Интервью с преподавателем по литературе

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Дом художественного творчества детей»

ТВОРЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«РИСУНКИ НА СТРАНИЦАХ РУКОПИСЕЙ А. С. ПУШКИНА, КАК ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГРАНИ ПОЭТА»

Автор:

Мария Лаврищева,

Лет

Детская студия

Тележурналистики

«Панорама+»

Барнаул, 2017

Разрешите представиться:

Меня зовут Мария Лаврищева, мне 16 лет, учусь в 10 классе.

Одна из самых важных моих жизненных задач, главное в жизни – найти свое призвание.

Человек я разносторонний, возможно, поэтому оказалось сложным определиться, кем стать и чем заниматься в будущем. И, честно сказать, еще немного болтливый. Но журналистика – единственное, что в полной мере подошло и стало практически смыслом жизни. Вот уже 4 год я занимаюсь в студии тележурналистики «Панорама+» и стараюсь развиваться в различных направлениях, ведь самое важное в этой профессии – знать все обо всем. Интервью с преподавателем по литературе - student2.ru

Почему мне интересна эта тема:

Еще одно мнение, которого я стараюсь придерживаться – это выражение «без прошлого нет будущего». Действительно важно изучать историю, известных личностей, чтобы заниматься саморазвитием, исходя из чужого опыта.

Еще с начальной школы я полюбила русский язык, литературу и историю, связала себя с гуманитарными науками. Большинство тем, связанных с ними, представляют для меня глубокий интерес. Особенно изучение биографии писателей, мотивов написания тех или иных произведений, в частности фактов, которые известны не всем. Поэтому я выбрала тему «Рисунки на страницах рукописей Александра Сергеевича Пушкина»

Сегодня данная тема действительно актуальна, поскольку исследование биографии известных личностей и нераскрытых, малоизвестных фактов из нее имеет важное значение. Это помогает лучше ориентироваться в историческом пространстве, развиваться разносторонне, дает возможность узнать новые факты для общего развития.

Исследование творчества именно Александра Сергеевича Пушкина я выбрала в связи с тем, что его знают, как известного русского поэта, но мало кто интересуется разноплановостью его творчества, рассматривает «обратную сторону медали».

Сейчас эта тема особо актуальна для подростков, поскольку зачастую круг их интересов довольно скуден. И даже если изучается какая-либо знаменитая личность, то большинстве случаев не представляет особого интереса, поскольку это изучение довольно поверхностно.

Данный проект направлен на то, чтобы проанализировать рисунки на страницах рукописей Пушкина, исходя из особенностей его биографии, исследовать актуальность этой темы.

Идеюданного проекта определяет его тема. Его задумка состоит в исследовании биографии Пушкина и его рукописей со всех граней с помощью использования различных источников.

Цель: открыть новые грани творчества А. С. Пушкина.

Данная цель определяет следующие задачи:

1. Исследовать биографию поэта со всех сторон.

2. Составить сопоставительный анализ биографии Пушкина и рисунков на страницах его рукописей.

3. Проанализировать рисунки на страницах рукописей Пушкина (рассмотреть с разных сторон грани его художественного и портретного творчества)

4. Разработать и провести лекторий,в котором рассказать о проведенных исследованиях. Включить в лекторий викторину (см. приложение 3).

5. Привести высказывания специалистов по данной теме (провести интервью с преподавателем по литературе) и включить их в исследование (см. приложение 1).

6. Провести социологический опрос и включить его в исследование (см. приложение 2)

7. Составить общий анализ работы

Объекты исследования:

1) Интернет-ресурсы о биографии, рисунках на страницах рукописей Пушкина, общий анализ

2) Высказывания специалистов по данному вопросу (интервью с преподавателем по русскому языку и литературе)

3) Высказывание простых людей или исследователей-любителей по теме «Рисунки на страницах рукописей Пушкина» (социологический опрос)

Предметом исследования стали:

1) Биография Пушкина

2) Рисунки на страницах рукописей поэта

Сейчас это особо важно изучить, поскольку развитие современной науки предполагает рассмотрение какого-любо факта, события, явления, произведения со всех возможных сторон.

