Блок 3 коррекционная работа с подростками и ихродителями, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений
Занятие 9. Знакомство
Цели занятия: создать благоприятные условия для взаимодействия подростков и их родителей; способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя; тренировать навыки конструктивного взаимодействия в отношениях ребенок-родитель; предоставить детям и родителям возможность выражать свои чувства и эмоции; побудить участников группы к совершенствованию системы взаимоотношений внутри семьи.
Содержание занятия:
Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены.
1.Обсуждение принципов групповой работы
Доверительный стиль общения
Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники доверяли друг другу, в качестве первого шага к созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, независимо от возраста.
Общение по принципу «здесь и сейчас»
Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это работа механизма психологической защиты.
Но наша основная задача – превратить группу в особое зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас.
Персонификация высказываний
Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа «Большинство людей считает, что…» на «Я думаю …»; «Некоторые из нас думают …» на «Я думаю…» и т.п.
Искренность
Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить откровенно, то мы молчим. Это правила предполагает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность.
Конфиденциальность относительно всего происходящего в группе
Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.
Акцент на сильных сторонах личности
Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее доброе слово.
Недопустимость непосредственных оценок человека
При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение.
Активное участие в происходящем
Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
Уважение к говорящему
Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем и даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека, пока он не закончит говорить. Лишь после этого мы задаем вопросы, благодарим его или спорим с ним.
2.Знакомство
Цель: создать комфортную психологическую атмосферу внутри группы; предоставить детям и родителям возможность позитивной поддержки друг друга; получить положительную обратную связь.
Процедура поведения: Участники по кругу представляются по следующему алгоритму: представляются по имени; каждый ребенок и родитель называют по 3 положительных качества, которые, на их взгляд, присущи их родителям и соответственно детям.При обсуждении важно отметить чувства, возникающие при представлении и возможные трудности при выполнении задания.
3.Основная часть
Упражнение «Народная мудрость»
Цель: способствовать осознанию: значимости семьи в жизни человека; психологической и социальной роли детей и родителей;важности и необходимости психологической поддержки внутри семьи.
Процедура проведения: Группа делится на две части: дети и родители.
Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье.
Каждой группе психолог предлагает для рассмотрения следующие пословицы:
Группе детей: 1. «Без корня и трава не растет».
2. «При солнышке тепло, при матери добро».
3. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»
Группе родителей: 1.«Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет».
2.«Потихоньку и ольху согнешь, а в крутце и вяз
сломишь».
3.«Не мы на детей походим, они на нас».
В заключение группы приводят свои интерпретации пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально сегодня.
Упражнение «Идеальная семья»
Цели: создать условия для эффективного обмена мнениями между родителями и детьми об идеальной семье; актуализировать проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми; способствовать осознанию адекватности системы требований и ожиданий относительно членов своей семьи; стимулировать участников группы к совершенствованию семейных взаимоотношений; адаптировать идеальные представления к реальным условиям и людям.
Процедура проведения:Участники группы в процессе индивидуальной работы отвечают на следующие вопросы:
- как вы представляете себе «идеальную» семью?
- представление о «правильном» воспитании детей;
- характеристика «хороших детей» и «хороших родителей»;
- ожидание родителей и детей в отношении друг друга;
- можно ли назвать мою семью идеальной?
- чего не достает, чтобы моя семья считалась таковой?
- для чего в жизни нам необходимы идеалы?
Затем родитель и ребенок обсуждают свои позиции, собственное видение «идеальной» семьи, анализирует точки соприкосновения и разногласия во взглядах.
Далее выводы, сделанные во время работы в паре, выносятся на обсуждение группы.
4.Рефлексия
Цель: обозначить эмоциональное состояние участников; оценить эффективность занятия.
Процедура проведения: Участникам предлагается поделиться с окружающими своими чувствами, впечатлениями, расставить акценты на позитивных и негативных моментах во время занятия, проговорить свои пожелания на следующий день.Далее предлагается оценить эффективность занятия по пятибалльной шкале (индивидуально, анонимно).
Занятие 10. Язык принятия
Цели: предоставить возможность прояснения отношений между родителем и ребенком посредством вербализации своих чувств и мыслей; создать условия для получения обратной связи; побудить к анализу и осознанию своего отношения к близкому человеку; способствовать обучению способам конструктивного взаимодействия родителей и детей.
Содержание занятия:1.Приветствие
Процедура проведения: Каждый участник сообщает группе о своем эмоциональном состоянии и настрое на предстоящее занятие.
2.Разминка
Упражнение: «Все, некоторые, я…»
Цель: способствовать снятию напряжения; развивать навыки свободного общения; почувствовать принадлежность к группе.
