла (Злой Демон, Мефистофель, Иуда, Каин, Брут…).
• Политические образы зла (Нерон, Пол Пот, Тамерлан, Батори, Саддам Хуссейн, Березовский, Ходорковский…).
• Социальные образы зла (чужаки, иноземцы, разрушители, консерваторы, скандалисты, интриганы, психопаты, бюрократы, коммунисты, демократы, фашисты, противники модернизации, диктаторы, утописты…).
• Этические (лицемеры, беспринципные, перебежчики, корысть, ординарность, воровство, продажность, растратчики, предатели…).
• Интеллектуальные (демагог, шут, прапорщик, недоумок, болтун, дурак…).
• Визуальные (уроды, квазимодо, карлики, циннобер, горбуны, “suenos”, недочеловеки, полузвери, получудовища, толстяки…).
Основные средства противоборства:
Тактика:
лечение ситуации 1) до события, 2) во время, 3) после события.
Техника до:
создание кредита доверия.
СОЗДАНИЕ и ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА (лица, группы, страны, движения, организации).
Техника во время и после:
антимиф, игнорирование, опровержение, переключение, разоблачение, присоединение к противнику, детализация со смещением акцентов, суд, разоблачение используемой технологии, ответные действий, устранение повода информационной атаки.
Основной закон ИПВ:
Побеждает не тот, кто прав, а тот, кто убедительнее в информационном поле!
Индивидуальные средства обороны:
• Логика.Иметь собственное независимое мнение по конкретному событию, факту и т.п.
• Риторика.Формулировать свое мнение в убедительной для других форме (на языке их ценностей и выгод).
• Прогностика.Уметь реконструировать (ясно представлять) позицию другой стороны.
• Психология.Вырабатывать эмоциональную устойчивость в донесении и отстаивании своего мнения.
• Этика и ответственность.Базировать свое мнение на четких принципах, быть готовым взять ответственность за последствия, связанные с претворением в жизнь вашей позиции.
Коммуникативный инструментарий:
Аргументация:
Тезис–аргумент–поддержка
Экономическая, Политическая,
Юридическая, Статистическая,
Историческая, Социальная,
Культурная.
Формы дискредитации:
• Деструктивная риторика с имплицитными (подразумеваемыми, невыраженными) выводами.
• Воздействие на круг эмоций (страх, гнев, снисхождение–презрение).
• Ассоциации с образами зла.
• Неосознаваемые ассоциации.
• Резонансные переклички.
Оправдание позиции:
1. Другая причина.
2. Другое следствие.
3. Переопределение.
4. Иерархия.
5. Другой пример.
Архитипические образы лидеров:
• Мудрец
• Маг
• Герой
• Шут
Некоторые аксиомы информационно–психологической войны
(ИПВ):
• ИПВ ведется как до, так и после обычной войны, иногда выступает в роли заменителя обычной войны.
• Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума. Навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной.
• ИПВ выявляется объектом воздействия с запозданием, которое позволяет субъекту воздействия получить преимущества «первого удара».
• ИПВ строится путем придания эмоциональным аргументам формы рационального характера.
• Начальный период обычной войны характеризуется максимальной интенсивностью ИПВ, поскольку она направлена на разрушение информационных объектов.
• Во всех случаях необходима трансформация сообщений под разные точки уязвимости, под разные аргументы и разные результаты, для разных аудиторий.
Классика пропаганды:
• избегать абстрактных идей,
• апеллировать к эмоциям;
• упрощать, упрощать, упрощать;
• использовать стереотипные фразы;
• повторять, нагнетая;
• останавливаться на одной стороне аргументации;
• постоянно критиковать врагов;
• выделять одного врага для отдельной цели.