Методами данного исследования являются:

1) Стилистический метод анализа рисунков поэта

2) Сравнительно-исторический метод анализа художественных произведений Пушкина

3) Сравнительно-сопоставительный метод анализа рисунков поэта

Этапы реализации проекта

1. Исследование по теме «Рисунки на страницах рукописей Пушкина» включает в себя:

1.1. Исследование интернет-источников

1.2. Интервью с преподавателем по литературе

1.3. Соцопрос на тему: «Актуальность рисунков на страницах рукописей поэта Александра Сергеевича Пушкина»

1.4. Формулировка выводов по исследованию

2. Разработка лектория для воспитанников 10-16 лет из коллективов ДХТд Индустриального района.

3. Проведение лектория, сбор отзывов

4. Подведение итогов работы (презентация проекта, сбор материалов и отзывов, оформление проекта, анализ собственной работы)

География проекта:

г. Барнаул

Участники проекта:

В проекте участие примут:

1. Дети возраста 10-16 лет из коллективов «Дома художественного творчества детей» Индустриального района:

1) Телестудия «Панорама+» (14-16 лет)

2) Изостудия «Акварель» (14-16 лет)

3) Театр-студия «Тим» (14-16 лет)

2. Преподаватель по литературе Котельникова Ирина Александровна (МБОУ «Лицей №130 «РАЭПШ»)

Исследовательская работа

Каждый житель нашей страны знает такого великого поэта, как Александр Сергеевич Пушкин. И его биография точно ни для кого не секрет.

А знаете ли вы, что знаменитый Российский поэт Александр Сергеевич Пушкин еще и неплохой художник? Как такое может быть? – скажете вы. Ответы на эти и другие вопросы нужно искать в самом начале, но не на поверхности.

В последние годы исследователи уделяют всё больше внимания детским годам великих русских поэтов как очень важному периоду становления творческой личности. Гением надо не только родиться, но и вырасти, и здесь роль семьи, данного образования, воспитания и окружающего общества трудно переоценить.

Часть 1: Соотнесение биографических фактов из жизни А. С. Пушкина с его художественными способностями

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Как известно, отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества.

Но кроме родителей влияние на будущего поэта еще в раннем детстве оказала бабушка по материнской линии Мария Алексеевна Ганнибал. Она жила вместе с семьёй дочери, вела хозяйство, помогала материально – купила подмосковное имение Захарово, где Пушкины проводили летние, а иногда и зимние месяцы с 1805 по 1810 год. Бабушка много занималась с внуками. В воспоминаниях современников о ней сказано: «Замечательна по своему влиянию на детство и первое воспитание Александра Сергеевича и сестры была их бабушка <…> Марья Алексеевна была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком, которым так восхищался друг Александра Сергеевича, барон Дельвиг». Упоминается и о том, что бабушка любила рассказывать ей и братьям о своём роде, что именно она выучила их русской грамоте и письму, то есть фактически была их первой учительницей. Как добрый гений, М.А. Ганнибал всячески сплачивала семью своей дочери, с большой заботой относилась к внукам. Она старалась поддерживать в семье Пушкиных атмосферу любви, взаимного уважения и понимания. Юный Пушкин очень любил свою бабушку не только за безграничную заботу, но и за невероятный опыт и любовь к творчеству, творчеству разному: к русскому языку, литературе, истории и даже рисованию. Поэт за свою, казалось бы, короткую жизнь успел пережить много испытаний и радостей. Маленький Саша Пушкин был здоровым тучным мальчиком, малоразговорчивым и ленивым, подвижным играм предпочитал сидеть в бабушкиной корзине с клубками и слушать её рассказы о прошлом. Он с раннего детства отличался поразительной памятью, что тоже нашло отражение в творчестве поэта. Благодаря удивительной зрительной памяти, поэт мог в точности воспроизвести человеческие черты даже спустя годы. Поразительно, что при минимуме изобразительных средств Пушкин передает характер человека (часто даже с помощью набросков - небольшое по размеру произведение живописи, графики или скульптуры, которое создано художником для мгновенного отображения на холсте увиденного или созданного собственным замыслом во время творческой работы)

