Требования к уровню освоения программы дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

Формой оценки результатов изучения студентами дисциплины «Психология труда» является зачет. К зачету студенты должны

знать: основные психологические признаки труда и профессии, историю возникновения и развития психологических представлений о труде, основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала, общее представление о системе "человек - машина", основные этапы деятельности человека-оператора.

уметь: анализировать трудовую деятельность, составлять различные профессиограммы, иметь начальные навыки ориентировки и выбора методов психологического изучения труда, иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно в ценностно-смысловом ее аспекте).

иметь представление: об основных проблемах развития психологии труда, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии.

ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

1. Предмет, объект, цели, задачи психологии труда.

2. Проблема предмета психологии труда.

3. Методы психологии труда.

4. Экспериментальные методы психологии труда.

5. Неэкспериментальные методы психологии труда.

6. История развития психологии труда в России.

7. История развития психологии труда за рубежом.

8. Основные этапы развития субъекта труда.

9. Уровни профессионализма.

10. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

11. Развитие профессионального самосознания.

12. Кризисы профессионального становления.

13. Профессиональные деструкции.

14. Психологические детерминанты и уровни профессиональных деструкций.

15. Уровни организации труда (индивидуальный, групповой, организационной, социальный).

16. Основные признаки значимости труда

17. Внешние и внутренние мотивационные факторы.

18. Факторы удовлетворенности трудом.

19. Проблема повышения трудовой мотивации.

20. Определение и роль функциональных состояний.

21. Классификация функциональных состояний.

22. Структура и методические подходы к диагностике функциональных состояний.

23. Виды функциональных состояний.

24. Методы исследования на рабочем месте.

25. Стресс и дистресс в труде.

26. Основные виды профессионального стресса (Н.В. Самоукина).

27. Причины «профессионального стресса».

28. Варианты проявления стресса в труде.

29. Понятие профессиограммы и психограммы.

30. Типы профессиграмм.

31. Содержание и структура профессиграмм.

32. Общая схема профессионального отбора.

33. Типичные ошибки при оценке кандидатов – претендентов.

34. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм. Методы и схемы профессиографирования.

35. Уровни анализа трудовой деятельности.

36. Особенности профессиональной деятельности психолога, требования, предъявляемые к профессии.

37. Кадровая политика, ее основные этапы.

38. Проблема управления персоналом организации.

39. Технологии и методы управления пер­соналом в организации.

40. Основные теоретические подходы к проблеме формирования трудовой команды.

41. Особенности трудовой деятельности учителя. Факторы, влияющие на продуктивность трудовой деятельности учителя.

42. Профессиональный стресс учителей. Понятие «профессиональных заболеваний» учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2003. 244 с.

2. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 2005. 344 с.

3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 2005. 480 с.

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 2004. 304 с.

5. Кабаченко Т.С. Психология управления: В 2 ч. М.: Российское педагогическое общество. 2005. 323 с.

6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 2008. 199 с.

7. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 2002. 221 с.

8. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). М.: МГУ, 2005. 334 с.

9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д: "Феникс", 2004. 512 с.

10. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 400 с.

11. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.

12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

13. Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии: Личность и организация. М.: Тривола, 2006. 112 с.

14. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.

15. Основы конфликтологии. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 2007. 200 с.

16. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 256 с.

17. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2005. 352 с.

18. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 2006. 108 с.

19. Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2000. 224 с.

20. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 2001. 184 с.

21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 2005. 352 с.

22. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 2004. 196 с.

23. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. 423 с.

24. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 2001. 287 с.

25. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 2002. 183 с.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

1. Предмет психологии труда - …

а) трудовой процесс,

б) субъект труда,

в) предприятие,

г) производство чего-либо.

2. Общий метод психологи труда - …

а) исследование и развитие субъекта труда,

б) анкетирование,

в) тестирование,

г) эксперимент.

3. Высший уровень помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

а) адаптационно-производственный,

б) социально-адаптационный

в) профориентационный

г) ценностно-смысловой.

