Пример 6
Это всем известный «Чижик-пыжик». А теперь сыграем следующие мелодии.
Мелодия та же, но как она изменилась!
Когда мы играли выше или ниже, мы изменяли положение звуков, или РЕГИСТР. Расстояние от самого низкого звука инструмента или голоса до самого высокого называется ДИАПАЗОНОМ. Это слово произошло от греческого dia pason и означает «через все», то есть в музыке — через все звуки. Разные отрезки диапазона называют регистрами. Вот их-то мы и меняли. Кроме того, мы играли нашу мелодию то замедляя, то ускоряя. Значит, мы изменяли и ТЕМП-это скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп — в медленном.
Вспомним основные музыкальные темпы. Принято обозначать их на итальянском языке.
Largo (ларго) — очень медленно и широко
Adagio (адажио) — медленно, спокойно
Andante (анданте) — в темпе спокойного шага
Allegro (аллегро) — быстро
Presto (престо) — очень быстро
Часто встречаются разновидности этих основных темпов:
Moderato (модерато) — умеренно, сдержанно
Allegretto (аллегретто) — довольно оживленно
Vivace (виваче) — живо
Иногда к этим определениям темпа прибавляют такие слова, как molto или assai — очень, росо — немного, non troppo — не слишком.
Конечно, темп — важное средство выразительности в музыке, от которого многое зависит. Не менее важна ДИНАМИКА исполнения, то есть сила звучания. Во время исполнения музыканты играют то громко, то тихо. Это происходит не потому, что так хочется музыканту.
Так задумал композитор и указал, при помощи каких динамических оттенков можно раскрыть его замысел.
Основных динамических оттенков два: форте — громко и пиано — тихо. В нотах их записывают итальянскими буквами: F и Р. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко — FF (фортиссимо) или очень тихо — РР (пианиссимо). Часто на протяжении произведения сила звучания изменяется не раз. Давайте вспомним пьесу П.И. Чайковского «Баба-Яга». Музыка начинается чуть слышно, потом ее звучность все усиливается, доходя до очень громкой, и постепенно снова стихает. Как будто издалека показалась ступа с Бабой-Ягой, пронеслась мимо нас и исчезла вдали. Вот как динамические оттенки могут помочь композитору создать яркий музыкальный образ.
Есть еще одно средство музыкальной выразительности, о котором мы пока еще не говорили: это ТЕМБР. Тембр — свойство, которым обладает каждый звук, даже не музыкальный. Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр — это отличительный знак звука, особое его качество, звуковая окраска. У каждого человека свой, глубоко индивидуальный тембр голоса. Благодаря этому мы можем узнать голос своих родных, друзей, певцов, даже не видя их.
Определенный тембр имеет и каждый музыкальный инструмент.
Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура — одно из них.
Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.
Фактура — это способ обработки музыкального материала.
В черновых рукописях Иоганна Себастьяна Баха есть такой набросок: