Семинар 5. Проблема сознания и самосознания в психологии.

Цель: студенты должны усвоить сущность сознания, его психологическую структуру, усвоить сущность самосознания, рефлексии, самопознания, самооценки.

Вопросы для обсуждения:

1. Философско-психологический анализ сущности сознания. Сознание и бытие. Гипотеза о происхождении сознания в совместной разделенной деятельности. Сознание и труд. Сознание и деятельность.

2. Психологическая структура сознания: чувственное содержание, значение, смысл (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко)

3. Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания ( И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин).

4. Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный, оценочный, регуляторный аспекты самосознания.

5. Самосознание и Я-концепция. Сущность и структура Я-концепции (Р. Бернс). Самооценка и уровень притязаний.

6. Динамика самосознания и личности. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика ( С.Л. Рубинштейн). Личность и время. Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).

Основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - 2000

4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Психология и сознание личности. М.; Воронеж, 1999. С.66-85

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

3. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

5. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2.

6. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

7. Кон И.С. Открытие « Я» М., 1978.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2009. С. 23-33.

9. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1, 1998.

10. Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание. М., 1991.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.,1989. Т. 1. С. 156-190.

12. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993.

13. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.

14. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. С. 6-123.

15. Франк С.Л. Смысл жизни. Минск, 1992.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1995.

Семинар 6.Направленность человека и ее психологические проявления.

Деятельность. Общение

Цель: студенты должны усвоить сущность понятий «направленность», «потребность», «мотив», «смысл». «деятельность», «общение»

Обсуждение вопросов

1. Общее понятие о направленности, ее функциях и проявлениях. Проблема типологии направленности. Соотношение понятий «направленность личности» и «направленность деятельности».

2. Общее понятие о потребностях, их функциях и свойствах. Основные виды потребностей и проблемы их классификации (А. Маслоу, Г. Мюррей, К.Г. Юнг, Г. Хекхаузен).

3. Понятие мотива. Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Мотив и смысл. Смысловые и мотивационно-смысловые образования в психологической структуре направленности личности ( А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.Г. Асеев, Ю.М, Орлов, А.Б. Орлов, Б.А. Сосновский) Понятие об иерархии смыслов. Мотив и переживание. Мотив и сознание. Мотив как личностное образование. Соотношение мотива и цели, возможности и феноменология их совпадения. Понятие о задаче, ее связях с целью и мотивом. Иерархия целей и задач в структуре направленности человека.

4. Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре (А.Н. Леонтьев). Соотношение понятий активность –деятельность – действие – операция. Понятие об иерархии деятельности человека. Деятельность и поведение. Навыки, умения, привычки в структуре деятельности и личности. Внешняя и внутренняя деятельность. Понятие о процессах интериоризации и экстериоризации.

5. Общее понятие об общении и его компонентах (перцептивном, коммуникативном, интеракционном). Взаимоотношения и взаимодействие (В.Н. Мясищев). Основные виды и структура общения. Личностная обусловленность общения. О продуктивном общении (А.А. Бодалев). Проблема типологии общения. Общение и деятельность

Основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - 2000

4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.

Дополнительная литература.

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

2. Асмолов А.Г. Деятельность установка. М., 1979.

3. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986. С. 225-245

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 56-99

5. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1996.

6. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М., 1987. С. 122-163.

7. Квасков В.Д. Общение и деятельность. М., 1997.

8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность. М., 1988.

9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1998.

10. Ломов Б.В. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы общей психологии. М., 1975.

11. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995

12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

13. Смирнов М.И. Психология деятельности и отношений. Киров, 1994.

14. Хекхаузен Г. Мотивация и деятельность. М., 1986.

15. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.,1994.

16. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991

РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Модуль 2

Наши рекомендации