Уровня эмпатических способностей в.в. бойко

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способ­ности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться до­машними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю "родственную душу" в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, ра­боте, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное средство понимания ок­ружающих, чем знания или опыт.

10.Проявлять любопытство к внутреннему миру другой лич­ности - бестактно.

11.Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12.Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.

13.Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, кото­рые имеют ко мне непосредственное отношение.

14.Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15.Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно слу­читься с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16.В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17.Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнима­нии к ним.

18.Мне легко удается копировать интонацию, мимику лю­дей, подражая им.

19.Мой любопытный взгляд часто смущает новых парт­неров.

20.Чужой смех обычно заражает меня.

21.Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правиль­ный подход к человеку.

22.Плакать от счастья глупо.

23.Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24.Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25.Я невольно или из любопытства часто подслушиваю раз­говоры посторонних людей.

26.Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27.Мне проще подсознательно почувствовать сущность че­ловека, чем понять его, "разложив по полочкам".

28.Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29.Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседо­вать с настороженным, замкнутым человеком.

30.У меня творческая натура - поэтическая, художествен­ная, артистичная.

31.Я без особого любопытства выслушиваю исповеди но­вых знакомых.

32.Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33.Мое мышление больше отличается конкретностью, стро­гостью, последовательностью, чем интуицией.

34.Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35.Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36.Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей

Обработка данных

Подсчитывается число правильных ответов (соответствую­щих "ключу") по каждой шкале, а затем определяется суммар­ная оценка:

1. Рациональный канал эмпатии: + 1, +7, -13, +19, +25, -31;

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.

Интерпретация результатов

Анализируются показатели отдельных шкал и общая сум­марная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале мо­гут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эпатирующего на сущность любого другого человека - на его состояние, проблемы, пове­дение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлю­зы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В ра­циональном компоненте эмпатия не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эпатирующему непредвзя­то выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружа­ющими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзыв­чивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать воз­можно только в том случае, если произошла энергетическая под­стройка к эпатируемому. Соучастие и сопереживание выпол­няют роль связующего звена, проводника от эпатирующего к эпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетель­ствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне инту­иции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерax. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных сте­реотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии,

соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижа­ется, если человек старается избегать личных контактов, счита­ет неуместным проявлять любопытство к другой личности, убе­дил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического вос­приятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют ак­тивнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушев­ности. Каждый из нас своим поведением и отношением к парт­нерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эм­патии, а атмосфера напряженности, неестественности, подо­зрительности препятствует раскрытию и эмпатическому по­стижению.

Идентификация - еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к по­дражанию.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в ин­терпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммар­ный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По нашим предварительным данным, можно счи­тать:

30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии;

29-22 -средний;

21-15 - заниженный;

менее 14 баллов - очень низкий.

ТЕСТ № 2

"УРОВЕНЬ ВАШЕЙ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ"

В.Ф. РЯХОВСКОГО

Варианты ответов на вопросы "да", "нет", "иногда"

Вопросы Да Иногда Нет
1.Вам предстоит ординарная деловая встреча, вы­бивает ли Вас из колеи ее ожидание? 2.Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? 3.Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собра­нии или тому подобном мероприятии? 4. Вам предлагают выехать в командировку в город, к в котором Вы никогда не бывали; при­ложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? 5. Любите ли Вы делиться своими пережива­ниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратился к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить какой-либо вопрос)? 7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей», и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, то он забыл вернуть Вам 1000 рублей, которые занял несколько месяцев назад? 9. В ресторане или столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и бу­дете тяготиться, если первым заговорит он? 11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании? 12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситу­аций? 13.У вас есть собственные сугубо индиви­дуальные критерии оценки произведений лите­ратуры, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Так ли это? 14. Услышав где-либо в кулуарах явно ошибочное высказывание по хорошо известному Вам воп­росу, предпочтете ли Вы промолчать и не всту­пать в спор? 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в уст­ной?      

За ответ "да" - 2 очка; "иногда" - 1 очко; "нет" – 0 очков. Суммируйте количество баллов.

Интерпретация результатов

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, кон­тролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и потомуу Вас, наверное, мало друзей. Новая ра­бота и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту осо­бенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством: в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-нибудь сильнойувлеченности вы "вдруг" приобрета­ете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, может быть, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказывать­ся по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьез­ными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общитель­ность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое Дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с не­которой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезнен­ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.

МЕТОДИКА № 3 "КОС-1"

Методика «Кос-1» базируется на принципе отражения и оцен­ки личностью некоторых особенностей своего поведения в раз­личных ситуациях, знакомых по опыту. В методике изучения коммуникативных способностей вопросы, помогающие выяс­нить особенности поведения:

а) проявляет ли личность стремление к общению, много ли у него друзей или предпочитает одиночество;

б) быстро ли привыкает к новым людям, к новому коллективу;

в) насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; любит ли общественную работу, выступает ли на собраниях;

г) легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми;

д) легко ли даются выступления в аудитории слушателей.

