Запрет на переливание крови

Ещё одной особенностью, характерной именно для "Свидетелей Иеговы", является бескомпромиссный отказ от переливания крови и её компонентов. Как и любые другие положения сектантского учения, он безусловно обязателен для всех адептов даже в том случае, если переливание крови является единственной альтернативой смерти. Подобный бесчеловечный запрет иеговисты объясняют тем, что он, якобы, изложен в Библии. На самом деле изложен он исключительно в литературе Общества Сторожевой Башни, где адепту прямо приказывается скорее жертвовать жизнью, чем принимать донорскую кровь:

"Что от нас требует Бог?", 1996 г. - С.25: "Иегова требует, чтобы мы воздерживались от крови. Это значит, что мы не должны ни под каким видом принимать в своё тело кровь других людей и даже ту, что взята от нас и где-то хранилась. Поэтому истинные христиане отказываются от переливания крови. Христиане хотят жить, но не будут стараться спасти свою жизнь ценой нарушения Божьих законов".

"Как кровь может спасти твою жизнь?", 1994, 1997 г. - С. 5: "Надо по-прежнему хранить себя от идоложертвенного, от крови… Она не отстаивала своё право умереть. Она хотела жить, но не могла поступиться своими принципами. Разве ты не уважаешь тех, для кого принцип превыше личной выгоды?" (здесь бросается в глаза, что самая важная ценность в мире, человеческая жизнь, определяется негативно окрашенным термином "личная выгода").

"Как кровь может спасти твою жизнь?", 1994, 1997 г. - С. 6: "Свидетели Иеговы полны решимости не нарушать неизменного постановления Бога: те, кто уважает жизнь как дар нашего Создателя, не пытаются поддерживать её кровью".

"Как кровь может спасти твою жизнь?", 1994, 1997 г. - С. 24: "Как уже было сказано, Бог велел всему человечеству не есть кровь".

"Как кровь может спасти твою жизнь?", 1994, 1997 г. - С. 26: "Как же мудро принять к сердцу все Божьи требования! К этому относится и повиновение его заповедям о крови – не злоупотреблять ею в медицинских целях. Так мы сможем жить не только ради сегодняшнего дня. Наоборот, мы будем проявлять глубокое уважение к жизни, а также к нашему будущему – вечной жизни в совершенстве".

Итак, иеговисты на 180 градусов "переворачивают" ситуацию, утверждая, что человек умрёт не из-за отказа от переливания крови, а именно от её переливания, не будучи в результате воскрешён к вечной жизни. Таким образом, учение организации позволяет прийти к единственному выводу: в данном случае физическая смерть является единственным средством выжить в "новом мире", а потому единственно правильным выбором. Бесчеловечность подобной постановки вопроса очевидна, ведь, по сути, она является призывом к самоубийству!

Однако иеговистская доктрина не ограничилась прямыми призывами к воздержанию от крови. Во внутренней литературы секты разработаны механизмы внедрения этого запрета в сознание адептов:

"Наше царственное служение", декабрь 2002 г. - С. 2: "Побуди всех посмотреть видеофильм "Никакой крови – медицина идёт навстречу"… "Помощь в соблюдении Божьего закона о крови". Выступает опытный старейшина. План речи будет прислан из филиала. У секретаря должно быть достаточное количество бланков "Медицинское распоряжение" и "Удостоверение личности"… Заполнить документы можно когда угодно и где угодно".

"Наше царственное служение", декабрь 2002 г. - С. 7: "Обязательно посмотри фильм "Никакой крови – медицина идёт навстречу"… Без сомнения, видеофильм "Никакой крови – медицина идёт навстречу" будет целесообразно показать изучающим Библию, неверующим супругам или родственникам".

