Внутренняя среда организации

Внутренние ситуационные факторы в организации образуют ее внутреннюю среду. К числу этих факторов обычно относят цели, структуры, задачи, технологии и людей, работающих в организации.

Цели. Организацию можно рассматривать как средство коллек­тивного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людь­ми индивидуально. Цель — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. В процессе планирования руководство формулирует цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой механизм координации, так как дает возможность членам органи­зации знать, к чему они должны стремиться.

Структура. Организации состоят из нескольких уровней управ­ления и подразделений. Подразделения могут быть определены как функциональные области. Их не следует смешивать с функциями управления. Понятие «функциональная область» относится к рабо­те, которую выполняет подразделение, например, маркетинг, про­изводство, обучение персонала, учет, планирование.

Структура организации должна согласовываться с уровнями управления и функциональными областями в такой форме, кото­рая позволяет эффективно достигать целей организации. Структур­ные переменные будут более подробно рассмотрены при обсужде­нии процесса функционирования организации.

Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее установленные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность предназначается для выполнения ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в дости­жение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, то организа­ция будет действовать успешно.

Технология — четвертый важнейший внутренний фактор - имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считают. Боль­шинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с машинами, например, полупроводниками и компьютерами. Будем рассматривать технологии в рамках определений, которые дают соци­ологи, например, Ч. Перроу, который характеризует технологию как средство преобразования «.сырья» — будь то люди, информация или физи­ческие материалы — в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использова­ние конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

Классификация по Вудворд. Изучая производственные предпри­ятия Д. Вудворд — британская исследовательница управления, раз­делила производственные технологии на три категории:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия оди­наковых изделий. Суперкомпьютеры, космические корабли, мебель и одежда, изготовляемые по индивидуальным заказам, могут слу­жить примерами использования таких технологий.

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или подобны. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейер­ным способом сборки. Почти все потребительские товары изготав­ливаются на основе таких технологий.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное обо­рудование, на котором круглосуточно изготавливается одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах. Примерами такого производства могут служить переработка нефти, работа электро­станций.

Классификация технологии по Томпсону. Социолог и теоретик орга­низаций Д. Томпсон разработал классификацию технологий с разде­лением на три категории:

1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимоза­висимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным об­разцом такого вида технологии. Каждая операция по сборке авто­мобиля должна выполняться в определенной последовательности.

2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковс­кое дело — это посредническая технология, связывающая вклад­чиков и тех, кто берет займы в банке. Телефонные компании выс­тупают посредниками между людьми, которые хотят позвонить сами и хотят, чтобы им позвонили.

3. Интенсивная технология характеризуется применением специ­альных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести оп­ределенные изменения в конкретном материале, поступающем в про­изводство. Примером можно считать монтаж кинофильма.

Индивидуальные характеристики личности. Люди являются глав­ным фактором в любой модели управления. В ситуационном под­ходе к управлению существуют следующие основные аспекты че­ловеческого фактора: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование ме­неджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Поведение человека в обществе и на работе является след­ствием сложного сочетания индивидуальных характеристик лич­ности и внешней среды.

Рабочая среда — это совокупность всех внутренних факторов, которые с помощью процесса управления формируются примени­тельно к потребностям организации. В число этих факторов входят бесчисленные потенциальные вариации каждого, при этом все фак­торы взаимосвязаны и меняются во времени, что делает рабочую среду в организации чрезвычайно сложной.

Социотехнические подсистемы в совокупности и взаимодействии составляют внутреннюю среду организации. Внутренние факторы обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент — людей и технический компо­нент — другие внутренние факторы. При подготовке управленчес­ких решений необходимо рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической структурой, а также учи­тывать индивидуальное и групповое поведение; только так можно достичь поставленных целей.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Внешняя среда. Дж. Белл определяет ее так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конку­ренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов».

Среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия. Сле­дует различать силы прямого и косвенного воздействия на организа­цию извне. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам относят поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения го­сударственного регулирования, потребителей и конкурентов.

Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на опера­ции, но тем не менее сказываются на них. К ним относятся состо­яние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и суще­ственные для организации события в других странах.

Наши рекомендации