Процедура проведения: Участники сидят на стульях по кругу, водящий стоит в центре и произносит: «Меняются местами те, кто …» (продолжение фразы может быть любым: акцент на внешних качествах, интересах, вкусах, привычках, ценностях и т.д.).
Во время смены мест водящий должен успеть занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не хватило места и т.д.
Можно обратить внимание, на какие объединяющие признаки делают, в основном, акцент участники группы.
3.Основная часть
Упражнение «Ассоциации»
Цели: стимулировать осознание особенностей личности каждого участника; предоставить участникам возможность увидеть себя глазами других людей; соотнести самооценку и оценку членов группы; способствовать формированию умения слушать и давать обратную связь; способствовать коррекции восприятия себя и других.
Процедура проведения: Участникам группы предлагается в течение 1 – 2 минут внимательно посмотреть друг на друга. Далее любой человек заявляет о желании услышать ассоциации, возникающие у членов группы при восприятии его личности. И все по кругу высказывают свои ассоциации, связанные с этим человеком. Ассоциации могут быть любые: образы из мира растений и животных, предметы быта, явлений природы и т.п.При обсуждении участники делятся своими впечатлениями и чувствами.
Задание « Оцениваем друг друга»
Цель: способствовать вербализации своих чувств, мнений; создать возможность для конструктивного обсуждения возникающих проблем между родителями и детьми; создать условия для получения обратной связи; побуждать к анализу причин разногласий во взаимоотношениях.
Процедура проведения: Участникам предлагается заполнить следующую таблицу:
Что огорчает в моем ребенке (родителе) | Что меня радует в моем ребенке (родителе) |
1. 2. | 1. 2. |
Далее родитель и ребенок имеют возможность поделиться информацией, работая в парах.
По окончании выполнения задания группа обсуждает:
-какую часть таблицы было труднее заполнить, где получилось больше записей;
-происходит обмен мнениями, впечатлениями, чувствами во время заполнения таблицы, во время работы в парах.
Дискуссия на тему: «язык принятия» и «язык непринятия»
Цель: побудить участников к осознанию конструктивных и неконструктивных способов взаимодействия.
Ответы на вопросы в предыдущем задании позволят выйти на обсуждение данной темы.
Психолог с участниками группы обсуждает, что значит «принятие» или «непринятие» другого человека.
Как мы выражаем «язык принятия» и «язык непринятия», рассматривая при этом конкретные примеры.
Рассмотрим следующие параметры:
1. оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой конфетами) – и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
2. временное качество («Сегодня у тебя задание не получилось») – и постоянное («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
3. невербальные проявления (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
Предлагается вопрос для обсуждения:
«Как я понимаю, что меня или принимают, или не принимают окружающие люди?».
Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия».
В качестве примера ведущему предлагается вариант таких изысканий группы.
«Язык принятия» Оценка поступка, а не личности Похвала Комплимент Временный язык Ласковые слова Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение Согласие Позитивный телесный контакт Улыбка Контакт глаз Доброжелательные интонации Эмоциональное присоединение Поощрение Выражение своих чувств Отражение чувств ребенка | «Язык непринятия» Отказ от объяснений Негативная оценка личности Сравнение не в лучшую сторону Постоянный язык Указание на несоответствие родительским ожиданиям Игнорирование Команды Приказы Подчеркивание на неудачи Оскорбление Угроза Наказание «Жесткая» мимика Угрожающие позы Негативные интонации |
Упражнение «Эксперимент»
Цель: обучать участников группы способам конструктивного общения.
Процедура проведения: Подросткам по желанию предлагается сказать какую-либо фразу. Далее взрослые формулируют ответ сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Дети обсуждают и выбирают те ответы, которые вызвали у них наиболее сильные чувства. В ходе работы важно сделать акцент на том, что согласие и принятие не одно и то же. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь; гораздо труднее, не выражая согласие, дать понять другому человеку, что его принимают и считаются с ним, несмотря на разные точки зрения.
Психогимнастическое упражнение
Цель: снять эмоциональное напряжение; побудить участников к оценке своей способности понимать других людей.
Процедура проведения: Участники передают по кругу чувства с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами. Один из участников старается передать любое чувство (или представление о нем) соседу, в тот – следующему участнику. Поскольку группа сидит с закрытыми глазами, для распознавания чувства можно полагаться только на ощущения рук. Участники группы могут передавать чувство таким же образом, как его получили, или придумать иной способ, важно лишь сохранить полученное чувство.
4.Рефлексия
Цель: оценить эмоциональное состояние участников; получить обратную связь.