Итак, каждый иеговист обязан заполнить специальный медицинский документ, подтверждающий отказ от переливания крови. Далее руководство "Свидетелей Иеговы" позаботилось о технологиях практического применения своего учения. При этом употребляется как прямое внушение человеку, находящемуся к опасном для жизни и здоровья состоянии, а потому ослабленному и беспомощному, то есть легко поддающемуся такому внушению:

"Наше царственное служение", февраль 1996 г. - С. 3-6: "Что ты сделаешь, чтобы остаться непорочным, если по какой-либо причине окажешься в больнице и кто-нибудь скажет тебе, что без переливания крови ты умрёшь? Готов ли ты встретиться с таким испытанием веры и воздержаться от крови? Твёрдая убеждённость – самый первый шаг к тому, чтобы с успехом противостоять нежелательному, духовно оскверняющему нас переливанию крови… Чтобы помочь тем, у кого возникают трудности в связи с отказом от переливания крови, религиозная организация образовала Службу больничной информации… Прежде всего убедись: все ли в твоей семье заполнили полностью свой личный медицинский документ… Затем убедись, что твои дети ВСЕГДА носят этот документ с собой. Всегда носите документ с собой!... Всем этим лицам ты должен объяснить свою твёрдую позицию: НИКАКОЙ КРОВИ… ПОЗВОНИ СТАРЕЙШИНАМ СВОЕГО СОБРАНИЯ, если ты ещё не сделал этого. В случае необходимости старейшины будут звонить в ближайший комитет по связи с больницами… Следующий вопрос чаще всего задают врачи (и некоторые судьи): "Вы хотите лучше умереть (или чтобы умер ваш ребёнок), чем согласиться на неотложное переливание крови?" Если ты ответишь "да", то в религиозном отношении будешь прав. Однако такой ответ часто понимают неправильно, что ведёт порой к отрицательному решению суда. Ты должен помнить, что сейчас ты не в проповедническом служении… В таком положении рассказывать о своей крепкой вере в воскресение обычно ни к чему не приводит".

Необходимо заметить, что в инструкциях, содержащихся в конце приведённой выдержки, как и в Прямых и Перекрестных вопросах в Делах об Опеке над детьми, адептов принуждают говорить противоположенное тому, во что их на самом деле учат веровать. То есть и в данном случае Общество Сторожевой Башни требует от них "умения пользоваться своеобразным двоемыслием, которое большинство людей сочли бы за ложь". На это однозначно указывает фраза "Ты должен помнить, что сейчас ты не в проповедническом служении". Таким образом, в проповедническом служении такой ответ был бы абсолютно верным, однако в суде или в разговоре с врачами иеговистов учат формулировать его совершенно иначе.

Однако организация не ограничивается также и столь подробными указаниями. Она прямо обязывает адепта при появлении угрозы возможного переливания крови сразу же обращаться к старейшине, тем самым абсолютно не давая больному возможности принять самостоятельное решение. Старейшины ведут себя в этом случае достаточно активно, оказывая давление не только на самого члена собрания, но и его родственников, судей, если дело доходит до суда, а также на врачей. С этой целью в организации созданы Комитеты по связям с больницами. Как отмечает С.И. Иваненко, "Свидетели Иеговы создали во Всемирном управленческом центре службу больничной информации (отдел по связям с больницами), которая координирует работу комитетов по связям с больницами" [56]. Таким образом, мы снова наблюдаем полную централизацию.

Конкретная деятельность Комитетов весьма активна. Так, в начале 2000-х г. иеговисты активно распространяли свою литературу в роддоме Екатеринбургской ГКБ № 40. В связи с тем, что практически каждой второй роженице требуется переливание крови, врачи опасались осложнений. Каким образом в учреждение с достаточно серьезным режимом охраны попала религиозная литература, выяснить не удалось. Одну из версий происходящего озвучивали сами сотрудники больницы. По их мнению, такая акция могла бы быть очень выгодной для некоторых поставщиков кровезамещающих препаратов. Ситуацию с незаконным распространением на территории больницы № 40 печатных изданий секты взял под личный контроль главврач мед учреждения Генрих Каюмов. Он сообщил тогда РИА Регион-Информ, что лично займется проверкой данной информации, и если данные подтвердятся, к нарушителям будут применены суровые меры наказания, поскольку распространение религиозной литературы в лечебных учреждениях является незаконным.

Разумеется, подобные инструкции и действия не имеют под собой никакого библейского основания. Отмечают это и эксперты. Так, в заключение Экспертизы № 1 говорится: "Право человека на жизнь нарушается вводимыми Свидетелями Иеговы ограничениями на виды допустимой медицинской помощи, в частности, запретом на переливание крови". Этот запрет внедряется через упомянутое выше манипулирование Священным Писанием. В проанализированных текстах встречается требование "никакой крови". Обращение к первоисточнику показывает, что там имеются подобные слова. Однако там их смысл совершенно иной:

"Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться oт. идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим то, чего себе не хотите. Соблюдая cue, хорошо сделаете. Будьте здравы" (Деяния святых Апостолов, 15: 28,29).

