Тема 11. Психологические аспекты терроризма
Терроризм как устрашение людей насилием. Виды терактов. Психологические портреты террориста и его жертвы. Виктимология (наука о психологических особенностях жертв). «Стокгольмский синдром» как средство психологической защиты. «Правильная» линия поведения заложника.
Методические рекомендации
Изучая данный раздел, рекомендуется выяснить возможные мотивы поведения террористов. Изучить известные классификации террористов. Следует выявить типы поведения заложников. Необходимо понять сущность «стокгольмского синдрома». Следует также уделить внимание понятию «виктимность», его особенности в России.
Рекомендуемая литература: [20], [22], [26], [28], [29], [32], [35], [45].
Основные понятия по теме
Агрессия косвенная –поведение агрессивное, направленность коего против некоего лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается.
Агирофобия –греч. agora–площадь) или дромофобия (греч. dromos–путь, бег) –специфическая фобия, заключающаяся в постоянном, иррациональном, навязчивом страхе перед пересечением улицы или дороги.
Агорафобия –боязнь открытых дверей, открытого пространства; расстройство психики, в рамках которого появляется страх скопления людей, которые могут потребовать неожиданных действий; бессознательный страх.
Виктимность (лат. victima - жертва) – особенности личности и поведенияиндивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие, как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства.
Виктимология (лат. victima- жертва и греч. logos - учение)–криминологическое учение о жертве преступления, о типичных свойствах физических и юридических лиц.
Заложник –человек, захваченный с целью заставить кого-либо (родственников заложника, представителей власти или т.п.) совершить определённые действия или воздержаться от совершения определённых действий ради освобождения заложника, недопущения его убийства или нанесения серьёзного вреда его здоровью.
Лаби́льность(от лат. labilis–скользящий, неустойчивый) в физиологии–функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Понятие «лабильность» введено русским физиологом Н. Е. Введенским (1886), который считал мерой лабильности наибольшую частоту раздражения ткани, воспроизводимую ею без преобразования ритма. Лабильность отражает время, в течение которого ткань восстанавливает работоспособность после очередного цикла возбуждения.
Миссионерство – основной психологический стержень человека с «синдромом Рэмбо». Он не может (хотя и умеет) убивать «просто так» – он обязательно должен делать это во имя чего-то высокого. Поэтому ему приходится все время искать и находить те или иные, все более сложные и рискованные «миссии». Люди с «синдромом Рембо» всегда испытывают большие трудности при адаптации к спокойной, рутинной деятельности, часто переживают ощущение скуки и своей несостоятельности в обыденной жизни. Они постоянно стремятся к тому, чтобы «взвинтить» ситуацию, других людей и самого себя, часто искусственно создавая сложности, которые необходимо «героически преодолевать». Тем самым они постоянно стремятся оказаться в суперэкстремальной обстановке, в очаге какой-нибудь чрезвычайной ситуации. Наиболее значимыми для них характеристиками экстремальной ситуации являются «близкое по духу окружение» и «наличие правил игры». Для них важно «отвечать добром на зло», и не отступать ни перед какой угрозой при выполнении того, что они сами считают «благородной миссией». Поэтому люди с выраженным «синдромом Рембо» всегда добровольцы. Они склонны к самоограничению, обычно безотказны и болезненно совестливы, даже альтруистичны по отношению к «своим»; временами они бывают просто откровенно навязчивыми – прежде всего с частыми предложениями своей помощи.
Террорист с «синдромом Рембо» – это человек, стремящийся к ужасу и сеющий ужас во имя «высокой» цели, однако делающий это не потому, что ему дорога та или иная цель, а всего лишь потому, что по-другому он просто не умеет жить.
Нарцисси́ческое расстро́йство ли́чности –расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют. Нарциссические личности постоянно пытаются контролировать мнение окружающих о себе. Они склонны обесценивать практически всё окружающее их на свете, идеализируя при этом то, с чем ассоциируют самих себя.
