Общее представление о душе в античной психологии
1. Атомистический материализм(Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
2. Идеалистич философия (Платон, Сократ)
3. Первая завершенная система науки пси – Аристотель.
Нужна здесь эта схема?
Философия | Психология |
Онтология (учение о мире как таковом, объяснение мира в целом). В завис-ти от того,как мир трактуется, так будет пониматься пси реальность. Вопрос о сущности, происхождении и строении бытия à | Сущность, происхождение и строение психики Суть души |
Гносеология Концепция познания à | Знание о познавательных пси пр-ссах (овес, внимание, мышление, речь, воображение) |
Этика – учение о принципах поведения с тз должного Учение о движущих силах души à | Мотивация Представления о мотивационно-эмоц сфере 1ая концепция 20 века, пытающаяся изучить мотивацию отдельно от эмоций - психоанализ |
Знание о душе – от его зачатков на античной почве до современных представлений – развивалось, с одной стороны, в соответствии с уровнем знаний о внешней природе, с другой – в результате освоения культурных ценностей. Философы до Сократа, размышляя о психических явлениях, ориентировались на природу. После софистов и Сократа в объяснениях сущности души наметился переворот к пониманию ее как феномена культуры, ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они суть порождения духовной культуры.
Древнейшие представленя: анимизм- Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сврехъестественным двойником – душой; гилозоизм -учение о всеобщей одушевленности мира, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью
.
1.Атомистический материализм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)
Демокрит (460-370 гг.до нэ):душа – поток огненных атомов. Весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телуà душа является источником активности, энергии для тела; это причина движения тела. Душа – продукт распределения атомов в теле. Душе приписывается движение в материальном смысле как пространственное перемещение.
Панпсихизм: все имеет душу (и камень, и растение, и мертвец – просто у него мало души)
После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.
!!! Душа – продукт организации тела, а не изначальный принцип; не существует вне тела. Ограниченность Д: количественный принцип, не позволяющий отличить пси пр-ссы от материальных. Душа – тело, но особое (эта идея – весь АМ).
Душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств.
По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать.
2. Идеалисты (Платон, Сократ)
Сократ
Мыслил под термином "душа" прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Этот термин в древнегреческом мышлении все определеннее становится обозначением признаков, которые выступают в тех случаях, когда поведение человека рассматривается с точки зрения его волевой и интеллектуальной регуляции
Впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души.
Определил душу отрицательно — как нечто, отличное от тела.
Душа невидима, в отличие от видимого тела. Душа бессмертна
Душа – разум, который является началом божественным (и вообще, божественный разум является единственной причиной всех явлений)
è Главным двигателем человеческого поведения должен быть разум, ибо продукты разума в отличие от изменчивых чувствований обладают непреходящей прочностью. Из-за незнания человек принимает за реальное добро то, что таковым не является. Зная, как надо поступать, человек не отступит от этого правильного знания. Добродетель есть знание или мудрость
Платон