4. Иерархические взаимоотношения работников в условиях организации изучает

а) психология управления,

б) профориентация,

в) инженерная психология

г) профессиональное образование.

5. Эргономика- это…

а) уровень помощи человеку в труде,

б) предмет психологии труда на современном этапе,

в) общее направление, посвященное изучению трудовой деятельности,

г) метод психологии труда.

6. Впервые на научную основу проблему управления людьми в условиях производства поставил

а) М. Вебер,

б) Ф. Тейлор,

в) А. Файоль,

г) Э. Мейо.

7. Представителем концепции «человеческих отношений» является

а) М. Вебер,

б) Ф. Тейлор,

в) А. Файоль,

г) Э. Мейо.

8. Принятие стратегического решения относительно работы фирмы коллегиально предполагается в:

а) концепции «коллективистских отношений»,

б) психотехнике,

в) социологической концепции бюрократии,

г) эргономике.

9. Психофизиологическое обоснование эффективности чередования работ впервые дал:

а) А. А. Ухтомский

б) В. М. Бехтерев,

в) И. М. Сеченов,

г) В. В. Давыдов.

10. Рекомендации; советы; указания со сто­роны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объек­тивные обстоятельства (состояние здоровья, способности) представляют собой:

а) факторы давления,

б) факторы притяжения-отталкивания,

в) факторы инерции,

г) собственные мотивационные факторы профессии

11. Основные проявления неудовлетво­ренности работой выделил:

а) М. Аргайл,

б) К. Замфир,

в) Ф. Тейлор,

г) А. Файоль.

12. На первом месте в системе факторов удов­летворенности трудом М. Аргайла стоит:

а) отношения с сотрудниками,

б) возможности продвижения по службе,

в) отношения с руководством

г) заработная плата.

13. Стереотипы наличных социальных ролей (се­мейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлеченийпредставляют собой:

а) факторы давления,

б) факторы притяжения-отталкивания,

в) факторы инерции,

г) собственные мотивационные факторы профессии.

14. Основные подходы к повышению мо­тивации труда предложил:

а) Аргайл,

б) К. Замфир,

в) Ф. Тейлор,

г) Г. К. Уайт.

15. Индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении

а) профориентация,

б) личностное самоопределение,

в) карьера,

г) профконсультация

16. Определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни - ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель носит название…

а) профориентация,

б) личностное самоопределение,

в) карьера,

г) профконсультация.

17. Решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, принимаемое как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения называется…

а) профориентация,

б) личностное самоопределение,

в) профессиональный выбор,

г) профконсультация.

18. Описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятель­ности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач носит название…

а) профессия,

б) профессиограмма,

в) ПВК,

г) психограмма.

19. Выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности…

а) профессия,

б) профессиограмма,

в) ПВК,

г) психограмма.

20. Для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала используются …

а) информационные профессиограммы,
б) ориентировочно-диагностические профессиограммы,

в) конструктивные профессиограммы,
г) методические профессиограммы.

21. В профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, используются…

а) информационные профессиограммы,
б) ориентировочно-диагностические профессиограммы,

в) конструктивные профессиограммы,
г) методические профессиограммы.

22. Планирование, построение самого исследования трудовой деятельности осуществляется с помощью…

а) организационных методов,

б) методов сбора эмпирических данных,

в) методов обработки эмпирических данных,

г) интерпретационных методов.

23. Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения от нескольких месяцев до 2-3 лет носит название…

а) стадия интернала,

б) стадия «оптации»,

в) стадия адепта,

г) стадия авторитета.

24. Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути называется…

а) стадия интернала,

б) стадия «оптации»,

в) стадия адепта,

г) стадия авторитета.

25. Совокупность различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обуславливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведения …

а) утомление,

б) монотония,

в) функциональное состояние,

г) конфликт.

26. Функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, называется

а) утомление,

б) монотония,

в) функциональное состояние,

г) конфликт.

27. Специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей …

а) утомление,

б) монотония,

в) стресс,

г) конфликт.

