Понятие о социальной перцепции
Многое в том, каким образом формируется психология человека и как он себя ведет в обществе, зависит от восприятия человеком происходящего с ним и вокруг него в соответствующем обществе. Если речь идет о восприятии и оценке человеком неодушевленных предметов и явлений, то такой процесс достаточно разносторонне и глубоко изучен в общей психологии в соответствующем разделе. Когда речь идет о восприятии и оценке людьми друг друга, то данный вид восприятия выступает как предмет социально-психологических исследований. Наконец, если речь идет о восприятии человеком всего того, что составляет общество и что происходит в нем, то это входит в сферу компетенции социальной психологии и обозначается как социальная перцепция.
Между восприятием в его общепсихологическом понимании, восприятием человека человеком и социальной перцепцией есть немало общего и различного. Рассмотрим это общее и различное для того, чтобы с помощью сравнения этих видов восприятия уточнить понимание социальной перцепции, которая будет специально обсуждаться далее.
Общим для всех обозначенных выше процессов восприятия является то, что все они представляют собой существующие разновидности восприятия (перцепции). Кроме того, во всех этих видах восприятия участвуют органы чувств человека и соответствующие, связанные с восприятием, познавательные процессы: внимание, память, воображение, мышление и речь. Наконец, во всех этих случаях речь идет о том, что в результате восприятия формируется образ воспринимаемого объекта, однако для разных видов восприятия эти образы будут различными по их предметному (объектному) содержанию и механизмам их формирования.
Различия между соответствующими видами восприятия сводятся к следующему.
1. В процессе восприятия человеком неодушевленных объектов, и явлений сами эти объекты и явления не оказывают встречной активности по отношению к воспринимающему их человеку. Так, например, если человек воспринимает книгу, то предполагается, что книга, в свою очередь, не может воспринимать человека и оказывать такого же воздействия на него, какое на книгу может оказать человек. Констатация данного факта не носит сугубо формальный характер и определяет специфику не только процесса восприятия, но и формируемого в результате его образа.
2. Восприятие человека человеком – это совместный, взаимно направленный процесс, который описывается не с помощью понятия «предметная деятельность», а с помощью понятия «общение».
3. То, каким образом один человек воспринимает другого в процессе общения с ним, зависит от того, как воспринимает и оценивает другой человек его самого. «Содержание межличностного восприятия, – пишет Г. М. Андреева, – зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга».
4. Активность человека, воспринимающего неодушевленный предмет, никак не влияет на этот предмет, в то время как активность человека, воспринимающего и оценивающего другого, существенно воздействует на соответствующего человека и таким образом изменяет его поведение и образ, складывающийся в глазах другого человека.
5. В большинстве случаев восприятие человеком неодушевленного предмета носит объективный характер в том смысле слова, что не имеет явно выраженного субъективного оттенка, определяемого эмоциональным отношением человека к данному предмету. Межличностное восприятие, или восприятие человека человеком, напротив, почти всегда имеет такой отчетливо выраженный субъективный оттенок.
6. В области социальной перцепции в целом и межличностного восприятия в частности в гораздо меньшей степени действуют известные формальные законы формирования образа, изученные в общей психологии восприятия (например, так называемые законы гештальта). В сфере социальной перцепции и межличностного восприятия действуют, по-видимому, иные, более сложные законы, имеющие скорее смысловой, чем формально-структурный характер.
7. В процесс восприятия человека человеком включены три частных процесса, которые не принимают участия в восприятии человеком неодушевленных предметов: идентификация, сравнение и рефлексия.
Идентификация– это уподобление или отождествление себя в отношении других людей. Благодаря идентификации человек делает вывод о том, что он похож на других людей, а они, в свою очередь, похожи на него самого. С помощью идентификации человек познает себя, приписывая себе свойства, которые он замечает у других людей, или же, наоборот, постигает других людей, приписывая им собственные свойства.
Сравнение– сопряженный с идентификацией процесс, в результате которого, сопоставляя себя с воспринимаемыми им людьми, человек приходит к выводу о том, в чем он схож и чем отличается от этих людей или, соответственно, чем эти люди схожи или отличны от него самого.
Рефлексия– это процесс самопознания человека, базирующийся на его собственных восприятиях и оценках других людей, как правило, без сравнения себя с ними. Частный, собственно социально-психологический случай рефлексии, принимающей участие в процессе познания людьми друг друга, – это выяснение человеком того, как он воспринимается другими людьми или как сам он воспринимает и понимает окружающих.
Хотя восприятие человека человеком входит в состав социальной перцепции, но оно составляет только его часть. Кроме межличностного, или межчеловеческого, восприятия в структуру социальной перцепции включаются восприятие и оценка человеком социальных структур, объектов и организаций, социальных событий и много другого, что входит в состав общества или происходит в нем.
Субъектом социальной перцепции могут быть не только отдельные индивиды, но и группы людей. Так, например, можно говорить об особенностях восприятия друг друга различными социальными группами: властью народа или, наоборот, народа властью, богатыми бедных или, напротив, бедными богатых и т. д. Разновидностями социальной перцепции могут стать восприятие группы тем или иным человеком или восприятие конкретного человека определенной группой людей.