Тема 6. Особенности развития психики в условиях разных видов депривации

Цель: формировать представления о сущности депривационных феноменов.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность депривационных феноменов.

2. Культуральная и социальная депривации.

3. Сенсорная депривация.

4. Коммуникативная депривация.

5. Материнская депривация.

6. Принципы профилактики депривационных явлений.

Литература основная:6, 15

Дополнительная: 16

Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы:

1. Синдром госпитализма и его основные проявления.

2. Депривация и дизонтогенез.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Социально-психологические проблемы специальной психологии

Цель: проанализировать социально-психологические проблемы, стоящие перед специальной психологией на современном этапе.

Вопросы для обсуждения:

1. Становление ребенка с ОПФР как субъекта социальной среды. Усвоение им социальных ролей, норм и ценностей. Навыки взаимодействия. Представления о мире. Система отношения окружающих к такому ребенку.

2. Психологическая реальность ребенка с нарушениями в развитии: устойчивые (семья), изменчивые (совокупность социальных структур) параметры, оказывающие влияние на его поведение и развитие.

3. Характеристика семей, воспитывающих детей с ОПФР (по Л.М.Шипицыной). Качественные изменения семьи «особого» ребенка, происходящие на психологическом, соматическом, социальном уровнях.

4. Отношение родителей к ребенку с отклонениями в развитии (по В.С.Соммерсу).

5. Детские образовательные учреждения как ведущий институт социализации (друзья, дети из общественных групп, помогающие взрослые).

6. Позитивные и негативные психологические аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с особенностями в развитии.

Литература основная: 18, 19

Дополнительная: 15, 3

Темы докладов и рефератов, задания для самостоятельной работы:

1. Плюсы и минусы интегрированного обучения.

2. Роль чувства неполноценности в связи с дефектом в патологическом формировании личности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Терминологический коллоквиум

Цель:освоение студентами понятийного аппарата дисциплины.

Задание:выучить определения, уметь объяснить их суть, проиллюстрировать примерами.

Форма контроля:коллоквиум.

Словарь терминов

1. Абилитация система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.
2. Адаптация психологическая процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями.
3. Асинхрония неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.
4. Высшие психические функции сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.
5. Дезадаптация характеризуется поломкой, нарушением сформировавшихся адаптационных механизмов вследствие изменений социальной ситуации индивида или возникших нарушений здоровья.
6. Депривация психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.
7. Дети с ОПФР дети с особенностями психофизического развития - те, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира.
8. Дефект органический повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей.
9. Дефект функциональный нарушение функций органа или общих функций организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа).
10. Дефект-центризм сложный установочный феномен, приводящий к смешению возрастных и индивидуальных характеристик действий ребенка с клиническими симптомами.
11.   Дизонтогенез общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии. Синонимами могут считаться такие понятия, как отклоняющееся развитие, нестандартное развитие, устар. аномальное развитие.
12. Диффузный распространенный, рассеянный в разные стороны.
13. Защита психологическая адаптивные механизмы, направленные на уменьшение патогенного эмоционального напряжения, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений.
14. Зона ближайшего развития расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (результатом, которого ребенок может достичь, решая задачи с помощью взрослого).
15. Инертность низкая подвижность нервных процессов, трудности переключения.
16. Компенсация возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.
17. Коррекция система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
18. Лабильность нестойкость, неустойчивость, изменчивость. Одно из основных свойств ЦНС, характеризующее скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
19. Локальный свойственный данному месту, не выходящий за определенные границы.
20. Множественные физические и (или) психические нарушения – два и более физических и (или)психических нарушений, подтвержденных в порядке, установленном законодательством.  
21. Нарушения первичные (ядерные) мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
22. Нарушения вторичные (системные) обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной.
23. Нарушения третичные (неспецифические) нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.
24. Онтогенез прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти.
25. Парциальный частичный, относящийся к отдельным частям.
26. Патогенная ситуация ситуация, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии, если сила ее воздействия превышает компенсаторные возможности индивида.
27. Пограничные состояния нерезко выраженные нарушения, граничащие с нормой и отделяющие ее от собственно патологических проявлений, но не являющиеся их начальными или промежуточными фазами.
28. Психодиагностика (в специальной психологии) выявление и оценка особенностей личности с целью определения нарушений в развитии.
29. Психопрофилактика (в специальной психологии) мероприятия, направленные на создание адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития психологической сферы ребенка с целью предотвращения вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений в развитии.
30. Развитие психическое поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.
31. Распад дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.
32. Реабилитация система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.
33. Резидуально-органические расстройства разнообразные нервно-психические нарушения, обусловленные относительно стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, прежде всего пренатальных, перинатальных, ранних постнатальных (энцефалита, черепно-мозговой травмы, интоксикации и т.д.).
34. Ретардация парциальное или тотальное отставание в темпах развития.
35. Сензитивный период этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.
36. Сенсорный относящийся к сфере ощущений (зрительных, слуховых и т.д.).
37. Системогенез процесс последовательного разворачивания в возрастном плане симптомов отклонения.
38. Социализация двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому он принадлежит, и активного воспроизводства и наращивания им систем социальных связей и отношений, в которых он развивается.
39. Структура нарушенного развития особенности взаимосвязей между первичными, вторичными и следующими порядками нарушений.
40. Тотальный полный, всеохватывающий.
41. Тяжелые физические и (или) психические нарушения физические и (или)психические нарушения, подтвержденные в порядке, установленном законодательством, выраженные в такой степени что получение образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получения элементарных трудовых навыков и элементарной профессиональной подготовки.
42. Физическое и (или) психическое нарушение отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное в порядке, установленном законодательством.

