Исследование поведения потребителей
Принципы эргономики как "проектировочной" дисциплины можно охарактеризовать следующим образом:
а) Устойчивые навыки приобретаются в
результате того, что человек научается
выполнять все операции, кроме главных,
неосознанно, автоматически; поэтому
мнения проектировщиков и потребите
лей, касающиеся их выполнения, могут
быть ошибочными. Следовательно, очень
полезно проводить наблюдение над дей
ствиями потребителей.
б) Наблюдение за ошибками начинаю
щих операторов и измерение времени
обучения являются хорошим источником
весьма ценной информации и служат чув
ствительным критерием оценки соответ
ствия конструкции требованиям потре
бителя.
в) Контролируемые эксперименты посте
пенно начинают давать общезначимые
результаты, однако в настоящее время
все же требуется совет квалифицирован
ного специалиста для их интерпретации.
Только немногие результаты таких экс
периментов удалось превратить в про
стые модели, предсказывающие реакцию
человека.
г) Системные эксперименты часто необ
ходимы для решения главных проектных
вопросов относительно конкретной си
стемы человек - машина с достаточной
степенью достоверности.
Применение
Несмотря на опасность прийти к неправильным заключениям на основе неумелых попыток проведения бихевио-ральных исследований, проектировщикам и дизайнерам не следовало бы отождествлять эргономику со здравым смыслом, хотя это мнение широко распространено. Без тщательных измерений почти невозможно определить пределы способностей человека выполнять те или иные действия, а без наблюдения за его деятельностью, которая должна предшествовать проектированию, нельзя правильно учесть все аспекты, связанные с человеческими факторами. Самое печальное заключается в том, что приспособляемость человека к неблагоприятным условиям и его способность выносить их на-
Библиография
Бродбент и Литтл [91], Джонс и др. |90] Маррел и др. [89] , Зигель [88] ,
Яффе [87] •
Некоторые учебники по эргономике „ учету человеческих факторов: Чапа-т [91], Эдгольм [93] , Фогель [60] , Маррел [94], Уэбб [95].
9.7.Системные испытания
Цель
Определить действия, способные привести к желаемым изменениям сложной проектной ситуации.
План действий
I. Определить характеристики данной проектной ситуации, не соответствующие желаемому.
2- Определить источники резких изменений поведения в рамках данной ситуации.
3. Ввести существенные ограничения в источники вариабельности или снять их, зарегистрировав результаты их влияния на характеристики ситуации, не отвечающие желаемому. Зарегистрировать также к в™яние на другие характеристики Данной проектной ситуации.
• Выбрать наиболее перспективные и именее опасные из изученных огра-' нии и использовать их для планиро-ний " Д0СТИжения желаемых измене-
Эти характеристики выявляются либо путем привлечения квалифицированных специалистов, либо с помощьТметодо" представленных в разд. 9.2 - 9 6 В дан' ном случае нежелательными характеристиками считаются следующие: медлен-ное движение транспорта, скопление транспорта на перекрестках, раздражение пассажиров и неопределенная продолжительность поездки.
2. Определить источники резких изменений поведения в рамках данной ситуа-
ции
а) Планировка улиц с большим количест
вом разнообразных путей между неко
торыми, если не всеми, пунктами отправ
ления и назначения.
б) Индивидуальные особенности водите
лей (владельцев автомобилей), разнооб
разие их пунктов отправления и назна
чения и способность водителей резко и
неожиданно изменять свои планы (ча
стично или полностью).
в) Общая транспортная ситуация в горо
де с переменной плотностью движения
в разных местах и в различное время.
г) Интеллектуальные способности регу
лировщика движения (реакция которого
на систему транспорта в целом может
быть весьма различной, но в конкрет
ном случае ограничена небольшим уча
стком движения транспорта, за кото
рым он наблюдает на перекрестке).
Предполагается, что в рассматриваемом случае в системе управления городским транспортом не применяются ЭВМ, являющиеся еще одним источником введения резких изменений.
3 Ввести существенные ограничения в источники вариабельности или снять их, зарегистрировав результаты их влияния на характеристики ситуации, не отвечающие желаемому. Зарегистрировать также их влияние на другие характеристики данной проектной ситуации.
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)119,7сисТв
больших затрат для введения или снятия существенных ограничений. Очевидно, что ограничениями, которые могут значительно уменьшить скопления транспорта, являются такие, которые объединяют ряд указанных выше источников вариабельности так, что они регулируют друг друга. Все четыре источника вариабельности (планировка улиц, индивидуальные особенности водителей, транспортная ситуация и регулировщики) в настоящее время разрознены из-за недостатка коммуникационных связей с водителями и невозможности для регулировщиков увидеть с высоты птичьего полета то, что происходит внизу.
Ниже приводятся два метода создания экспериментальных связей между четырьмя источниками вариабельности ситуации.
