Специфика

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ1

!

Попробуем ответить себе, кто же прав в возникшем споре о

i том, как понимать личность человека и в чем же заключаются

} главные детерминанты, которые определяют ее формирование

г и развитие.

t Начнем поиск ответа на названные весьма трудные вопросы

^ с напоминания совершенно очевидных для многих положений,
е Так, можно предположить, что ни у кого не возникнет возра-

L жение против утверждения, что все в мире друг с другом связа-

г но. И каждый отдельный человек с момента своего появления на

F свет и дальше, в течение всей своей жизни, тоже оказывается

I связанным многими зависимостями с той действительностью, ко-

р торая его окружает. Но у человека большинство его связей с

р природной и социальной средой, в которую он всегда включен,

п отличается совершенно особенной, качественно своеобразной

п добавкой: он в своей психике отражает предмет, другого чело-

д века,- общность, событие, процесс, с которыми он взаимодей-

в ствует или в которых он участвует, дает на каждого из них (в

л каждом случае свой) эмоциональный отклик и отвечает столь

же определенной поведенческой реакцией.
м Они, эти предметы, вещи, конкретные люди или их объеди-

б нения, события, которые происходят в обществе, процессы, ко-

к торые развертываются в природе, по-разному сопрягаются с

т имеющимися у него потребностями. Одни из них «срабатыва-

б ют» на их удовлетворение и развитие, другие, наоборот, играют

н роль препятствия к их удовлетворению, третьи — эти потреб-.

л ности только усиливают, четвертые на них никак не влияют.
с' И это несовпадающее значение различных элементов дей-

Р' ствительности, в которую всегда включен человек для удовлет-

и ворения его потребностей, обязательно сказывается на том, как

Т< I фрагмент из книги: Основы социально-психологической теории /Ред. А. А.Бо-

3; далев, А. Н. Сухов. М., 1995. С. 45-61.

4. Л. Бодалев. Специфика социально-психологического подхода 337

он каждый из элементов в своем сознании запечатлевает, ка­ким переживанием на каждый из них откликается и какое пове­дение при этом демонстрирует.

Все это, вместе взятое, означает, что у человека формирует­ся и проявляется определенное и часто очень конкретное отно­шение к каждому данному предмету или к их группе, к каждому данному человеку или к общности людей, к каждому данному событию или классу событий и т. д. И, таким образом, опираясь на сказанное, мы имеем право заключить, что в каждом челове­ке на основе его собственной повседневной практики взаимо­действия с миром вещей и с миром людей формируется очень богатая и многообразная система отношений к ним. Но, как из­вестно, человек живет в обществе, а жить в обществе и быть свободным от общества никому не дано.

А это означает, что выработавшаяся в обществе, к которому принадлежит человек, и официально закрепленная в законах или нашедшая отражение в нравственных требованиях или вос­производящаяся в традициях система отношений ко всему тому, что составляет природную и социальную среду, с самого рожде­ния человека постоянно и сильнейшим образом на него воздей­ствует и очень направленно корректирует формирующуюся в его личном опыте «картину мира» и составляющие ее элемен­ты, характер эмоциональных откликов на них, а также способы поведения, которым он должен следовать в той или иной ситуа­ции.

И, стало быть, индивидуальные субъективные отношения каждого человека к таким, например, «элементам» действитель­ности, как планета Земля, человечество, как Отечество, как от­дельный человек, как семья, как труд, как материальные и ду­ховные ценности, создаваемые в процессе этого труда, или, на­пример, как он сам, оказываются всегда опосредствованными отношениями к ним, сложившимися в том обществе, к членам которого он себя причисляет и мнением которого о себе он до­рожит.

Вот эти-то отношения человека к разным сторонам действи­тельности, с которой ему приходится изо дня в день по разным причинам и в разных социальных ролях взаимодействовать, по­стоянно несущие, как было показано выше, печать не только его

специфика - student2.ru специфика - student2.ru 338 _________________ Раздел V. Личность в социуме

опыта, но и общества, в котором проходит его жизнь, и состав­ляют сущность его личности.

А как же тогда быть с возражениями оппонентов по поводу именно такой трактовки личности, которые были упомянуты в начале главы? Что касается природной предрасположенности к развитию у человека в течение его жизни весьма определенных черт личности, то это утверждение заслуживает внимания лишь в том смысле, что особенности общего, специального и парци­ального типов высшей нервной деятельности, которые обнару­живаются у человека, действительно влияют на интенсивность эмоциональной окрашиваемости формирующихся у него отно­шений, на динамические характеристики их проявления, одна­ко содержание их всецело задается обществом, к которому при­надлежит человек и которое оказывается для него субъективно значимым. <...>

Теперь несколько слов о раскрытии личности через содер­жание опыта, накапливаемого человеком при познании им дей­ствительности, переживаний, возникающих у него при этом, и его ответных действий.

В общем виде предложенная формула источника, а также логики формирования личности правильна. Но она не раскры­вает важнейшего момента, который высвечивает сущность че­ловека как личности, а именно постепенно складывающуюся и закрепляющуюся в нем систему тенденций поступать в различ­ных жизненных ситуациях, очень определенно отражаемых и так же определенно переживаемых, характерным для него об­разом. А эти тенденции, психологической изнанкой которых яв­ляется названная триада, и есть не что иное, как сформировав­шийся в нем «целостный ансамбль» (В. Н. Мясищев) отноше­ний к действительности.

И наконец, о понимании личности как усваиваемых челове­ком и затем актуализируемых им в своей жизни деятельностей. Вспомним, что под деятельностью в психологии подразумевает­ся целенаправленная активность человека, побуждаемая теми или другими мотивами и осуществляемая характерными для этой деятельности способами. Игра ребенка, учение школьни­ка, труд оператора, сидящего за пультом управления ЭВМ, и т. д. — все это примеры деятельности, но если глубоко вду-

А.А. Бодалев. Специфика социально-психологического подхода 339

маться в их психологическую изнанку, то станет ясно, что в них проявляются, прежде всего и главным образом, качества чело­века как их исполнителя, как субъекта с тем или иным уровнем развития способностей, а не как личности-носительницы отно­шений. Что же касается последних, то они в этих случаях дают о себе знать, как говорят философы, «в снятом виде».

Итак, отношения составляют существо человека как лично­сти. Сравнение людей по этому параметру выявляет наличие между ними больших различий. Они выражаются в степени раз­носторонности отношений. У одних людей они характеризуют­ся бедностью и поверхностью, у других — богатством и глуби­ной. У разных людей их отношения оказываются неодинаковы­ми, если их сравнивать, и по параметру активности. У одних из них они не выступают как побуждения к действию, у других они, наоборот, постоянно «провоцируют» личность на новые деяния и значимые для нее и для окружающих поступки.

Из числа многочисленных современных социально-психоло­гических теорий личности можно выделить следующие: 1) роле­вые теории личности; 2) теорию Маслоу о самоактуализации «Я» ; 3) теорию «Я»-концепции; 4) когнитивные и гуманистические те­ории личности; 5) экзистенциализм и др. Опираясь на указанные теории и интегрируя наиболее ценное в них, появляется возмож­ность говорить о личности не только как об индивидуальном, но и типичном социально-психологическом явлении, дающем о себе знать в ряде крайне сложных взаимосвязанных характеристик.

Наши рекомендации