В этом фрагменте слова "Воздерживаться от ... крови являются контекстуально связанными со словом "идоложертвенное" и имеют следующий смысл: не следует совершать ритуалы, где принесение жертвы сопровождается кровью. В тексте оригинала нет того смысла, который придаётся им в текстах "Свидетелей Иеговы" - отказа от переливания крови. Не затрагивая здесь софистический характер доктринальной аpгументации такого запрета, основанной на извлечении библейских цитат из контекста и произвольного приписывания им смысла, которого они никогда не имели в первоисточнике, отметим, что ни в одной из мировых религий вообще не содержаться предписания, выполнение которого может нанести ущерб жизни и здоровью человека. В данном же случае мы имеем дело с внедрением в сознание верующих догмы, которая при определенных обстоятельствах может оказаться самоубийственной в буквальном смысле этого слова. В материалах дела есть описания таких случаев, закончившихся летальным исходом. Таким образом, как в печатных материалах, так и в отраженной материалами дела практике Свидетелей Иеговы заметное место занимает склонениe к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии."

В заключении по данному вопросу эксперты указывают, что "В литературе и документах Свидетелей Иеговы содержатся признаки посягательства на такие права и свободы граждан, как право на жизнь и медицинское обслуживание".

Экспертиза № 3 также отмечает, что в объединении "Свидетели Иеговы" "Создается потенциальная угроза для жизни граждан, в частности, запрещением верующим и их детям прибегать к переливанию крови как средству лечения".

В заключении Экспертизы № 4 также отмечается: "По учению секты, "нельзя употреблять кровь", а потому запрещены переливания крови, донорство, иные медицинские процедуры с использованием элементов крови, а ранее – и вакцинация. Надо сказать, что эти запреты абсолютно бессмысленны, поскольку в мясе всегда сохраняется до половины крови животного, а секта не исповедует вегетарианство. Подобные абсурдные запреты и требования являются эффективным средством создания замкнутой группы и обособления ее от "внешних", служат тонко рассчитанным психологическим механизмом "привязки" человека и потому также оцениваются в качестве признака деструктивного культа (тоталитарной секты)" Далее указывается что: "при возникновении конфликтной ситуации у члена организации с обществом, например в случае отказа от медицинской помощи или препятствовании ее оказанию (переливание крови в секте запрещается и детям сектантов), сам член организации не может самостоятельно решить вопрос в соответствии со своим пониманием ситуации. Организация оставляет за собой право оказывать давление не только на врачей, юристов, государственных чиновников, но и на самого сектанта, оказавшегося в затруднительном положении. Известно, что психика человека, только что перенесшего тяжелую травму, попавшего в катастрофу и т.п., находящегося в кризисной фазе опасного для жизни заболевания, неустойчива, всякое грубое на нее воздействие может быть чрезвычайно опасно для психического здоровья. Поэтому такое давление, запугивание, психическое принуждение человека, находящегося в ослабленном, болезненном или опасном для жизни состоянии, является прямым преступлением и несовместимо с принципом свободы совести, правом личности самостоятельно решать свою судьбу". Также эксперты подчёркивают, что "запреты создают различные виды зависимости, из которых наиболее аморален запрет на переливания крови детям, которые психологически не в состоянии сами постоять за себя, будучи в понятной зависимости от родителей".

Экспертиза № 5 также указывает, что "Вряд ли могут заслуживать общественного одобрения и такие требования руководителей "Свидетелей Иеговы", как… запрет на переливание крови у себя и у своих детей даже в ситуации угрозы жизни" Вывод: "вышеуказанная литература создает потенциальную угрозу для жизни граждан, запрещая верующим и их детям прибегать к переливанию крови".

