Основные направления прогрессивного развития психологии

В условиях господства идеологии сциентизма психология заняла место, которое ранее занимала религия. На основе научных методов она изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики (9,с.12). Само слово психика происходит от слова Душа. На современном этапе развития перед психологией стоят наиболее ответственные задачи, так как она должна стать связующим звеном между всеми научными и религиозными сферами, способствовать их взаимодействию и вырабатыванию новейших не силовых научных методов совершенствования самосознания человека. Согласно классификации наук академика А. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Классификация наук А. Кедрова представлена на рисунке 46.

Рисунок 46.

Основные направления прогрессивного развития психологии - student2.ru

Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Историческая миссия психологии в настоящее время заключается в том, чтобы быть интегратором всех сфер человекознания и основного средства построения его общей теории. На основе положений культурно-исторической концепции непротиворечия научных и религиозных истин следует провести анализ всех существующих методик и разграничить их на прогрессивные и регрессивные. Выделить в самой психологии два течения: первое представляющее регресс - бихевиоризм, фрейдизм, второе прогресс - когнитивная, гуманистическая, трансперсональная психология. Фрейдизм преувеличивает роль сексуальной сферы в жизни и психике человека, у Фрейда человек понимается как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения (9,с.285). «Человек с позиций фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротическое и конфликтное» (9,с.285). Бихевиоризм определил облик американской психологии 20 века. Его основатель, Джон Уотсон (1878-1958), сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение» (9,с.293). Бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение (9,с.294). Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. В теории социального научения, по мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какими мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас» (9,с.298). Отдельная линия выделена в систему взглядов Б. Скиннера. Его система являет собой крайне биологизаторскую трактовку человека (9,с.296). На основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. «Биологизаторский подход к человеку, где нет отличия между животным и человеком, достигает у Скиннера своих пределов. Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека» (9,с.296). Для разрешения социальных проблем он выдвигает задачу создания технологии поведения. Основной упор его системы достижение высокой вероятности управлять поведением человека (9,с.296). Концепция Скиннера используется в качестве орудия управления поведением людей в США и внедряется в другие страны, она является инструментом идеологии и политики (9,с.295). Все эти теории свидетельствуют о силовых языческих методах воздействия на личность человека, практически сводя к нулю его степень относительной свободы. Расширение данных способов воздействия на человека в обществе будет способствовать регрессивному пути развития человечества, его деградации, превращению его в зверя.

Перед психологией стоит основная задача по вытеснению данных методик из практики и расширение прогрессивных методик взаимодействия мира и человека, представленные гуманистической психологией (Маслоу, Роджерс) и трансперсональной психологией ( С. Грофф, Ч. Тойч, Ассаджиоли, Берн ). Гуманистическая психология способствует приобретению человеком относительной степени свободы. «Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека» (9,с.314). Эмпирическая свобода осуществляется по принципу: « Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам, не перекладывая ответственность на других».

Гуманистическая терапия является не силовым способом воздействия на личность. «Она предполагает, что психотерапевты никогда не давали советов, не отвечали на вопросы, не пробовали задавать вопросы, они лишь пытались отразить то, что сказал клиент и пояснить чувства в процессе отражения и пояснения. … Терапевт способен чувствовать внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственный, способен смотреть на мир как бы глазами клиента» (9,с.315). «Гуманистическая психология относится к каждому человеку с оптимизмом и верой в его хорошие склонности» (9,с.307). «Трансперсональная психология доказала наличие бессознательного информационно-энергетического взаимодействия психики человека со Вселенной, космосом, природой, всем человечеством, общемировым информационным полем» (9,с.315). « При трансперсональных переживаниях люди часто «видят» яркие и сложные эпизоды других культур и исторических периодов, проживают отдельные моменты своих предыдущих жизней»(6,с.436). Трансперсональная психология на основе множества подтвержденных фактов доказывает существование Души человека и его прошлых воплощений. Культурно-историческая концепция утверждает, что получение трансперсонального опыта возможно путем совершенствования своей личности, без каких-либо дополнительных средств (ЛСД).

Перед психологией на современном этапе лежит задача повсеместного распространения идей по совершенствованию и развитию своей личности, по самоактулизации, необходимости приобретения человеком относительной степени свободы. Она должна стать центром прогрессивного развития общества, так как оно зависит, в первую очередь, от личного духовного преображения человека. Актуальными задачами психологии должны стать:

1. Гармонизация брачных отношений на основе дуализации, которая будет способствовать самосовершенствованию супругов, воспитанию детей в психоэмоциональной благополучной обстановке, что непосредственно повлияет на физическое и психическое здоровье ребенка.

2. Выработка положений о принципиальной разнице воспитания мужчин и женщин и доступность их применения на практике;

3. Формирование образовательного процесса в школах, высших учебных заведениях, в целях психологического оздоровления и искоренения бихевиоризма из обучающего и воспитательного процессов.

4. Повсеместная помощь населению в деле разъяснения принципов существования объективной реальности и способов личного духовного совершенствования по прогрессивному пути развития;

5. Активное взаимодействие со всеми сферами научного и религиозного мира, с целью выработки новейших не силовых способов совершенствования. Рассмотрим некоторые актуальные задачи психологии более подробно.

Наши рекомендации