Малоподвижность сына очень раздражала мать, которая никак не могла заставить ребёнка бегать. Саша упрямился, садился на землю прямо посреди улицы, чтобы никуда не идти. Одну из его первых фраз запомнила старшая сестра Ольга. Сидящий в пыли мальчик увидел в окне дома смеющуюся над ним женщину и сказал: «Ну нечего скалить зубы». Кроме того, ребёнок часто терял носовые платки, из-за чего мать пришивала их к курточке, как «аксельбанты». Никаких значительных телесных наказаний, в отличие от большинства дворянских семей того времени, в доме Пушкиных для детей не практиковалось. Выдержанная и строгая Надежда Осиповна предпочитала банально ставить Сашу за провинности в угол, отгороженный стульями, или «игру в молчанку». Мать не стремилась баловать сына и даже недолюбливала его, предпочитая ему сначала дочь Ольгу, а затем младшего сына Лёвушку. Побаивались дети и вспыльчивого, но отходчивого отца, которому на них иногда жаловались гувернёры. Все это несомненно нашло отражение в творчестве «солнца русской поэзии». Воспитание, детские годы и происхождение дали Пушкину возможность развиться разносторонне и открыть для себя новые горизонты.

Александр преобразился на шестом году жизни, приехав в купленное бабушкой имение Захарово. Здесь он полюбил вольные просторы, игры с деревенскими детьми, крестьянские праздники. Постепенно он превратился из тучного неповоротливого увальня в подвижного стройного ребёнка. К числу пережитых мальчиком серьёзных испытаний относятся смерть младшего брата Николая в 1807 году и позднее смерть в младенчестве других младших братишек и сестрёнок. Запомнил он и напугавшее его московское землетрясение 1802 года. В плане автобиографических заметок поэта значится «нестерпимое состояние», относящиеся, скорее всего, к конфликту с гувернёром, который издевался над его детской поэмой «Толиада», из-за чего мальчик бросил в огонь своё сочинение. Вот какое впечатление производил юный Пушкин на подругу его бабушки Е.П. Янькову: «Старший внук её Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу, чтобы слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались». Несмотря на пережитые трудности, детство Пушкина было для него действительно «возрастом златым», что несомненно отразилось и на его творческой деятельности.

В их доме, точнее, в квартире, которую снимали родители Пушкина, собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французское воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивали бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, а также дяди поэта В.Л. Пушкина и дальних родственников Бутурлиных - формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз».

В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей. Обучение оставило отпечаток, казалось бы, не только на самом поэте и его произведениях (которых, кстати, у него про лицей множество), но и где-то на задворках его души. Именно там он открыл в себе уже не просто интерес к рисованию, а начал уделять этому все большее и большее значение.

Исходя из социологического опроса, около 32 % молодежи знакомы с тем фактом, что впервые Пушкина заметил, как поэта, Державин, когда в 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе». Несколько строк из этого стихотворения:

О скальд России* вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.

*Скальд России — В. А. Жуковский, автор стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).

Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества, театры, модные рестораны, дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя. Этот эпизод жизни молодого поэта не оказался особо значимым для его творчества, но дал ему значительный толчок для продвижения вперед. В данный период Александр Сергеевич пробовал себя в чем-то новом. Тогда и появилось его пристрастие к небольшим иллюстрациям, которые отражают авторскую мысль и имеют определенную смысловую нагрузку. На самом деле, рисунков у него множество. Он любил и умел рисовать, это умение не было призванием, но не было и дилетантством. Поэт делал маленькие изображения на клочках бумаги, в альбомах знакомых барышень и к критике относился спокойно.

Идеи гражданской свободы, преобразования общества, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. «Приехав в Екатеринославль, я соскучился, поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку, по моему обыкновению. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ с сыном и двумя дочерьми, нашел меня в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада. Сын его ... предложил мне путешествие по Кавказским Водам ... я лег в коляску больной; через неделю вылечился» (из письма поэта брату). Вообще чуть ли не половину своей жизни поэт провел в ссылках. Например: Кавказ, где он создал известные свободолюбивые стихотворения. Или село Михайловское. Здесь, на отчей земле, Пушкин получил импульс всему творчеству в дальнейшем. Друзья считали Михайловское поэтической родиной Пушкина, где создано около 100 его произведений и изменился его творческий метод. От романтизма первых лет молодости он перешел к «романтизму истинному» (реализм). В ссылки Александр Сергеевич отправлялся в основном за свои стихотворения с намеком на политическое, экономическое, в основном – внутреннее устройство российского государства. Поэт, конечно, понимал суть всех возникающих ситуаций, но все равно спорил.