Паранойальный тип акцентуации характеране описывается среди акцентуаций характера. Известно, что паранойяльные черты характера выступают к 30—40 годам. К. Леонгард выделил «застревающий» или паранойяльный тип акцентуированной личности как вариант нормы. «Застревание»–основная черта этого типа–прежде всего, касается аффекта, который удерживается особенно долго, не изживается, не отреагируется, если оказывается реакцией на уязвленное самолюбие. Но и при успехах «застревание» оборачивается заносчивостью и самонадеянностью. П. Б. Ганнушкин главной чертой паранойяльного типа считал склонность к сверхценным идеям, а главной среди них — идею особого значения собственной личности. Э. Крепелин: суть паранойяльного типа состоит в повышенном чувстве собственного достоинства. И. Ланге о «сверхчувствительности Я» как о ведущей черте данного типа.
Таким образом, именно завышенная оценка своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и прозорливости служит ядром паранойяльности. Отсюда глубокое убеждение, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят — всегда истина, на что претендуют — всегда имеют безусловное право. Поэтому же они никогда не склонны спрашивать советы, невосприимчивы к самой доброжелательной критике, не поддаются убеждению, не слушают возражений, не склонны к компромиссам, болезненно обидчивы и легко уязвимы. Наталкиваясь на возражения, непризнание, небрежение к себе, они легко озлобляются, винят других в неспособности понять их мудрые замыслы, оценить по достоинству их достижения, превозносить их за «справедливость» и «правду».
Террористический акт –особо тяжкое преступление против основ конституционного строя и безопасности государства, заключающееся в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо мести за такую деятельность (277 УК).
Темперамент – (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – психическое свойство личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного его типа нервной деятельности и в значительной степени определяющее стиль деятельности. Различают четыре основных Т.: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Сангвинический (от лат. sanquis – кровь) высокая психическая активность, энергичность, работоспособность, быстрота и живость движений разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи;
холерический(от греч. chole – желчь) высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкая смена настроений, повышенная возбудимость, порывистость движений; флегматический (от греч. phlegma – слизь) низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке, устойчивость настроения, замедленность реакции на воздействие, спокойствие движений; меланхолический низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладание отрицательных эмоций.
Фобии (от греч. phobos - страх)–навязчиво возникающие состояния страха. Различают эритрофобию, агорафобию, клаустрофобию, танатофобию. Возникновение фобий связано с развитием психозов, неврозов и психопатий.
Задание к практическому занятию № 11
по теме: «Психологические аспекты терроризма»
I. Для самостоятельной исследовательской работы рекомендуются следующие темы рефератов-докладов и проектов (выступление 5–7 минут):
1. Понятие терроризма
2. Мотивы занятия террористической деятельностью.
3. Виды террористических актов.
4. Психологический портрет террориста.
5. Психологический портрет жертвы террора.
6. Разновидности поведения заложников.
7. Классификация психологических типов заложников (Л. А. Китаев-Смык).
8. «Стокгольмский синдром» как разновидность поведения заложников.
9. Психологическая концепция «Виктимология».
II. С целью систематизации знаний и подготовки к экзамену рекомендуется ответить на вопросы теста.
III. Для успешного освоения темы рекомендуется:
а) ознакомиться с указанной литературой; б) знать содержание лекционного материала.
ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Составить индивидуальный отчет по психодиагностике не менее, чем из 30 тестов по схеме:.
1. Название
2. Автор(ы) теста /адаптации теста/
3. Дата создания
4. Назначение теста)
5. Тест (печатный и электронный вариант)
6. Интерпретация теста (…в соответствии с результатами теста имеют место следующие показатели респондента)
Критерии оценки отчета
1. Количество респондентов.
2. Качество интерпретации результатов теста.
3. Психологический портрет личности*.
*Лучшим результатом при выполнении данного задания будет
по возможности полная комплексная психологическаяхарактеристика конкретной личности.
Психодиагностика(от греч. ψυχή–душа, и греч. διαγνωστικός –способный распознавать)–отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Психологический портрет личности–это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.