Социальная психология в советской России (20-е годы – первая половина 30 –х годов 20 века)
После Октябрьской революции 1917г., после гражданской войны, в восстановительный период возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, идеологическая борьба, необходимость решения ряда неотложных задач (восстановление народного хозяйства, борьба с беспризорностью, ликвидация безграмотности, восстановление учреждений культуры) были принципами соц.психологических исследований и дискуссий. Этот период был плодотворным. Поиск своего пути в развитии мировой соц. психологии шел двумя путями:
- в дискуссиях с основными школами заруб. соц. психологии;
- путем освоения марксистских идей и применения их к пониманию сути соц.психологических явлений.
Здесь наблюдались 2 тенденции (в создании направления марксистской психологии):
- критика зарубежной и отечественной психологии, воспринявший ряд их основных идей.(Артемов);
- тенденция соединения марксизма с рядом течений зарубежной психологии.
Построение марксистской соц.психологии опиралось на солидную материалистическую традицию в русской философии. Труды Бухарина и Плеханова. Работы Плеханова вошли в арсенал психологической науки. Они были востребованы соц.психологами для марксистского понимания соц. психологических явлений. Освоение марксизма осуществлялось совместно в социальной и общей психологией, как ряд кардинально методологических проблем:
- соотношение соц. и индивидуальной психологии;
- соотношение соц. психологии и социологии;
- природа коллектива как основного объекта соц. психологии.
Рассматривая 1-ую проблему, существовали 2 точки зрения:
Сторонники: если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакой соц. психологии, якобы, не должно быть.
Противники: должна существовать только социальная психология. Артемов утверждал: «Существует единая социальная психология, распадающаяся на соц. психологию индивида и на соц. психологию коллектива (1927г.).
Преобладало мнение, что между социальной и индивидуальной психологией, должно существовать равноправное взаимодействие. Особое место в дискуссиях о перестройке психологии занимал Челпанов(1924г.) – он утверждал необходимость самостоятельного существования соц.психологии наряду с психологией индивидуальной, экспериментальной. Соц. психология изучает общественно детерминированные психологические явления, связана с идеологией. Связь с марксизмом органична, естественна. Он предлагал освободить содержание самого марксизма от вульгарно-материалистического толкования. Предлагал включить исследования по соц. психологии в план научно-исследовательской деятельности и впервые поставил вопрос об организации Института соц. психологии.
По отношению к марксизму, точка зрения Челпанова такова: специально марксистская соц.психология – психология социальная, изучающая генезис идеологических форм по специальному марксистскому методу, заключающаяся в изучении происхождения указанных форм в зависимости от изменения социального хозяйства. Полемизируя, в отношении рефлексологии, он утверждал, что задачей реформы психологии должна быть организация работ по изучению соц. психологии. По вопросу реформы науки выступали Корнилов (1924) и Блонский (1920 г).
Одним из направлений с соц.психологии было исследование проблемы коллективов и его природы. Было 3 точки зрения:
- Коллектив – механический агрегат, сумма составляющих его индивидов.
- Поведение индивида фатально предопределено общими задачами и структурой коллектива
- (Среднее) индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем,
коллективу, как целому, присущ самостоятельный творческий характер поведения.
В 1930г. состоялся 1-й Всесоюзный съезд по изучению поведения человека. Проблемы личности и проблемы соц.психологиии и коллективного поведения были выделены в одно из трех направлений обсуждения. В этот период был заложен фундамент последующих исследований психологии групп и коллективов в отечественной науке.
Главным социально-психологическим феноменом стал коллективизм, по-разному проявляющийся в разных условиях, в разных объединениях.
Начало 30-х годов – пик развития соц. психологических исследований в прикладных отраслях, особенно в педологии и психотехнике.
Педология – психолого-педагогическое течение, возникшее в конце Х1Хв., основателем был С.Холл (амер.). В противовес традиционной педагогике, педология стремилась к комплексному изучению ребенка, выявлению зависимости его психологического развития от условий среды. Педологи стремились с новых научных позиций преобразовать традиционную эмпирическую педагогику. Приверженцами были Бехтерев, Выгодский, Блонский, Басов, Залкинд.
Психотехника – отрасль прикладной психологии, связанная с профессиональным отбором, профессиональной ориентацией и повышением эффективности отдельных видов деятельности.