Сами иеговисты оправдывают свою позицию тем, что бескровное лечение является гораздо более безопасным и эффективным, чем лечение с помощью переливания крови. Как указывает С.Иваненко, "Сейчас в США, Англии, Швеции и других развитых странах в крупных госпиталях есть приборы и оборудование, обеспечивающие сбор, фильтрацию и возвращение в кровеносную систему пациента его собственной крови" [57]. К ним относятся острая нормоволемическая гемодилюция (когда кровь временно выходит из организма, но остается в системе, связанной с сосудистой системой больного), интраоперационная реинфузия крови при помощи сел-сейвера (когда кровь выходит из организма и возвращается, циркулируя в замкнутом цикле), использование препаратов, содержащих мелкие фракции крови (альбумин, факторы свертывания, иммуноглобулины). Однако здесь же автор признаёт, что стоят они недёшево, 20000 долларов, поэтому приобрести данные приборы не представляется возможности для подавляющего большинства больниц России.

Что же касается опасности заражения пациента различными инфекциями при переливании крови, медики в этой связи поясняют, что достижения современной науки, в частности трансфузиологии, позволяют предупредить осложнения при переливании крови, которые, к сожалению, еще встречаются и даже иногда заканчиваются смертью реципиента. Причиной осложнений являются ошибки при переливании крови, которые обусловлены или недостаточными знаниями основ трансфузиологии, или нарушением правил и техники переливания крови на различных этапах. К ним относятся неправильное определение показаний и противопоказаний к переливанию, ошибочное определение групповой или резус-принадлежности, неправильное проведение проб на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента и т. д. Скрупулезное, грамотное выполнение правил и обоснованные последовательные действия врача при переливании крови определяют его успешное проведение.

В частности, при переливании крови необходимо знать, что к противопоказаниям к переливанию крови относятся:

декомпенсация сердечной деятельности при пороках сердца, миокардите, миокардиосклерозе;

септический эндокардит;

гипертоническая болезнь 3 стадии;

нарушение мозгового кровообращения;

тромбоэмболическая болезнь, тромбозы и эмболии в анамнезе

отек легких;

острый диффузный гломерулонефрит;

тяжелая печеночная недостаточность;

общий амилоидоз;

1аллергическое состояние, некоторые аллергические заболевания (отек Квинке);

бронхиальная астма;

острый ревматизм;

острые расстройства коронарного и мозгового кровообращения;

острый и подострый септический эндокардит.

являются активный туберкулез легких и костей;

воспалительные заболевания печени и почек, особенно в остром периоде;

декомпенсация сердечно-сосудистой системы;

экземы

Противопоказаниями к переливанию крови следует также считать:

Тяжелые нарушения функций печени и почек (острые гепатиты, острые нефрозонефриты воспалительной этиологии, амилоидоз и др.). Однако если заболевание этих органов связано с интоксикацией, то в ряде случаев переливание крови, производимое небольшими дозами, капельно, может привести к улучшению их функций.

Декомпенсация сердечной деятельности с явлениями отеков, асцита и др.

Заболевание легких, сопровождающиеся выраженным застоем в малом круге кровообращения.

Аллергические состояния и заболевания (например, острая экзема, бронхиальная астма и др.).

Активный туберкулезный процесс в стадии инфильтрата.

При оценке противопоказаний к переливанию крови важное значение имеет трансфузиологический и аллерго-логический анамнез, т. е. сведения о проводившихся в прошлом переливаниях крови и реакции на них больного, а также о наличии аллергических заболеваний. Выявляют группу опасных реципиентов.

К ним относят:

больных, которым проводились в прошлом (более 3 нед. назад) переливания крови, тем более, если они сопровождались реакциями;

женщин, имеющих в анамнезе неблагополучные роды выкидыши и рождение детей с гемолитической болезнью и желтухой;

больных с распадающимися злокачественными новообразованиями, болезнями крови, длительными нагноительными процессами.

У больных, имевших реакции на переливания крови в анамнезе и неблагополучный акушерский анамнез, следует заподозрить сенсибилизацию к резус-фактору. В этих случаях переливание крови следует отложить до выяснения наличия в крови резус-антител или других антител. Этим больным обязательно проводят реакцию на совместимость в лабораторных условиях с применением непрямой реакции Кумбса.

