Тема 1: Методология исследования малых групп

Основные понятия:малая группа, методологические принципы: принцип деятельности, принцип системности, принцип развития, первичные вторичные группы, формальные, неформальные группы, лабораторные, естественные, открытые, закрытые, группы членства, референтные группы, формально-статусное измерение групповой структуры, социометрическое измерение, коммуникативное измерение.

Задание:

  1. Прочитать соответствующий материал учебников, учебных пособий.
  2. Изучить рекомендуемую литературу. Сделать краткие записи по теме.
  3. Ответить на контрольные вопросы:
  • Назовите основные методологические принципы изучения групп.
  • Перечислите категории классификации малых групп.
  • Охарактеризуйте виды малых групп.
  • Перечислите функции малых групп.

Литература.

Обязательная.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1997.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2002.

3. Кричевский А.Л, Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: 2001.

4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная

1. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная пед. Академия, 1994. – 104 с.

2. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2003.

3. Методологические проблемы социальной психологии. (Сборник статей)/ Отв. ред.Е.В. Шорохова. – М.: Наука., 1975. – 295 с.

4. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1973. -63 с.

Тема 2: Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп

Цель:Ознакомление с методами диагностики социально-психологических явлений.

Применение стандартизированных диагностических методик, анализ и интерпретация результатов.

Задание:

1.Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и самостоятельно подобрать книги по психодиагностике развития личности и малых групп, содержащие методики.

2. Составить библиографический список этой литературы.

3. Выписать название методики и ее назначение:

- диагностика социально-психологических особенностей личности (ценностно-смысловой сферы, мотивации, направленности, личности, интересов и профессиональной ориентации личности; самооценки, самоотношений и отношений; социально-психологической компетентности личности; статусно-ролевых характеристик личности; социальных чувств и эмоциональной сферы личности; самореализации).

- диагностика групповых и межгрупповых явлений (интегральных характеристик малой группы; психологического климата в группе, конфликта в группе).

4. Провести следующие методики и интерпретировать результаты диагностики

· Тест Лири

· мотивации достижения (А. Мехрабиан)

· групповая сплоченность Сишора

Литература:

1. Александрова Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. – М., 2001. – 96 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.

3. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000. – 560 с.

4. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб., 2001. – 256 с.

5. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб., 2002. - с.

6. Практикум по общей, специальной, прикладной психологии/ под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб., 2000. – 560 с.

7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2003. – 672 с.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., 2000. – Кн.1 – 384 с.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., 2000. – Кн.2 – 474 с.

10. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003. – 624 с.

11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

12. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д., 2002.

Наши рекомендации