Состав расходов на оплату труда
В состав расходов на оплату труда включаются все соответствующие затраты организации независимо от источников их финансирования, в том числе следующие основные виды выплат :
1) оплата за отработанное время в том числе:
а) заработная плата по тарифным ставкам, окладам сдельным расценкам; процент от стоимости оказанных услуг, выручки;
б) компенсационные выплаты в связи с режимом работы и условиями труда;
в) оплата руководителям и специалистам, привлекавшимся к подготовке переподготовке и повышению квалификации кадров и отвлекаемым от основной работы;
г) комиссионное вознаграждение (страховым агентам, брокерам)
д) гонорары штатным журналистам;
е) оплата специальных перерывов в работе;
ж) оплата разницы в окладах при временном заместительстве, работы совместителей и другого несписочного персонала;
2) оплата за неотработанное время, в том числе:
а) оплата ежегодных дополнительных и учебных отпусков;
б) оплата простоев по вине работников и вынужденных прогулов;
в) единовременные премии по итогам работы за год;
г) компенсации за неиспользованные отпуска;
д) выплаты на содержание жилья, топливо, питание
е) материальная помощь
К выплатам социального характера относятся:
1) надбавки к пенсиям работающим на предприятии;
2) единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия;
3) взносы за счет средств предприятия на добровольное медицинское страхование и оплата медицинских услуг;
4) оплата туристических и санаторных путевок, занятий спортом;
5) возмещение расходов за пребывание детей в детских садах и яслях;
6) компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за детьми;
7) суммы компенсаций за вред, причиненный здоровью работников, профессиональные увечья и заболевания, выплаты иждивенцам погибших, а также возмещение морального ущерба в соответствии с приговором суда;
8) выходные пособия в связи с прекращением трудового договора;
9) суммы, выплачиваемые в течение периода трудоустройства при увольнении по сокращению штатов;
10) оплата проезда к месту работы и транспортных услуг;
11) материальная помощь, предоставляемая в связи с семейными обстоятельствами; стипендии лицам, направленным на учебу предприятием;
12) помощь на строительство жилья, для погашения различных ссуд.
Аттестация персонала
Аттестация персонала – это процедура формализованной систематической оценки соответствия уровня труда, качеств и потенциала личности конкретного работника требованиям выполняемой работы на данном рабочем месте за определенный период времени.
Как правило, аттестация позволяет решить следующие задачи: провести аудит персонала; проверить точность требований к работникам и критериев их оценки выявить «болевые точки» в «человеческой подсистеме» организации; оценить ценность сотрудников для компании; обоснованно принимать кадровые решения; составлять планы обучения персонала; мотивировать персонал; принимать решения по оплате труда увольнению персонала и др.
Наиболее часто в практической деятельности применяются такие методы аттестации.
1. Рейтинговые методы предполагают, что работники получают оценку по заданным критериям с определенной шкалой.
2. Сравнительные методы предполагают сравнение сотрудников внутри какой‑либо группы. При ранжировании составляется список где все сотрудники внутри какой‑либо группы располагаются в соответствии с рейтинговой оценкой их деятельности, сначала в список вносятся работники, чья деятельность признана наилучшей и наихудшей. При парных сравнениях деятельность каждого сотрудника поочередно сравнивается с деятельностью остальных, одному присваивается оценка «1», другому соответственно «0» далее считается общая сумма балов каждого сотрудника.
3. Письменные методы. Эссе – это подготовка сочинения с предложением направлений повышения эффективности деятельности организации. Метод критических ситуаций предполагает, что в течение периода, за который проводится оценка работника, его руководитель делает записи о его поведении в сложных или критических ситуациях.
4. Поведенческие рейтинговые шкалы BARS (Behaviorally anchored rating scales) содержат рейтинги и методы оценки поведения в различных ситуациях.
5. Управление по целям MBO (Management By Objectives) – в соответствии с данным методом достижение целей организации осуществляется через постановку целей каждому сотруднику и их согласование, что позволяет перейти от простого выполнения должностных обязанностей к осознанной работе, нацеленной на значимый для организации результат.
6. Метод «360», или круговой оценки, предполагает, что о работнике высказываются не только его непосредственный руководитель, но и подчиненные, коллеги, клиенты, а также сам сотрудник выставляет оценки себе по тем же критериям, что и сослуживцы.
7. Система грейдов – это метод оценки персонала, предполагающий выделение групп критериев, соответствующих требованиям к основным категориям работников и оценку персонала подразделений компании аттестационной комиссией по соответствующим их должностям критериям.