Однако при абсолютных, жизненных показаниях к переливанию крови (шок, острая кровопотеря, тяжелая анемия, продолжающееся кровотечение, тяжелая травматичная операция) приходится переливать кровь, несмотря на наличие противопоказаний. При этом целесообразно подбирать определенные компоненты крови, ее препараты, проводить при этом профилактические мероприятия. При аллергических заболеваниях, бронхиальной астме, когда переливание крови проводится по неотложным показаниям, для предупреждения осложнений вводят предварительно десенсибилизирующие средства (хлорид кальция, антигистаминные препараты, кортикостероиды), а из компонентов крови используют те, которые обладают наименьшим антигенным воздействием, например размороженные и отмытые эритроциты. Целесообразно комбинировать кровь с кровезаменителями направленного действия, а при оперативных вмешательствах использовать аутокровь.

Также нельзя забывать, что переливание крови производится в обязательном порядке после:

Определения группы крови больного.

Определения группы крови донора.

Пробы на индивидуальную совместимость.

Пробы на биологическую совместимость.

Если учитывать все приведённые выше правила и техники переливания крови (определение противопоказаний и совместимости пациента и донора), успешное проведение переливания крови гарантируется.

Не менее важным является то, что, разумеется, переливание крови - серьезное для больного вмешательство, и показания к нему должны быть обоснованы. Если можно обеспечить эффективное лечение больного без переливания крови или нет уверенности, что оно принесет пользу больному, от переливания крови лучше отказаться. Показания к переливанию крови определяются целью, которую оно преследует:

возмещение недостающего объема крови или отдельных ее компонентов;

повышение активности свертывающей системы крови при кровотечениях.

Острая кровопотеря представляет собой самое распространенное повреждение организма на всем пути эволюции, и хотя на какое-то время она может вести к существенному нарушению жизнедеятельности, вмешательство врача при этом не всегда обязательно. Определение острой массивной кровопотери, требующей трансфузионного вмешательства, сопряжено с большим количеством необходимых оговорок, поскольку именно эти оговорки, эти частности дают врачу право проводить или не проводить весьма опасную операцию переливания компонентов крови. Острую кровопотерю принято считать массивной, требующей трансфузиологической помощи, если в течение 1-2 часов ориентировочно оценённая потеря крови составила не менее 30% её первоначального объема.

Таким образом, переливание крови делается только при наличии действительно тяжёлой ситуации, когда кровопотеря является настолько массивной, что это угрожает жизни пациента. Логично, что поскольку целью переливания крови в данном случае является как раз возмещение недостающего объема крови, восполнить этот недостающий объём при помощи собственной крови пациента не представляется возможным. Также существует перечень абсолютных показаний к переливанию крови, которыми считаются:

острая кровопотеря,

шок,

кровотечение,

тяжелая анемия,

тяжелые травматичные операции, в том числе с искусственным кровообращением.

Кроме того, показаниями к переливанию крови и ее компонентов служат:

анемии различного происхождения,

болезни крови,

гнойно-воспалительные заболевания,

тяжелые интоксикации.

нарушения белкового и водно-солевого баланса организма,

необходимость в парентеральном питании.

Кровь переливают во время крупных оперативных вмешательств, сопровождающихся кровотечениями. Кровь переливают также для стимуляции гемопоэза.

Необходимо отметить, что показания к переливанию цельной крови ограничены. Обычно она используется по жизненным показаниям:

при шоке (травматическом, операционном)

острой кровопотере (повреждение сосудов, паренхиматозных органов, легкого, желудочно-кишечные и маточные кровотечения и др.).

В остальных случаях применяют кровезамещающие жидкости, компоненты крови (эритроцитная, лейкоцитная или тромбоцитная масса, консервированная плазма и др.), а также препараты крови. Так, плазму используют при ожоговом шоке, когда происходит резкое сгущение крови, эритроцитную массу - при анемии, тромбоцитную - при тромбоцитопенических кровотечениях. Количество крови и ее компонентов, необходимое для переливания, определяет врач в зависимости от состояния больного.

Если у ребенка диагноз "лейкоз" или "апластическая анемия", маленькому пациенту в определенные периоды лечения требуется ежедневное переливание крови.