Методика изучения организаторских способностей вклю­чает также 20 вопросов, помогающих оценить такие качества, как:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, инициативность, настойчивость, требова­тельность;

в) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общительность.

Испытуемому предъявляется бланк вопросов и дается инст­рукция.

"Уважаемые товарищи! Вам нужно ответить на все вопросы этого бланка. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если ваш ответ на вопрос поло­жителен, то поставьте против него знак "+", если же не соглас­ны - знак "-". Имейте в виду, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не сле­дует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте бы­стро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы счи­таете предположительным. Когда вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте особое внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами".

Бланк вопросов

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общае­тесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся кри­тической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, кото­рые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомы­ми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи дей­ствовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обяза­тельств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициа­тиву на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в не­ знакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается за­кончить начатое дело?

23.Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы позна­комиться с новым человеком?

24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с то­варищами?

25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди ма­лознакомых вам людей?

28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству сво­ей правоты?

29.Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда
внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30.Принимали ли вы участие в общественной работе?

31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33.Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнако­мую для вас компанию?

34.Охотно ли вы приступаете к организации различных ме­роприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверен­ным и спокойным, когда приходится говорить что-либо боль­шой группе людей?

36.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37.Верно ли, что у вас много друзей?

38.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при об­щении с малознакомыми людьми?

39.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих това­рищей?

40.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы?

Ответы на вопросы испытуемый дает в специальном бланке ответов, в котором фиксируются также его анкетные данные и результаты работы.

Бланк ответов

Ф.И.О. _____________ Дата __________________

Кк = ____________ Ко = _________________

Для количественной обработки данных консультант исполь­зует дешифраторы, в которых поставлена максимальная сумма "идеальных ответов", отражающих ярко выраженные комму­никативные и организаторские способности.

Дешифратор коммуникативных способностей Дешифратор организаторских способностей
+ - +  
               
- + - +
               
+ - + -
               
- +    
               
+ - + -
+ - + -
               
  + - +
               
+ - + -
               
  + - +
               
+ - + -

Далее подсчитывается количество совпадающих с де­шифратором ответов по каждому разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных или организаторских спо­собностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимальному возможному чис­лу совпадений (20); К= х/20, где К-величина оценочного коэф­фициента; х - количество совпадающих с дешифратором отве­тов.

Оценка результатов

Показатели, полученные по этой методике, могут варьиро­вать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о вы­соком уровне проявления коммуникативных или организатор­ских способностей, близкие же к 0 - о низком уровне. Оценоч­ный коэффициент (К) - это первичная количественная характе­ристика материалов испытания. Для качественной стандарти­зации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показа­телей К соответствует определенная оценка.

Приведем пример подсчета коэффициента. Например, у ис­пытуемого В. Иванова количество совпадений ответов оказа­лось 19 по шкале коммуникативных способностей и 16 по шка­ле организаторских способностей, Пользуясь формулой, вычис­ляем: Кк=19/20; Кк=0,95 и Ко=16/20; Ко=0,8.

Записываем полученные результаты в бланк ответов и сравниваем их со шкалами оценок коммуникативных и ор­ганизаторских способностей.

Интерпретация результатов

Испытуемые, получившие оценку "I" (1), характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуни­кативной и организаторской деятельности.

У испытуемых, получивших оценку "2" (2), развитие комму­никативных и организаторских способностей находится на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людь­ми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело пе­реживают обиды. Проявление инициативы в общественной де­ятельности крайне занижено, во многих делах они предпочита­ют избегать принятия самостоятельных решений.

Дляиспытуемых, получивших оценку "3" (3), характерен средний уровень проявления коммуникативных и организатор­ских способностей. Обладая в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют работу. Однако "потенциал" этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способно­стей.

Испытуемые, получившие оценку "4" (4), отнесены к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организа­торских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг знакомых, занимаются общественной деятельностью, помога­ют близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удо­вольствием участвуют в организации общественных мероприя­тий, способны принять самостоятельное решение в трудной си­туации.

И, наконец, испытуемые, получившие оценку "5" (5),-с наи­более высоким уровнем проявления коммуникативных и орга­низаторских способностей. Для них характерны быстрые ори­ентации в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добива­ются, чтобы оно было принято товарищами. Она легко чувству­ют себя в незнакомой компании, любят и умеют организовы­вать различные игры, коллективные дела, сами умеют находить такую работу.

Шкала оценок коммуникативных способностей

К Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей
0,10-0,45 Низкий
0,46-0,55 Ниже среднего
0,56-0,65 Средний
0,66-0,75 Высокий
0,76-1,00 Очень высокий

Шкала оценок организаторских способностей

К Оценка Уровень проявления организаторских способностей
0,20-0,55 0,56-0,65 0,66-0,70 0,71-0,80 0,81-1,00 Низкий Ниже среднего Средний Высокий Очень высокий

МЕТОДИКА № 4

Наши рекомендации