Неудивительно, что Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек (иногда тщательно продуманные), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А. М. Эфрос так определяет её содержание: «...Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях». Еще одной из причин этого может стать любовь поэта, еще с самого детства, к природе. Шумная жизнь, жизнь в больших городах (ярким примером может послужить Одесса), навевала на Пушкина «русскую хандру». Находясь в Пскове, подбадриваемый письмами друзей из с. Тригорское, он заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман ...» («Евгений Онегин»). Сердечное участие в судьбе Пушкина принимали его друзья и соседи в с. Тригорском. Общение с ними, а также наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А. И. Тургенев). Роман «Евгений Онегин», половина которого создавалась в Михайловском, по праву считается энциклопедией русской жизни.

Постепенно талант знаменитого русского поэта окреп.

Как известно, «муза творчества» у А. С. Пушкина была не одна. Свои отношения он отражает во многих произведениях и даже рисунках. О чем свидетельствует портрет возлюбленной поэтом графини. Свою возлюбленную, графиню Воронцову, поэт изображает живее, чем П. Ф. Соколов на профессиональном портрете (картинка)

Стоит упомянуть, что последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» - «нечто вроде «Онегина» в прозе» (В. Г. Белинский). Это эпическое и психологическое, может быть, лучшее во всей прозе Пушкина произведение.

Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних, по сути, в его жизни стихах так называемого «каменноостровского цикла». В 1834-1836 гг. он обдумывал роман «Русский Пелам», где должна была быть показана вся Россия - от декабристского «Союза Благоденствия» до притонов лесных разбойников. Одновременно он начинал повесть из римской жизни (возможно, этот загадочный замысел следует связать с его давним желанием написать произведение об Иисусе Христе).

В апреле 1836 г. обстоятельства заставляют Пушкина снова - в последний раз! - побывать в Михайловском. В самый день Пасхи 29 марта умерла его мать, и Пушкин сам отвез ее тело из Петербурга в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же он выбрал и себе могилу рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.

В начале 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккерном и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен.

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина - Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.

Пушкин скончался 29 января 1837

Умирал Пушкин так же мужественно, как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова.

«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!..» - писала петербургская газета.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

Сегодня ежегодно 10 февраля, 6 июня и 21 августа – в дни памяти, дня рождения и приезда А. С. Пушкина в михайловскую ссылку – на могиле Поэта проходит Лития, совместная молитва об упокоении бессмертной души Александра Сергеевича Пушкина. В настоящее его могила объявлена национальным достоянием народов Российской Федерации.

Часть 2. Краткое описание и классификация рисунков поэта. О значении рисунков Пушкина (в частности - изображений на страницах его рукописей) для современности.

Довольно интересно, что рисунки на страницах рукописей делали такие широко известные в России поэты, как Н. В. Гоголь, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Л. Андреев, Н. Гумилев, В. Маяковский. Многие критики изучали данные изображения и проводили немаловажные для русской литературы исследования.

Если рассматривать конкретно Александра Сергеевича Пушкина, то сегодня его рисунки принято классифицировать так:

• портреты, автопортреты

• зарисовки событий

• пейзажи и интерьерные зарисовки

• наброски к произведениям

• титульные листы произведений

• перерисовки

• отдельные детали, предметы, животные

Отмечается, что многие страницы черновых рукописей поэта густо исчерчены рисунками на полях. Он сам отмечает свою привычку рисовать на рукописях в строфах Евгения Онегина:

Пишу, и сердце не тоскует,
Перо, забывшись, не рисует
Близ неоконченных стихов
Ни женских ножек, ни голов…

Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена...

Среди его рисунков преобладают портреты: множество современников, среди которых известные, безымянные (близкие люди, друзья, знакомые, государственные деятели, исторические лица, литераторы, автопортреты).

Помимо многочисленных портретов и автопортретов, есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста.

В первой половине XIX века существовала неразрывная связь между различными родами искусства. В литературно-критических журналах размещались статьи о литературе, живописи и музыке. Искусствовед А. Б. Стерлигов заметил: «Начиная с Пушкина, во всей структуре художественной культуры вперёд выходит литература. Главные открытия в искусстве человековедения отныне делаются писателями, а портретная живопись следует за ними».

Действительно, в это время в произведениях писателей-классиков героями становятся художники, поднимется тема изобразительного искусства, в особенности портрета. Но портретное искусство повлияло и на изображение автором самого героя. В литературоведении в связи с развитием в литературе первой половины XIX века портретного начала появились такие понятия, как «галерея образов», «литературный тип».

