Социальное развитие семьи в России

В современной семье наблюдается активный процесс демократизации внутрисемейных отношений. Эти отношения чаще всего строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на инициативу, свободу. Но так было не всегда.

В дореволюционной России сфера личностных семейных взаимоотношений в силу своей специфики в некоторой степени была подвержена контролю со стороны церкви и государства. Взаимные права и обязанности супругов в законодательстве были сведены к нескольким нормам, которые не исчерпывали всего многообразия этой области семейного быта.

В своде законов Российской империи прямо говорилось: «Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви и почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность, как хозяйка дома». [4,98]

Господствующие образцы семейной жизни в дореволюционной России давала патриархальная крестьянская семья. Положение супругов было подобно иерархии, а главным лицом в этой иерархии был отец – глава семьи. Его положение было настолько значительным, что в сравнении сам император уподоблялся отцу Отечества. Он отвечал за представительство семьи в обществе и общества в семье. В случае его смерти главой семьи становилась его вдова. Если же отец в силу своего физического состояния не способен был справляться с обязанностями главы семьи, то реально вел все дела другой человек, а отец, лишь символизировал единство семьи в глазах общества.

Однако при этом его распоряжения должны были выполняться беспрекословно, к непослушным применялись наказания, в том числе и физические. Об этом говорят и пословицы того времени: «Ненаказанный сын – бесчестье отца», «чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее», «Бей бабу молотом – будет баба золотом»[4, 99]

Вплоть до конца ХIХ века в небольших провинциальных городах действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. В этот век семья была в первую очередь производственной единицей – чем больше детей в крестьянской семье, тем для нее лучше. Потому что это рабочие руки. [5, 6] Играющую роль в выборе брачного партнера играли родители, опять же ориентируясь на то, насколько этот брак выгоден с экономической точки зрения. Браки без предварительного согласия родителей встречались редко, и если они были, то общественное мнение относилось к ним враждебно, считая их противозаконными и безнравственными.[4, 102]

К началу XX века среди дворянства и крестьянства внутрисемейные отношения так же во многом сохраняли традиционные черты. Даже для образованных людей соблюдение частного пространства личности в то время не были распространенной повседневной практикой.

Семья в Советской России представляла собой институт, с одной стороны унаследовавший прежний авторитарно-патриархальный стиль, а с другой стремительно модернизировавшийся под воздействием трансформационных импульсов нового государства. Влияние целенаправленной государственной политики на семейные структуры и формы внутрисемейных отношений отмечено многими исследователями. В то же время, как отмечает С. Дармодехин, «… всегда была ограниченной, не носила системного характера, отождествляясь с социальной политикой. Институциональные интересы семьи в государственной деятельности специально не выделялись и не учитывались». Однако отсутствие системной целостной и целенаправленной семейной политики не отрицает существования намеренных и ненамеренных воздействий на семью.[6, 168]

В первой половине XX века вышел Декрет «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 года и установил единую процедуру гражданской, светской регистрации брака, отменив церковную как единственно легальную. [6, 169]

Кроме того, было узаконено равенство полов, что давало большую свободу женщинам в семейной жизни.

Подводя итог, можно сказать, что в XX веке в стране сложился особый подход к семье. Его характерные черты:

· семья понималась как важнейший институт советского общества, поэтому находилась под контролем государства и партии;

· государство несло на себе ответственность за воспитание, образование, охрану здоровья детей;

· Женщины несли ответственность за семью и семейный быт.

В настоящее время с помощью семьи решаются бытовые проблемы основной массы населения Земли, с ней связано множество других социальных институтов, с учетом семьи построена значительная часть законодательства. В последние десятилетия стала проявляться такая тенденция: статистика говорит о том, что жениться люди стали неохотнее и позже, скептическое отношение к браку растет, а половину своей сознательной жизни мужчины и женщины проводят в одиночестве. Так, например, из российских девушек в возрасте от 16 до 30 лет в браке состоят лишь 28%, а количество супружеских пар в России, по сравнению с 1989 годом, сократилось на 2 миллиона. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что каждая десятая из пар на тот момент официально свои отношения решила не оформлять. [7]

Очень сложно идет демократизация отношений между поколениями. Многие родители до сих пор придерживаются авторитарных методов воспитания, используя приказания, категорические требования, физические наказания – это является отголоском патриархальной семьи. В то же время отмечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей. Эта тенденция отличается в социальном слое, обладающим достаточными материальными благами. Муж – добытчик, жена – хранительница семейного очага. Богатые мужчины могут содержать свою семью, женщины могут не работать.

Но чаще всего, мужчина более, чем раньше занят добыванием средств существования, а женщина менее привязана к дому, нежели раньше, поэтому традиционализация часто имеет вынужденный характер, не устраивающий в целом ни мужчину, ни женщину.

В наше время среди российских семей преобладают одно- или двухдетные семьи. Увеличивается количество межнациональных и социосмешанных связей за счет ослабления социальных и этических барьеров, а молодые семьи стремятся жить отдельно от своих родителей.

Итак, современная семья значительно отличается от той, которая существовала до ХХ в. Сейчас акцент делается на удовлетворенности супругов совместной жизнью, а не на их обязанностях. Нынешний брак подчеркивает индивидуализм, партнерство и равенство мужичины и женщины. Последствиями такого отношения к браку и семье могут стать крайний индивидуализм, прагматизм и отчуждение супругов.

Наши рекомендации