Подытоживая сказанное, следует сказать, что абсолютно показано переливание крови в случаях, когда его нельзя заменить другими методами лечения, а отказ от него резко ухудшит или приведет к смерти больного. Таким образом, мы приходим к выводу, что переливание крови в наше время является необходимым способом лечения, в ряде случаев выступает единственной альтернативой смерти больного, а потому отказаться от него на данном этапе развития медицины не представляется возможным.

Ещё одним опровержением иеговистского утверждения о внедрении бескровной медицины как безусловной панацеи от всех болезней являются их собственные высказывания, уже приводимые нами выше. Если внимательно вчитаться в следующие цитаты:

"Христиане хотят жить, но не будут стараться спасти свою жизнь ценой нарушения Божьих законов"; "Она хотела жить, но не могла поступиться своими принципами"; "если по какой-либо причине окажешься в больнице и кто-нибудь скажет тебе, что без переливания крови ты умрёшь? Готов ли ты встретиться с таким испытанием веры и воздержаться от крови?"; "Вы хотите лучше умереть (или чтобы умер ваш ребёнок), чем согласиться на неотложное переливание крови?" Если ты ответишь "да", то в религиозном отношении будешь прав". Становится очевидным, что руководство секты признают смертельную опасность отказа от переливания крови, но, как уже говорилось, тем не менее приказывают адептам выбирать заведомо летальный исход. Прямым следствием такой позиции являются приведённые ниже примеры.

Kиpилинa Cвeтa poдилacь в Kaзани 27 июля 1995 гoдa. Bcкope вpaчи oбнapyжили y нee пopoк cepдцa. Чтoбы cпaсти peбeнкa, былa cдeлaнa cложнeйшая oпepaция. Пoстoпepaциoнный пepиoд пpoтeкaл c aнeмиeй, пoтpeбoвaлocь cpoчнoe пepeливaниe кpoви. B мeдицинcкиx дoкyмeнтax встaeт нe cтoлькo истopия бoлeзни, cкoлькo иcтopия бopьбы вpaчeй c фанaткoй-мaтepью. Дeжypный кaждый чac фикcиpовал yxyдшeниe coстoяния мaлышки - пoднимaлась тeмпepaтypa, пaдaло дaвлeниe. Зaкaнчивaлось вcё oфициaльным бланком - вoлeизъявлeниeм мaтepи-иeгoвиcтки: ни пpи кaкиx ycлoвияx нe coглaшaтьcя нa пepeливaниe кpoви. Cвeтa yмepлa, eй былo 2,5 гoдa.

Coйни Kceния пoявилacь нa cвeт в Caнкт-Пeтepбypre 30 дeкaбpя 1996 гoдa. Ee диaгнoз - лeйкoз, для лeчeния нeoбxoдимo пepeливaниe кpoви, рoдитeли-ceктaнты oткaзывaютcя oт пpoцeдypы. He дoжив дo двyx лeт, дeвoчкa yмepлa.

У гpaждaнки A.E. Cyвopкoвoй из Kypcкa пocлe oпepaции пo peзeкции жeлyдкa oткpылocь внyтpeннee кpoвoтeчeниe. Oнa oткaзaлacь oт пepeливaния кpoви, тaк кaк этo зaпpeщaлa ee вepa. Жeнщинa yмepлa.

B мapтe 1996 гoдa в 40-й клиниecкoй бoльницe Mocквы пo тeм жe пpичинaм yмepлa oт cepдeчнoй нeдocтaтoчнoсти Ю.Ф.Молчанова. Oнa oткaзaлacь oт лeчeния бeлкoвыми пpeпapaтaми, изгoтoвлeнными из дoнopcкoй кpoви.

B ceнтябpe 1996 гoдa в Pигe пoгиблa 17-лeтняя Eлeнa Гoдлeвcкaя. Этo вызвaлo бypю пpoтeстoв пpoтив ceкты.

Подобные случаи приводятся и в Московском решении. Так, свидетель Землянская Р.А. показала, что муж отказался сдать кровь ей для проведения плановой операции, сославшись на религиозные соображения.

В результате суд пришел к выводу, что Московская община Свидетелей Иеговы склоняет своих членов к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи людям, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии. В частности, члены религиозной общины под воздействием организации отказываются от переливания крови и ее компонентов в любых, самых тяжелых и опасных для жизни состояниях. Согласно заключению комплексной экспертизы Свидетели Иеговы вводят ограничения на допустимые виды медицинской помощи, запрет на переливание крови.

