Раздел 2. Проблемы периодизации развития индивида, личности и

Индивидуальности

Тема 2.1.Подходы к периодизации развития индивида, личности и

Индивидуальности

Количество часов самостоятельной работы студента – 4.

Задача темы заключается в знакомстве с основными концепциями периодизации развития личности зарубежных и отечественных психологов. На основе изучения основной и дополнительной литературы, обращения к психологическим словарям проанализируйте основные психологические понятия: возраст, развитие, социальная ситуация развития, критические и литические периоды развития.

Рассматривая движущие силы развития личности, обратите внимание на принцип саморазвития деятельности, на положение о роли противоречий в системе деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Выявляя источники психического развития личности, обоснуйте: положение Д.Н. Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности; понятие ведущей деятельности в отечественной психологии. Подберите примеры противоречий между мотивационной и познавательной сферами как движущей силы в развитии личности.

Ознакомьтесь с периодизацией психического развития личности в детском возрасте Д.Б. Эльконина. Проанализируйте специфику биогенетических периодизаций развития (С. Холл, К. Гетчинсон, З. Фрейд), периодизаций на основе стадий развития интеллекта (Э. Мейман, Ж. Пиаже), социогенетических периодизаций развития (Левинсон, Р. Кеган, Р. Гоулд). Сравните и обоснуйте подходы С. Холла, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.К. Шабельникова к пониманию исторических корней периодизации развития личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.1.

1. Назовите критерии выделения этапов периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Какие научные школы и/или конкретные ученые выделили их и обосновали?

2. Письменно (1,2 страницы) раскройте становление теоретических взглядов на научное содержание знаний по перечисленным понятиям (по выбору студента): возраст, развитие, критические и литические периоды развития, ведущая деятельность.

3. Обоснуйте (не более страницы), в чем заключается вклад в представления об исторических корнях периодизации развития личности С. Холла, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.К. Шабельникова.

Обязательная литература: 1, 2, 3, 5 (Раздел III. гл.2.3, стр. 478-488)

Дополнительная литература: 6, 7, 12, 22, 25, 27

Тема 2.2.Концепции возрастных кризисов в психологии

Количество часов самостоятельной работы студента – 3.

Ключевыми в данной теме являются вопросы о сущности возрастных кризисов, условий и механизмов развития личности; подходов к пониманию термина «кризис» в психологии.

Проанализируйте концепции зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Я. Боом, Э. Эриксон, Д. Левинсон и др.) и отечественных (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович) исследователей о кризисном развитии личности. Используя дополнительную литературу, составьте развернутую характеристику основных симптомов возрастных кризисов детства: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет. Обратите внимание на основные характеристики кризисов подростничества: предподростковый кризис, подростничество и раскройте, почему эти кризисы трудно представить в единой логике. Обоснуйте дискуссионные проблемы выделения кризисов взрослости. Ознакомьтесь с моделями переходного возраста по Г. Крайг – модель перехода и модель кризиса. Сравните критерии выделения кризиса развития личности В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман; а также кризисов «афелия» и «перигелия» развития личности В.К. Шабельникова.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.2.

1. Обоснуйте различия в подходах зарубежных (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Я. Боом, Э. Эриксон, Д. Левинсон и др.) к пониманию кризиса развития личности.

2. Как рассматривают возрастной кризис отечественные исследователи (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович)?

3. Кратко раскройте (1-2 страницы) механизмы выхода из возрастного кризиса, представленные зарубежными и отечественными психологами.

Обязательная литература: 1, 2, 3, 5 (Раздел III. гл.2.3, стр. 478-488) (Раздел III. гл. 2.2, стр. 466-478, гл. 2.4-2.5, стр. 488-511)

Дополнительная литература: 7, 19, 27, 29, 43

Наши рекомендации