28. Воздействие на биологически актив­ные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалы­вания, лазерными технологиями представляет собой…

а) рефлексологический метод,

б) воздействие через музыку,

в) психофармакологические средства,

г) релаксационные упражнения.

29. Не является компонентом организационной культуры…

а) мировоззрение (отношение к другим сотрудникам, клиентам и конкурентам),

б) культурные ценности,

в) характеристики поведения,

г) настроение сотрудников.

30. Специалист, призванный эффективно использовать кадровый потенциал в целях успешной реализации стратегии организации"

а) руководитель,

б) менеджер,

в) менеджер по персоналу,

г) предприниматель.

31. Человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукцией или нового вида услуг…

а) руководитель,

б) менеджер,

в) менеджер по персоналу,

г) предприниматель.

32. Неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование…

а) стресс,

б) дистресс,

в) конфликт,

г) утомление.

33. Стресс, возникающий при реальной или предпола­гаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отно­шения с коллегами и др.) называется …

а) информационный стресс,

б) эмоциональный стресс,

в) коммуникативный стресс,

г) дистресс.

34. Не относится к основным вариантам формирования навыков контроля за стрессовыми состояниями работников:

а) снятие стресса с помощью алкоголя,

б) релаксация как навык активного регулирования,

в) тренировка социальных навыков (в том числе навыков уве­ренности в себе),

г) тренировка навыков решения проблем.

35. Научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов инфор­ма­ционного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем человек – машина (СЧМ).

а) эргономика,

б) компьютеризация,

в) психология труда,

г) инженерная психология.

36. Субъектом труда в инженерной психологии является…

а) оператор, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы,

б) субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения,

в) субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда,

г) субъект труда.

37. Не относится к ошибкам в труде оператора…

а) ошибки восприятия (не успел обнаружить, не сумел различить и др.),

б) ошибки памяти (забыл, не успел запомнить, не сумел сохранить, воспроизвести),

в) ошибки мышления (не понял, не сумел, не предусмотрел, не разобрался, не сопоставил),

г) ошибки, совершенные из-за переживания страха и чувства вины.

38. Постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности называются…

а) профессиональные деструкции,

б) профессиональный стресс,

в) утомление,

г) конфликт.

39. Не является одной из трех сторон труда учителя (по А. К. Марковой):

а) собственно педагогическая деятельность,

б) педагогические деструкции,

в) педагогическое общение,

г) личность учителя.

40. Совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечаю­щих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью называется

а) ПВК,

б) профессиограмма,

в) педагогические способности,

г) профессионализм.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.......................................................................................................................... 3

Общие методические указания по изучению дисциплины «Психология труда»........................... 4

Учебно-тематический план.................................................................................................................... 5

Содержание учебного материала.......................................................................................................... 6

Семинарско-практические занятия по курсу «Психология труда»................................................. 11

Тема 1. Предмет, цели и задачи психологии труда.......................................................................... 11

Тема 2. Методы психологии труда. История развития психологии труда.................................... 16

Тема 3. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности............................................ 21

Тема 4. Основы профессионального самоопределения................................................................... 29

Тема 5.Метод профессиографирования, составление профессиограмм и психограмм.............. 33

Тема 6. Динамика работоспособности. Функциональное состояние человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции............................................................................................................... 39

Тема 7. Психологические особенности труда в условиях организации...................................... 45

Тема 8. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности ............................................... 49

Тема 9. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда........................... 55

Тема 10. Особенности профессиональной деятельности педагога, психолога............................. 58

Примерная шкала оценки по дисциплине «Психология труда»..................................................... 63

Направления УНИРС по дисциплине «Психология труда». Тематика рефератов...................... 64

Требования к уровню освоения программы дисциплины «Психология труда»........................... 66

Вопросы по дисциплине «Психология труда».................................................................................. 67

Литература............................................................................................................................................. 68

Итоговый тест по дисциплине «Психология труда» ....................................................................... 70

требования к уровню освоения программы дисциплины - student2.ru

Наши рекомендации