Портретное мастерство А. С. Пушкина ярче других критиков отметил И. А. Гончаров. В статье «Лучше поздно, чем никогда» (1879) Гончаров написал: «Пушкин, как великий мастер, этими двумя ударами своей кисти, да ещё и несколькими штрихами, дал нам вечные образцы, по которым мы и учимся бессознательно писать как живописцы – по античным статуям». Об особенностях изображения в поэзии и прозе человека писали еще и Белинский, Гончаров, Овсянико-Куликовский, Пыпин. В 1901 году Н. Покровский составил сборник «Пушкин в его значении: художественном, историческом и общественном». Связи литературы и изобразительного искусства становятся центральными в работах представителей культурно-исторической и психологической школ в литературоведении. Литературоведами XX века проблема изобразительного искусства в творчестве Пушкина раскрывается в двух направлениях: создаются работы о портретах и скульптурах с изображением поэта и исследуются графические работы самого Пушкина, представленные в черновых рукописях и альбомах. Атрибуция изображений Пушкина в живописи и скульптуре стала предметом как довоенного, так и современного литературоведения и искусствоведения. Профессор А. А. Сидоров к 1941 году создал цикл статей «Проблемы иконографии Пушкина». Эти статьи представляют особый интерес для музейных работников, так как в них подробно рассматриваются портреты Пушкина и его семьи.

Так же интерес представляет статья Е. В. Павловой «Пушкин глазами художников 1970-1990-х годов», представляющая интерпретации образа поэта художниками конца ХХ века в графике, живописи и скульптуре. Автор статьи в своих исследованиях пришла к мысли о разнице между прижизненными и посмертными изображениями Пушкина. Художники ХХ века тяготели к автопортретам поэта. Интерес при изучении связей Пушкина с изобразительным искусством представляют различные художественные альбомы ─ результат выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Твери, Торжке. Самое ценное в них ─ многочисленные иллюстрации, воссоздающие эпоху Пушкина. Такие альбомы регулярно выходят в свет. Несомненно, они помогают изучению творческого наследия поэта в контексте культуры России XIX века.

В общем понимании в пушкинистике глубоко изучается проблема атрибуций графики поэта. Особенно активно это направление развивалось в трудах исследователей XX века. Упоминание о рисунках поэта встречается уже в работе П.В. Анненкова «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» (1855). Анненков первым отметил, что рисунки поэта «обыкновенно повторяют содержание написанной пьесы, воспроизводя её». Литературоведы Н.О. Лернер, С.А.Венгеров в толковании рисунков последовали за Анненковым, называя эти работы автоиллюстрациями. Ошибочность этого вывода была доказана пушкинистами середины ХХ века. Первая попытка классифицировать пушкинские рисунки была предпринята Г. П. Георгиевским, но это была довольно простая классификация: рисунки разделены на пейзажи, фигуры людей, животных и цельные картины. Такой классификации для изучения графики Пушкина не хватало. Эта систематизация была доработана в небольшой статье И. К. Линдемана «Пушкин как художник и рисовальщик». Исследователь классифицировал графику поэта на портреты, картины, виньетки, иллюстрации и отдельные предметы. Но исследования Георгиевского и Линдемана нельзя назвать профессиональным изучением графических работ А. С. Пушкина: ими не была предложена методологическая база. С 1924 года было положено начало специальному изучению графических работ Пушкина. А. И. Эфрос первым предложил выделять среди графики поэта рисунки и росчерки. Он разработал метод атрибуции рисунков Пушкина. Этим методом стали пользоваться в дальнейшем все пушкинисты, изучающие графику поэта. Свои исследования А. М. Эфрос представил в работах «Рисунки Пушкина» и «Рисунки поэта». С 1926 года тема художественного мастерства Пушкина связана с именами И. С. Зильбернштейна, Т. Г. Цявловской, М. Д. Беляева, Б. В. Томашевского, Н. В. Измайлова. Эти литературоведы первыми начали целенаправленное изучение графики поэта. Ими же была предпринята попытка создать первый каталог атрибуций. На основе полученных учёными материалов предполагалось создать 17-ый том собрания сочинений А. С. Пушкина 1937 года. Этот том должен был состоять из двух частей, в которых в хронологическом порядке размещались бы рисунки. Предполагалось снабдить каждый рисунок небольшой аннотацией на русском и французском языках, включающей дату, место создания, текст художественного произведения, размеры, сведения о технике изображения, архивный шифр. Но весь материал собрать не удалось, из-за чего этот колоссальный труд не опубликован. На основе этих материалов была написана диссертация М.Д. Беляева, пытавшегося систематизировать собранные вместе с Т. Г. Цявловской рисунки поэта.