а) Наблюдая за движением с вертолетов,
регулировщики по радио передают во
дителям названия улиц, в которых скап
ливается транспорт, чтобы водители не
пользовались ими в данный момент.
б) Регулировщики на главных перекрест
ках сообщают по радио примерную ско
рость и плотность движения. В Центре
управления эти данные заносятся на кар
ту, моделирующую уличное движение, с
целью нахождения самых быстрых путей
между крупными пунктами отправления
и назначения. Пути в виде предписаний
передаются регулировщикам на перекре
стках, а они отображают необходимые
изменения в движении на импровизиро
ванных динамических указателях (на
пример, используя намагниченные буквы
на стальных панелях).
Эти два примера не единственные, но они достаточно хорошо иллюстрируют сам принцип. В любом из этих случаев результаты скопления транспорта могут быть зарегистрированы соответствующим регулировщиком.
Результаты влияния на другие характеристики ситуации можно зарегистрировать, выявив разнообразные мнения в представительной выборке пассажиров и пешеходов данного города методами открытых референдумов и анкетного опроса, предназначенными для фиксации только существенных результатов. Сложнее определить побочные результаты длительного воздействия, которые могут
быть как неблагоприятными, так и бла! гоприятными. Можно было бы пригла! сить для участия в проведении экспери! ментов оплачиваемых специалистов из! различных областей деятельности (дело! вой, профессиональной, технической и| научной), с тем чтобы они наблюдалЗ в течение какого-то времени за незна-1 чительными признаками изменений, ко! торые в конечном счете могут привесЛ ти к серьезной опасности, либо к поло! жительным, отрицательным или другим! побочным результатам. Системные испы-1 тания должны проводиться в течение дли-1 тельного времени, достаточного для адап-1 тации человека и возникновения компен-1 саторного поведения. На это может щ>-| требоваться несколько месяцев.
4. Выбрать наиболее перспективные и на-] именее опасные из изученных ограниче-1 ний и использовать их для планирования] и достижения желаемых изменений.
Если одно из нескольких ограничений] вызвало значительное уменьшение тран-1 спортных заторов и не привело к недо-1 пустимым затратам и последствиям, оно! должно быть выбрано для подробного] рассмотрения и дальнейшей разработки.! Результирующая система управления] движением может и не иметь физическо-' го сходства с импровизированными информационными связями системных! испытаний, но она, безусловно, будет! включать тот же операционный прин-1 цип; например, во внедренной систе-1 ме управления для анализа транспортной ситуации и формулирования предписаний] можно вместо регулировщиков исполь-j зовать ЭВМ. Аналогично наблюдение за! уличным движением с вертолета может! быть заменено установленными у тротуа-1 ра измерителями уровня шума, которые! будут по телефонному кабелю подавать! сигналы, соответствующие скорости и| плотности движения. В течение опреде-] ленного периода времени, пока разрабатываются окончательные средства, могут! применяться некоторые паллиативные I меры, чтобы люди могли сразу восполь-1 зоваться хотя бы некоторыми преимуществами разрабатываемой системы-
Пример 2
Примеры системных испытаний приводятся и в разд. 7. 5 (пример 2), где дает-1
9 7 Системные
испытания
-я описание системных испытаний реакции потребителей на классные доски больших размеров. Принципы системных испытаний и затраты на них кратко рассмотрены в разд. 9.6.
Оригинальный метод системных испытаний телефонной сети описан Карли-ном [82] • В этом случае нежелательными характеристиками были задержки и ошибки в наборе номера телефона. Источниками вариабельности поведения бы-|И а) абонент и б) телефонистка. В качестве ограничений вводились жесткие правила поведения, которым должны были следовать телефонистки, чтобы у абонентов создавалось впечатление об использовании вместо дискового набора "машины, распознающей голос". (В то время практически невозможно было спроектировать такую машину, но экспериментаторы хотели проверить ее ценность для абонентов и выяснить, не вызовет ли введение подобной машины какие-либо побочные явления.) В результате испытаний (в которых абонентов удалось ввести в заблуждение) было найдено, что многие из предполагавшихся трудностей применения телефона без наборного диска в действительности не возникли; большинству абонентов понравилось это устройство, и они без труда смогли им пользоваться. Выявлен был поразительный побочный эффект: заики переставали заикаться, уверенные в том, что они называют номер телефона машине, а не операто
Замечания
Основным предположением в системных испытаниях является то, что внешняя
1Ь не может контролировать ситуа
цию, если она не основана на адекватном
знании причин чш в рамках кон-
тролируемой системы.
На рис. 9.11 показано, что знание
К не охватывает полностью ситуацию S,
Поэт°м авляющая К.
