Достижение гибкости

Одним из парадоксов работы тренера является возможность обучать гибкости, демонстрируя абсолютно противоположное поведение. Такое несоответствие всегда смущает и озадачивает обучающихся: им говорят одно, а видят они совершенно другое.

Большинство исследований поведения свидетельствует о том, что в напряженных ситуациях в поведении людей начинают преобладать стереотипы. Сложность заключается в том, что многие думают иначе, тем самым еще больше препятствуя проявлению гибкости. Это справедливо и применительно к тренерам: чем сложнее группа и тема, тем чаще они полагаются на испытанные техники.

В сущности, в таком подходе нет ничего плохого. Проблема в том, что в постоянно и все быстрее меняющемся мире даже излюбленные уловки тренера становятся для группы слишком очевидными.

Один из базовых принципов НЛП: если то, что вы делаете, не работает, попробуйте что-нибудь другое.

Это классический случай, когда можно использовать полный набор техник НЛП. При недостаточно гибком поведении не только группа, но и тренер могут быстро оказаться в тупике. Следовательно, нужно стараться выбрать подходящую технику и, если необходимо, применить другую. Часто кто-нибудь в группе, заметив некоторое улучшение в ходе занятий, интересуется этим во время перерыва или затевает обсуждение, понимая, что причина в изменении тактики тренера.

Гибкость имеет большое значение для работы, даже если все идет прекрасно. Многим тренерам знакомо ощущение, когда мгновенно все портится и настроение исчезает. Корректировка тренинга, идущего без затруднений, требует больших нервных затрат и умения, но может оказаться необычайно эффективной. Положение тренера напоминает положение капитана команды на игре в крикет, ожидающего, когда игроки сделают пробежки, чтобы заменить их. Опытный капитан меняет состав команды до пробежек.

Неизбежно возникает вопрос: как узнать, когда пора вносить изменения? Именно здесь могут пригодиться навыки НЛП. Как уже было показано, есть множество способов и приемов, помогающих установить, как проходит тренинг.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Используйте упражнения, приведенные в данном разделе для достижения гибкости.

2. Выполните следующее упражнение:
– сядьте в каком-нибудь спокойном месте, расслабьтесь;
– выберите, в чем вам потребуется гибкость, например при настройке группы, при использовании юмора и т. д.;
– составьте в понятиях 1/Л/Сописание своих действий при гибком использовании выбранного навыка, отмечая, какие из них «работают»;
– повторите то же самое с другим навыком, снова отмечая «то, что работает»;
– отмечайте любые признаки гибкости;
– устанавливайте якоря;
– подстраивайтесь к будущему.

3. Повторите упражнение 2, установив VAK элементы проявления гибкости.

4. Повторите упражнение 2, сосредоточившись на гибком использовании уже освоенного навыка и переходите к его выполнению применительно к другому навыку.

5. Повторите упражнение 4, сосредоточившись на освоенном навыке, и постарайтесь понять, какие действия относятся к категории «то, что работает».

6. Поупражняйтесь в установке якорей, для того Чтобы проявить гибкость в следующий раз.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Не будьте «упертым».
· Чем сложнее группа, тем больше требуется гибкости.
· Будьте готовы изменить то, что «не работает».
· Будьте готовы к изменениям, даже когда что-то «работает», чтобы добиться большей эффективности.
· Используйте группу, чтобы достичь оптимальной гибкости.
· Начинайте изменения до того, как возникнут проблемы.
· Используйте весь набор техник НЛП.

Наши рекомендации