Занятие 6. Психологическая аптечка

Необходимые материалы:бумага для рисования, цветные каран­даши, фломастеры, ватман, оформленный под плакат «Психоло­гическая аптечка», маркер, скотч.

Ход занятия

1. Вступление (цель – введение в тему). Ведущий кратко напо­минает о том, что на прошлом занятии была отмечена трудность многих предметов, учиться по которым тяжело и волнительно. За­читывается история про школьную тревожность.

2. Рисунок (цель – актуализация собственного опыта школьной тревожности). Каждый получает задание: нарисовать ту школьную ситуацию, которая может тревожить кого-то из детей. Авторы по желанию могут прокомментировать готовые рисунки. Ведущий обобщает, выделяя наиболее типичные темы. Они записываются на доске.

3. «Психологическая аптечка» (цель – поиск приемов самопомощи в эмоциогенных ситуациях). Класс работает в маленьких группах: нужно найти способы, которыми можно справиться с волнением в каждой из получившихся ситуаций. Желательно найти как профи­лактические меры, так и способы первой помощи (например, что­бы не волноваться на контрольной, нужно к ней хорошо подгото­виться, а если разволновался там, можно семь раз глубоко вдох­нуть и потом подумать еще разок). Результаты обсуждаются, фиксируются на плакате. Некоторым группам может понадобить­ся помощь ведущего.

4. Подведение итогов занятия (цель – обобщение). Ведущий под­черкивает, что есть множество способов справиться со школьной тревожностью, и с доски торжественно стираются ее причины.

5. Подведение итогов занятий (цель – психологическое заверше­ние занятий). Обобщаются результаты классных часов, обсуждает­ся, чему и зачем мы научились.

«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)

Занятие 1. Что такое экзамен?

Необходимые материалы:ватман, маркер (фломастер), скотч, листочки для упражнения «Ассоциации».

Ход занятия

1. Ассоциации (цель – актуализация представлений об экзаменах). Обсуждается цель занятий. Каждый записывает на листочках свои ассоциации на слово «экзамен» (анонимно). Листочки собирают­ся, ведущий зачитывает ассоциации, обобщает их, делая вывод о том, что экзамен — это очень серьезная ситуация, требующая от экзаменующегося много душевных сил.

2. «Суперученик» (цель – создание условий для обращения к лично­стному потенциалу учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов). Класс делится на группы по 6-8 человек. Каждая группа получает задание составить портрет «суперученика», который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Сделать это нужно с соблюдени­ем двух условий: во-первых, каждое качество должно принадлежать кому-то из участников подгруппы, и, во-вторых, у каждого участ­ника подгруппы нужно заимствовать хотя бы одно качество (на­пример: «Для того чтобы успешно сдать экзамен, нужна такая со­образительность, как у Пети, вежливость, как у Оли» и т. д.).

Результаты работы представляются всему классу. В итоге веду­щий отмечает, что у каждого нашлась какая-то сильная сторона. Если группа не может найти сильной «экзаменационной» стороны личности того или иного участника, задача ведущего – помочь им, организовав мини-обсуждение.

3. Обобщение (цель – ассимиляция опыта). На листе ватмана пе­речисляются «Экзаменационные черточки ... класса». Лист выве­шивается в кабинете.

Наши рекомендации