не сможет дать обобщенных результатов, которые могли бы адекватно контролировать функционирование S. Именно это
] произи 1 для ликвидации
транспортных заторов планируется рас
ширение дороги. Такое решение могло
°Ь1ть принято на основ 1тематиче-
кои модели, используемой для оп] •ения числа рядов движения, необходи-
мых для прохождения существующего транспорта без задержки. Эта модель представляет далеко не полную картину о причинах транспортных заторов в городе. Авторы модели могут, например, исходить из неправильной предпосылки! что заторы создаются только из-за отсутствия надлежащего пространства между машинами, так что обеспечение большего пространства решит проблему. Когда ширина дороги увеличится, заторы на этой дороге действительно могут исчезнуть, но они будут возникать на вливающихся в нее боковых дорогах, которые остались узкими. Если и эти дороги расширить, они привлекут к себе больший поток машин, и тогда заторы вновь возникнут на главной магистрали, ширина которой была увеличена ранее. Все это объясняется тем, что в модели учитывается только часть переменных, характеризующих первоначальную ситуацию. До тех пор пока не будут вскрыты все факторы, оказывающие существенное влияние на решение предпринять поездку, приходится в качестве модели использовать саму реальную ситуацию. Сложная ситуация, в которой известны последствия, но. не известны вызвавшие их причины, может быть решена только с помощью проектных методов, основанных на системной модели. Принципы системных испытаний подробно описаны Биром [35.96] .
Недостатки системных испытаний таковы:
а) Результаты их не всегда воспроизводи
мы, так как нет возможности выяс
нить, является ли исследуемая ситуация
точной копией предыдущей или отличает
ся от нее и от аналогичных ситуаций,
возникших в других местах. Меры, осно
ванные на системных исследованиях и
призванные ликвидировать заторы в
утренние часы, не применимы в вечерние
часы без дополнительных системных
испытаний. Это объясняется тем, что
пока нет способа заранее установить, что
одна схема движения городского транс
порта является или не является адекват
ной моделью другой.
б) Системные испытания могут касаться
только существенных последствий. Они
не чувствительны к незначительным эф
фектам, которые можно обнаружить
только в результате многократных повторных экспериментов (незначительные побочные последствия, описанные в примере 1, обнаружены путем дополнительных системных испытаний с помощью экспертных оценок). Не может быть оправданно вычисление средних значений или сходных статистических характеристик по результатам нескольких системных испытаний, так как нет средств обеспечить постоянство ситуации ("ситуация" сама является главной неизвестной величиной).
Применение
Системные испытания имеют преимущество перед использованием отдельных моделей, частных вычислений и особых
Рис. 9.11
для каждого случая языков задачи" в тех случаях, когда имеются сомнения относительно правильности установления причин и следствий в реальной ситуации и характера их взаимосвязей. Они полезны также в тех случаях, когда имеющиеся модели не могут учесть все важные взаимосвязи причин и следствий, которые по предположению характерны
ваются только существенные эффекты! Системные испытания предполагают таю! же способность получать от наблюдате! лей - как экспертов, так и неэкспертом — факты, относящиеся именно к новой! ситуации, и отличать их от тех, которые! справедливы только для других ситуа-1 ций, с которыми эксперты и не экспер-1 ты просто более знакомы.
Стоимость и время
Системные испытания требуют по крайней мере на порядок величины меньших затрат времени и средств, чем традиционный научный метод, при котором каждый раз изменяется только одна перемен-мод а остальные поддерживаются по-стоянными. Например, системные испытания, выполненные автором над параметрами автомобильных сидений, потребовали только одного человеко-года, вто время как лабораторные исследования вибраций, проведенные до системных испытаний, заняли около 10 человеко-лет, не дав при этом какой-либо информации, которая оказалась бы полезной для конструкторов и дизайнеров автомобильных сидений. Однако системные испытания требуют значительно больших затрат времени и средств, чем консультации и обсуждения в комиссиях, представляющие собой традиционную основу для принятия важных проектных решений на уровне систем.
Библиография
Бир [35, 96] , Джонс [62] , Карлин [82] .
9.8.Выбор шкал измерения
Цель
Соотнести измерения и вычисления с погрешностями наблюдений, со стоимостью сбора данных и с задачами проекта.
План действий
1- Сформулировать вопросы, на которые результаты измерения должны дать
ответ.
Пример
Разработчикам посудомоечных машин нужны сведения о форме и размерах столовой посуды, которая должна загружаться в машину.
1. Сформулировать вопросы, на которые
результаты измерения должны дать
ответ.
Прежде чем наметить методику измерений, необходимо уточнить приведенную выше формулировку цели исследования. Это можно сделать, разделив ее на следующие вопросы:
а) какие типы столовой посуды обычно
используются людьми, которые могут
себе позволить иметь посудомоечную
машину?
б) каков порядок приоритетов отдель
ных типов посуды при загрузке в ма
шину?
в) каковы габаритные размеры каждого
типа столовой посуды?