Параметры процессов межгруппового восприятия

Наличие трех звеньев в этой схеме позволяет по-новому объяс­нить соотношение внутригруппового фаворитизма как стратегии межгруппового взаимодействия и как характеристики межгруппо­вого восприятия. Межгрупповое восприятие оказывается неаде­кватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком меж­групповом взаимодействии, которое оторвано от социально зна­чимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекват­ных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

Методологическое и практическое значение проблематики межгруп­повых отношений

Все сказанное позволяет обсудить в более широком плане вопрос о соот­ношении когнитивных и социальных аспектов межгруппового взаимодейст­вия. Как мы видели, вывод об универ­сальности внутригруппового фаворитизма, полученный Тэшфелом, в значительной мере обусловлен тем, что эти два аспекта не были достаточно четко разведены. Это хорошо осознают сторонники кон­цепции социальных представлений во французской социальной психологии. Так, в примыкающих к этому направлению работах В. Дуаза, хотя и подчеркивается влияние субъективного фактора на процессы межгрупповых отношений, признается социальное содержание когнитивных категорий. Пытается выйти за узкие рамки когнитивизма и М.Кодол, который рассматривает не просто ког­нитивные структуры, возникающие в процессе межгрупповых от­ношений, но влияние этих структур на изменение самих отноше­ний. Особенности формирования представлений о другой группе в условиях объективно существующего конфликта изучал М.Плон. Обобщая эксперименты этих исследователей, С.Московиси близ­ко подходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых меж­групповых отношений (Донцов, Емельянова, 1987).

Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности вносит существенный вклад в развитие этих идей: теперь можно констатировать не просто тот факт, что соци­альные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях, но и назвать средство, при помощи которого она вообще может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между «моей» и «чужой» группами, совсем не обязательно в реальном взаимодей­ствии приводит к внегрупповой враждебности. Этими принципа­ми необходимо руководствоваться, решая практические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм сотрудничества, на уровне больших групп — сняты некоторые вопросы межэтничес­ких отношений, отношений между народами разных государств. Может быть вычленен и своеобразный «средний» уровень рассмот­рения проблемы — взаимоотношение профессий, различных ве­домств между собой и др.

В чисто научном плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения наших знаний о самих группах. Совершенно очевид­но, что характер межгруппового взаимодействия влияет и на внут-ригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влия­нии межгруппового взаимодействия на такие внутригрупповые про­цессы, как удовлетворенность от принадлежности к группе, харак­тер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. Проводились экспери­менты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых про­цессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгруп­повом соревновании, и от восприятия группой этого места (т.е. от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В част­ности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отно­шений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного ре­зультата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межлич­ностных отношений более интенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показа­тели ее эффективности: внимание членов группы концентрирует­ся не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколь­ко на отношениях межличностных. Констатация подобного сдви­га может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития (Агеев, 1983).

В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятельствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения любого внутригруппового процесса необходимо вый­ти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближай­шей сферой таких отношений являются отношения между группа­ми. Возникает своеобразный «межгрупповой контекст», который есть разновидность социального контекста. Перспектива исследо­ваний психологии межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения между группами «по горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической груп­пой, если речь идет о больших группах, и т.д.). Вариант этого се­чения — взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. Второе сечение — отноше­ния между группами «по вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т.п. Этот второй слу­чай логично позволит включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психо­логии — психологию организации (рис. 15).

Реализация такой перспективы будет важным фактором «до­страивания» социальной психологии, поскольку расширит в зна­чительной мере сферу ее практического применения, включит ее в более широкий круг социальных проблем. В условиях современного этапа развития нашего общества это — важная социальная функция науки, способствующая стабилизации общественных отношений.

Раздел психологии межгрупповых отношений логически завер­шает изучение психологии групп и предваряет более полное и все­стороннее исследование проблемы личности.

ЛИТЕРАТУРА

Агеев В. С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. — Межличностное восприятие в группе. 1981.

Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологичес­кие проблемы. М., 1990.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.

Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отноше­ния // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

Раздел V

Наши рекомендации