В 1983 году вышла книга Л.Ф. Керцелли «Мир Пушкина в его рисунках: 1820-е годы». Эта работа посвящена атрибуции графических работ Пушкина в черновиках 1828 – 1830 годов. Внимание уделяется портретам Н.Н. Раевского, С.Г. Волконского, А.И.Одоевского, А.С. Грибоедова, П.А. Плетнёва, А.П. Ермолова. В 1997 году вышла книга Л.А. Краваль «Рисунки Пушкина как графический дневник». Исследовательница рассматривает графику поэта конца 1820-х годов. Работы Л.А. Краваль интересны тем, что атрибутируются пушкинские изображения святых: святой благоверной княгини Анны Кашинской, святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского. В современном литературоведении авторитетными трудами о графике поэта являются статьи и книги С.В. Денисенко и С.А. Фомичёва. Интересна одна из последних книг этих ученых – «Пушкин рисует. Графика Пушкина». Зарубежная пушкиниана изучает только графическое наследие поэта, исключая из его творчества литературные портреты. Этот факт можно объяснить проблемами перевода: экспрессию языка графики не следует переводить.

Изучение графики поэта связано с именем художника Н.В. Зарецкого, жившего в Праге. В 1933 году он подготовил выставку «Рисунки русских писателей». Здесь был представлен и отдельный раздел, посвященный графике Пушкина. В Колумбийском университете хранится каталог этой выставки, включающий 248 рисунков. В 1937 году Н.В. Зарецкий составил набор открыток «12 рисунков Пушкина». В аннотации к набору художник представил характеристику графического наследия поэта. Интересны сведения об этих открытках, приведенные С.В. Денисенко в книге «Пушкин рисует. Графика Пушкина». Исследователь указал, что экземпляр набора был подарен Н.В. Зарецким А. М. Ремизову 18 апреля 1937 года. Сам А.М. Ремизов изучал рисунки литераторов, участвовал в организации выставки Н.В. Зарецкого. Интересна заметка писателя - «Рисунки писателей», включенная в сборник «Петербургский буерак. Шурум-бурум. Воспоминания». А.М. Ремизов объяснил психологию рисующего писателя: «Говоря о рисунках писателей, следует всегда помнить, что эти рисунки бывают двух типов: рисунки рукописей и те, в которых писатель выступает как художник. Рисунки рукописей неотделимы от письма: эти рисунки – продолжение строчек и являют очертания невыразимых мыслей». Интересен подход Добужинского к изучению графики поэта: художник делал копии рисунков, пытаясь проникнуть в психологию Пушкина-художника.

В 1996 году появился первый каталог рисунков «А. С. Пушкин: Рисунки», являющийся 18-м томом к репринтному переизданию академического Полного собрания сочинений поэта. Труд включает около 400 рисунков, но большей частью в него вошли уже известные широкому кругу рисунки. Размещены изображения четко: по разделам (портреты, автопортреты, пейзажи, зарисовки животных, оружия и т.п.) и с соблюдением хронологического принципа. А.М. Эфрос, Т.Г. Цявловская, М.Д. Беляев, Л.Ф. Керцелли, Л.А. Краваль, С.В.Денисенко, С.А. Фомичев – это далеко не все пушкинисты, изучающие графическое наследие поэта. Их работы посвящены атрибуции отдельных рисунков Пушкина, результатами которых следует пользоваться, помня об их предположительном характере. Графика Пушкина является неотъемлемой частью всего наследия поэта. Она органически вплетена в сферу поэтических исканий, духовных интересов, показывает всю широту, необъятность его таланта. Но было бы неправильно изучать и оценивать мастерство Пушкина-портретиста, исходя только из его графических зарисовок в черновиках. В лирике поэта просматривается портретное начало. Пушкиным создана целая галерея образов. Герои живут на страницах его произведений. Читатель видит их в развитии. Благодаря мастерству Пушкина изображать окружающее, каждый может ощутить дыхание и взгляд героя, окунуться в его внутренний мир.