Как отмечает суд, "Этот вывод подтвержден при исследовании текстов заключением психолого-лингвистической экспертизы, в котором отмечается, что организация категорически запрещает своим членам переливание крови и ее компонентов. Организация никогда не оставляет на усмотрение своих членов принятие решения о переливании крови в каждом конкретном случае. Организация настаивает на обязательном исполнении запрета на кровь даже перед лицом смерти.

В материалах дела находится документ, именуемый "Никакой крови", распространяемый в религиозной общине для членов организации. Удостоверение личности Журавлевой Натальи, исследованное в судебном заседании, в котором констатируется, что в силу своих убеждений семья Свидетелей Иеговы отказывается от переливания крови. Журавлев Ю.А., отец Журавлевой Н. и она сама, Журавлева Н.Ю., подтвердили наличие такого документа, пояснили его смысл и значение в качестве обязательного для исполнения в соответствии с вероучением общины. Медицинское распоряжение, иное наименование того же документа, предоставляет право уполномоченным членам организации выбирать способ лечения вместо самого гражданина, если он будет без сознания, что прямо противоречит требованиям Конституции Российской Федерации, "Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и является ущемлением законного права самого гражданина.

Свидетели, допрошенные судом по ходатайству ответчика, Грузинцева Н. В., Джафаров Х.М., Беженарь Г.В., чьи близкие являются членами религиозной общины, показали, что их жены, муж, дочь имеют такие карточки и отказываются от переливания крови по соображениям своих религиозных убеждений.

Свидетель Арсенкина В.Г., член организации, сообщила суду, что в декабре 1999 года перенесла операцию по удалению почки, с самого начала отказалась от переливания крови, имеет личный медицинский документ с отказом от переливания крови, полученный в религиозной организации.

Позицию организации в вопросе переливания крови объективно подтверждает факт существования Комитета по связям с больницами. О деятельности данного Комитета суду дал показания свидетель Проценко Д.Д. руководитель Комитета и член организации Свидетели Иеговы с 1993 года. Целью работы Комитета является предоставление врачам информации о возможности оказания медицинской помощи без переливания крови. Свидетель также подтвердил, что ему приходилось навещать верующих в больницах в период их лечения для поддержания морального состояния.

Свидетель Москалев Д.В. показал, что в их общине Рештаненко Людмиле потребовалась операция с возможным переливанием крови. В конкретной больнице делать бескровную операцию отказались, возможности перевезти ее в другую больницу не было. На протяжении всего периода времени возле этой женщины находились соверующие, стараясь подкрепить ее в позиции отказа от переливания крови, что свидетельствует об оказании психологического воздействия на члена организации.

Свидетель Омельяненко Н.М., врач-гематолог, показала, что в больнице № 40 г. Москвы, где она работает заведующей отделением, в 1996 году проходил лечение Семитко Павел, 18 лет. Состояние больного было крайне тяжелым, требовалось переливание компонентов крови. Больной, ссылаясь на свои религиозные убеждения, категорически отказывался от переливания крови. Со слов врача ей известно, что на отказе от переливания крови, несмотря на тяжесть состояния, настаивали посещавшие больницу соверующие, утверждавшие, что они привезут заменители из Санкт-Петербурга. В дальнейшем врачи вынуждены были перелить больному кровь во время сна, спасая его от смерти. В другом случае больная отказалась от лечения, при этом попросила поговорить на данную тему с ее братом по организации. Этот человек отказался обсуждать вопрос целесообразности медицинской помощи, улыбнулся и молча ушел, больная Молчанова Ю.Ф. лишилась возможности получить лечение и шанса хотя бы ненадолго продлить свою жизнь. Указанные факты подтверждаются записями в медицинской карте больной, где зафиксировало, что больная отказалась от переливания крови по религиозным соображениям.

Показания свидетеля подтверждаются также записями в медицинской карте больного Семитко П.В., обозревавшейся судом. В документе отражено, что больной отказывается от переливания крови по религиозным соображениям и что такое переливание ему требуется по жизненным показаниям. Савостин С.И. проходил лечение в одной из клиник Москвы, нуждался в переливании крови, отказался от этой процедуры по религиозным соображениям, что подтверждается записями в медицинской карте. Отказ и религиозные мотивы такого решения изложил в отдельном заявлении, переданном при поступлении в больницу. Указанные медицинские документы исследованы судом.