Литература:

1. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С.Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304с.

2. Винникова, Е.А. Методы диагностики в условиях ПМПК / Е.А. Винникова / Спецыяльная адукацыя. - 2011. - № 5. – С.8 -17.

3. Винникова, Е.А. Принципы и технологии взаимодействия с семьей ребенка с особенностями психофизического развития / Е.А. Винникова / Спецыяльная адукацыя. - 2010. - №6. – С.24 -29.

4. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б.В. Зейгарник Б.В., Б.С. Братусь. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 157с.

5. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. Ярославль, 1999. – 144с.

6. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте/ Й. Лангмейер, З. Матейчик. - Прага, ЧССР: АВИЦЕНУМ, 1984. – 335с.

7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.заведений/ В.В.Лебединский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144с.

8. Литвак, А.Г. Тифлопсихология/ А.Г. Литвак. - СПб.: КАРО, 2006. – 336с.

9. Петрова, В.Г. Кто они – дети с отклонениями в развитии?/ В.Г.Петрова. И.В.Белякова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104с.

10. Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков –патопсихология/ Л.Пожар. - Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996г. - 128с.

11. Психология глухих детей /под ред.И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, И.В.Яшковой. - М.: Советский спорт, 2006.- 448с.

12. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб.и доп./ С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.-192с.

13. Слепович, Е.С. Белорусская специальная психология: преемственность и новации/ Е.С.Слепович, А.М.Поляков // Журнал практического психолога. – 2006. - №6. – С.61-75.

14. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: Автореф. дис. … д-ра психол.наук: 19.00.10 / ин-т коррекционной педагогики РАО/ Е.С.Слепович. – М, 1994. – 37с.

15. Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн.ред.Л.М.Шипицыной/ В.М.Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003. – 216с.

16. Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипицыной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. - СПб.: «Речь», 2003. – 122с.

17. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие/ О.В.Трошин, Е.В.Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с.

18. Усанова, О.Н. Специальная психология/ О.Н.Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

19. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. – М.:ТЦ Сфера,2005. – 224с. – (Учебное пособие).

20. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/ Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук.- М.: ВЛАДОС, 2004 – 367с.

Наши рекомендации