Степени умственной отсталости
Легкая (IQ=50-70).Детей можно обучать. В дошкольном возрасте у них могут отмечаться нормальные навыки общения, но может быть в минимальной степени выражена отсталость в развитии сенсорной и двигательной сфер. Однако в подростковом возрасте отличия становятся разительными. Дети могут при помощи родителей освоить школьную программу до 5 класса. А во взрослом возрасте они могут освоить одну из самых простых профессий. Люди всегда будут нуждаться в помощи в сложных ситуациях.
Умеренная(IQ=35-49).Детей можно обучить некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут усвоить некоторые речевые и простые коммуникативные навыки. У детей также недостаточное развитие двигательной сферы. Развить более сложные социальные навыки у детей практически не возможно. Люди могут выполнять низко квалифицированные виды труда, но работать они могут только в специальных условиях. Людей можно обучить также навыкам самообслуживания, они нуждаются в постоянном наблюдении.
Тяжелая (IQ=20-34).Для детей характерно резкое недоразвитие не только интеллектуальной, но и двигательной сфер. У этих детей отсутствует речь, их невозможно обучать и воспитывать в дошкольном возрасте. В школьном возрасте их можно научить нескольким словам, а также другим простым способам коммуникации, а также элементарным гигиеническим навыкам. Взрослые способны к некоторым элементам самообслуживания при контроле со стороны.
Глубокая(IQ менее 20). Минимальное развитие сенсорных и двигательных функций. Люди постоянно на протяжении жизни нуждаются в постороннем уходе. Они не способны к обучению, у них отсутствует речь и способность к узнаванию объектов (например, ухаживающих за ними родителей).
23. Психологическая характеристика умственно отсталого ребенка дошкольного возраста. У 1/3 умственно отсталых детей в первые месяцы жизни без видимой причины возникают эмоциональные реакции в виде гримас и монотонного плача, мимика бедная и невыразительная, взгляд блуждающий, двигательная активность низкая. В 4 месяца могут держать голову 60% детей, переворачиваться со спины на живот могут только к году, могут сидеть 60% к году, комплекс оживления возникает к 9-12 месяцам, либо не возникает, дети не подражают взрослому (голосом, движением, хлопком). К 3 годам дети могут ходить по наклонной доске, могут переступать через препятствия, спуститься на 1,5 метра, могут выполнять простейшие поручения, сами едят, частично одеваются. 50% детей понимают несложный сюжет на картинке, отвечают на элементарные вопросы, 60% детей могут показать 1-3 части тела, у 30% речь не является средством общения, словарный запас 100 слов, психомоторное развитие отстает. В 4 года речь могут использовать как средство общения и могут играть, манипулируя предметами. К 5 годам 30% детей могут запомнить 4 цифры (в норме 8), 20% запоминаю фразу из 6 слов, 16% знают свой домашний адрес и имена родителей, никто не знает дня своего рождения (в норме 70% знают). Значительные изменения развития происходят не между 5-6 годами как в норме, а между 6-7 годами. К 7 годам умственно отсталый ребенок в 2 раза хуже, чем в норме выполняет задания на осведомленность, понятливость, сложение фигур, в этом возрасте не может считать на «конфетном» материале, обобщающих понятий нет, мышление остается конкретным, зрительная память отстает в 20 раз, запоминание цифр – в 10 раз, запоминание фраз – в 5 раз, долговременная память – в 10 раз, внимание в 20 раз хуже, поведение определяется конкретной ситуацией.
24. Психологическая характеристика умственно отсталого школьника Учебная деятельность умственно отсталых школьников привлекает особое внимание исследователей. У умственно отсталых детей в дошкольном возрасте наблюдается крайне низкий уровень сформированности готовности к школьному обучению, недоразвитие познавательных интересов. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. У умственно отсталых детей развитие ощущения и восприятия происходит значительно медленнее, чем в норме. Восприятие также характеризуется сниженным темпом и слабой дифференцированностью. Умственно отсталым учащимся свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памятью. При умственной отсталости результаты произвольного и непроизвольного запоминания находятся на одинаково низком уровне. Память учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала), и воспроизведения (неточность). Быстрее, чем в норме, утрачиваются и видоизменяются представления памяти. Умственно отсталым детям свойственно нарушение всех операций мышления (слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т.д.). При этом темп мышления умственно отсталого школьника замедлен, тугоподвижен. Наибольшие нарушения отмечаются в словесно-логическом мышлении, наиболее сохраненным является наглядно-действенное мышление.
Среди важных условий формирования у таких школьников интереса к обучению специалисты называют опору на жизненный опыт ребенка, занимательные по форме задания и создание ситуаций успеха. Для успешного овладения умственно отсталыми детьми учебной деятельностью необходим индивидуальный подход, который осуществляется в коррекционно-образовательных учреждениях.
Трудовая деятельность имеет огромное значение в плане коррекции недостатков психики, свойственных умственно отсталым школьникам.
Обучение труду и профессиональная подготовка учащихся специальной школы направлена на устранение нарушений познавательной деятельности, развитие личности и социальную адаптацию в целом.