Изучение литературного портрета является важным вопросом в современной пушкинистике, так как в центре каждого художественного произведения стоит образ – персонаж. Средство создания этого образа – портрет. Через индивидуальные черты героя писатель показывает особенности, характеризующие определенную среду. Портрет можно прочитывать разнообразными способами: в нем можно увидеть черты людей определенной эпохи, психологические отличия поведения, социальные трагедии, различные варианты воплощения самого понятия «человек». Анализ литературного портрета приводит к глубокому пониманию художественного произведения.

Интервью с преподавателем по литературе

(Котельниковой Ириной Александровной)

Конечно, рисунки на страницах рукописей, в качестве дополнения к своим произведениям, делали многие русские поэты и писатели. И этот факт по праву можно назвать малоизвестным. Но реальность подлежит изменению. Кто может помочь изменить реальность? И что нужно для того, чтобы подростки проявляли интерес к этой теме? На эти и еще многие вопросы ответила Котельникова Ирина Александровна, преподаватель литературы в 130 лицее.

Проводя исследование, я задалась вопросами: «Тема исследования актуальна лишь для саморазвития подростов?»

Для того, чтобы максимально качественно и объективно ответить на него, я обратилась к преподавателю по литературе Котельниковой Ирине Александровне (МБОУ «Лицей №130 «РАЭПШ»).

- Как известно, многие поэты, писатели, рисовали прямо на страницах своих рукописей. Как вы считаете, стоит ли сейчас проводить какие-либо исследования этих рисунков. Если да, то какие?

На страницах рукописей рисовали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, В. Маяковский. Особенно много их было у Достоевского, Пушкина, Гоголя. Да, безусловно стоит. Наиболее важнейшие исследования в этой области – это соотнесение рукописей и самих рисунков, поскольку писатели ничего просто так не делали (смеется). Они рисовали не потому, что хотели показать свое мастерство, миниатюры были нужны для того, чтобы показать свое виденье. В портрете: глубинные черты героя, его эмоциональное состояние, внешний вид, одежда (что могло быть не описано в романе/рассказе/стихотворении и тд). А в пейзаже, смотря к какому направлению принадлежит произведение, возможно отражение опять же состояния героя или просто авторский взгляд на окружающую действительность.

- Если рассматривать конкретно Пушкина, то, как вы думаете, что двигало им? Почему он «не скупился» на миниатюры?

Пушкин все-таки поистине великий русский поэт, и далеко не случайно им назван. Он писал о том, что видел, преображая это в удивительные образы, а чтобы сделать эти образы еще и зрительными, добавлял рисунки. Ведь существует даже своебразная наука – пушкинистика. Неравнодушные к творчеству поэта люди изучают его со всех сторон, затрагивая не только писательскую деятельность, но и художественную. Это для изучения именно творчества Пушкина важно, поскольку образы его героев зачастую трудно осознать и в этом помогают рисунки, которые дают уже готовый зрительный образ. С недавнего времени появилось новшество, которое с годами набирает популярность: выпускают сборники, которые включают в себя конкретно авторские миниатюры. С моей точки зрения, это правильно, поскольку свой образ, который человек видит в голове, когда читает, может сильно разнится с авторским.

- Тогда насколько важно в педагогическом плане внедрение чего-то нового в школьную программу? В частности, тех же Пушкинских миниатюр?

Сегодня, во времена «главенствования Интернета», дети предпочитают искать информацию с помощью интернет-источников, часто даже не обрабатывая и не изучая до конца. Это, конечно, мешает стандартной школьной программе. Изменения в школьную программу вносить просто необходимо. Да и рассказывать ученикам то, что они однозначно не знают, гораздо лучше. Пусть уж ищут рисунки на страницах рукописей Пушкина, интересуются чем-то новым и в то же время невероятно полезным, чем просто читают, не понимая сути. Но главное тут – это интерес самого ребенка, я только стараюсь направить в нужное русло и помочь по возможности, на мой взгляд, это наилучший подход.

- Рассматривая в общем такие области как литература, художественное искусство, филология, что можно сказать об актуальности для общественности такой темы как «Рисунки на страницах рукописей Пушкина»?

По моему мнению, сейчас эта «подтема» актуальна как никогда. Она позволяет открывать новые горизонты для широкого круга исследований в разных областях: будет интересно и художникам, и литературоведам, и филологам, и многим другим. Каждый рассмотрит со своей точки зрения, тем самым в совокупности складывается некая наука. Говорить, что сегодня «некуда расти» - глупо. Нужно просто рассматривать проблему глубже, находя что-то новое, исследуя детали.

Наши рекомендации