Оценка параметров шкалы FACES-3
№ | Диагностические параметры | № утверждений | Шкала |
Эмоциональная связь | 1,11,19 | Семейная сплоченность | |
Семейные границы | 5,7 | ||
Принятие решений | |||
Время | |||
b | Друзья | ||
Ь | Интересы и отдых | 13, 15 | |
Лидерство | 6,18 | Семейная адаптация | |
г | Контроль | 2, 12 | |
Дисциплина | 4,10 | ||
Роли | 8,16,20 | ||
b | Правила |
Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы пси-хокоррекционной работы.
Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет
Таблица 5
Нормы оценок и средние показатели для FACES-3
(Шкала семейной адаптации и сплоченности)
Основные параметры | Группы семей | |||||
Зрелые супружеские пары | Семьи с подростками | Молодые супружеские пары | ||||
X | SD | X | SD | X | SD | |
Сплоченность | 39,8 | 5,4 | 37,1 | 6,1 | 41,6 | 4,7 |
Адаптация | 24,1 | 4,7 | 24,3 | 4,8 | 26,1 | 4,2 |
Сплоченность | ||||||
ранг | % | ранг | % | ранг | % | |
Разобщенный | 10-34 | 16,3 | 10-31 | 18,6 | 10-36 | 14,9 |
Разделенный | 35-40 | 33,8 | 32-37 | 30,3 | 37-42 | 37,2 |
Связанный | 41-45 | 36,3 | 38-43 | 36,4 | 43-46 | 34,9 |
Сцепленный | 46-50 | 13,6 | 44-50 | 14,7 | 47-50 | 13,0 |
Адаптация | ||||||
ранг | % | ранг | % | ранг | % | |
Ригидный | 10-19 | 16,3 | 10-19 | 15,9 | 10-21 | 13,2 |
Структурный | 20-24 | 38,3 | 20-24 | 37,3 | 22-26 | 38,8 |
Гибкий | 25-28 | 29,4 | 25-29 | 32,9 | 27-30 | 32,0 |
Хаотичный | 29-50 | 16,0 | 30-50 | 13,9 | 31-50 | 16,0 |
Примечание. X — средние показатели; SD — стандартные отклонения от средних.
проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла. В эту группу войдут также семьи, структура которых хаотична и не сбалансирована, что свидетельствует о пребывании семьи в ситуации кризиса (например, вследствие рождения ребенка, развода, потери источников дохода, перемены места жительства и действия других ненормативных стрессоров). В этом состоянии семья может находиться в течение такого периода времени, которое ей необходимо для адаптации к кризисной ситуации. Проблемным данное состояние становится тогда, когда система застревает в состоянии хаоса надолго.
Интерпретация и обсуждение полученных результатов с членами семьи позволяет повысить их мотивацию к семейной психотерапии, прохождению групп тренинга, индивидуальной работе. «Наглядная» демонстрация, подтверждающая наличие нарушений в семейной системе, позволяет разделить ответственность за эффективность коррекционных мероприятий между всеми членами семьи и психологом.
Шкала может также служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменения типа функционирования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).
4.1.2. Тест «Семейная социограмма»
Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э. Г. Эйдемил-лер и О. В. Черемисин, относится к рисуночным проективным методикам (Эй-демиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье (прямой или опосредованный). Данная проективная методика дает возможность экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.
Описание методики
Для проведения обследования испытуемым выдают бланки (на каждом бланке нарисован круг диаметром ПО мм). Задание выполняется индивидуально. Испытуемым предлагается нарисовать в виде кружочков самих себя и других членов семьи.
Интерпретация результатов
Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:
□ число членов семьи, попавших в площадь круга; П величина кружков;
□ расположение кружков относительно друг друга; П дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее внимание обращается на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок, выполненный для обозначения испытуемым самого себя, говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Изображение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоционального отвержения. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка
от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении со стороны испытуемого или, наоборот, в его адрес. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» этих членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера можно привести тест матери девочки (рис. 2), больной шизофренией (такой же результат выполнения теста, который условно называется авторами «матрешкой», встречается примерно в 3% случаев тестирования здоровых, социально адаптированных родителей).
Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в процессе семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в одну «линию» (с мужем она в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис. 3). При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала: «У меня есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней». Заключительная социограмма представлена на рис. 4.
Использование теста «Семейная социограмма» позволяет членам семьи в считаные минуты в ситуации «здесь и сейчас», до сеанса семейной психотерапии или во время него, наглядно представить характер взаимоотношений в семье, а затем, сравнив свои бланки, обсудить результаты друг с другом.
Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И. М. Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограм-мы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):
1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.
2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат.
3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.