Миногина Л.Я. страдала онкологическим заболеванием, нуждалась в проведении операции, к материалам медицинской карты приобщено медицинское распоряжение об отказе от переливания крови по религиозным соображениям с освобождением врачей от ответственности за последствия такого отказа, лечение прервано, больная выписана из больницы. Рыбченкова Е.В. поступила в больницу для родовспоможения, выразила согласие на операцию кесарева сечения, однако от переливания крови отказалась по религиозным соображениям, что зафиксировано в медицинском документе. В карте имеются отметки о крайне тяжелом состоянии больной с повторяющимся отказом от гемотрансфузии (переливания крови). Одновременно об отказе от переливания крови жене заявил муж пациентки, согласившийся на любой исход, вплоть до смертельного. В материалах дела имеется письмо Департамента здравоохранения г. Москвы перечисляется ряд случаев отказа от переливания крови членов организации по религиозным мотивам, что привело к серьезным последствиям, ухудшению состояния здоровья, увеличению сроков лечения, усугублению течения заболевания, невозможности оказать предложенную медицинскую помощь. От переливания крови, в частности, отказалась Карпухина В.А., что подтверждено выпиской из истории болезни; Хорошаев М.Я. В НИИ педиатрии РАМН проходила лечение новорожденная Суворова Софья, поступившая в крайне тяжелом состоянии. Мать девочки категорически отказалась от переливания крови ребенку по религиозным соображениям, даже при жизненной необходимости такой процедуры. В медицинских документах четко указано, что необходимость переливания крови была вызвана жизненными показаниями, переливание крови могло хотя бы на короткое время стабилизировать состояние ребенка. В числе письменных доказательств суду представлены разъяснения известного специалиста в области гематологии Воробьева А.И., который констатирует наличие некоторых заболеваний, когда переливание крови и ее компонентов является необходимым.

Свидетели Таричко Ю.В. и Слепушкин В.Д., хирурги, специалисты в области бескровной хирургии, подтвердили, что отказ от переливания крови на сегодня рассматривается как перспективное направления развития медицинской науки. Однако в настоящее время полностью отказаться от переливания крови невозможно. Доводы ответчика о том, что отказ от одного вида помощи нельзя рассматривать в качестве отказа от любой медицинской помощи, суд находит неубедительными, поскольку отказ от переливания крови может привести к смертельному исходу, когда другой способ лечения окажется невозможным. Учитывая, что установление факта причинения вреда здоровью даже одному человеку является доказанным нарушением закона, деятельность московской общины Свидетели Иеговы не может быть продолжена.

Суд установил, что религиозная община Свидетелей Иеговы г. Москвы наносит ущерб здоровью граждан, что выражается как в склонении к отказу от переливания крови, так и в отрицательном влиянии их деятельности на состояние психики и психологическое здоровье своих последователей".

Бесчеловечность запрета на переливание крови очевидна. Это невиданное по своей жестокости и не имеющее под собой никакого библейского основания положение иеговистского учения является, по сути, преступным. В ряде случаев оно нарушает такие конституционные нормы, как право на жизнь (п. 1 С. 20 Конституции) и право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1 С. 41 Конституции). В том, что касается запрета на переливание крови несовершеннолетним детям в связи с религиозными убеждениями родителей, Рекомендация Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1178 от 1994 г. "Секты и новые религиозные движения" прямо указывает, что: "В пояснительном меморандуме к рекомендации особо упоминается об "исключительной власти" (параграф 7. а), которой располагает суд для защиты здоровья ребенка, например чтобы сделать возможным срочное переливание крови ребенку, если это необходимо, но происходит в противовес желаниям родителей".

Если же обратиться к российскому законодательству, согласно п. 2 С. 14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" "Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются… склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии".

Ввиду всего вышеизложенного, остаётся только повторить вывод Головинского суда, согласно которому исходя из того, что установление факта причинения вреда здоровью даже одному человеку является доказанным нарушением закона, деятельность организации "Свидетели Иеговы" не может и не должна быть продолжена.

Наши рекомендации